АВ 2001г. Выпуск 28 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Нормативно-правовое обеспечение экспортного контроля
Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники.
Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом уже более 60 лет. В СССР подобная система начала формироваться только в начале
80-х годов. Все более активное участие Российской Федерации в мирохозяйственных процессах в 90-е годы поставило вопрос о создании эффективной системы экспортного контроля для предотвращения ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.
Начало формированию нормативно-правовой базы экспортного контроля было положено изданием Указа Президентом РФ от 11 апреля 1992 г. 338 О мерах по созданию системы экспортного контроля в России . Созданная за прошедшие 9 лет нормативно-правовая база экспортного контроля включает в себя Федеральный закон от 18 июля 1999 г. 183-ФЗ Об экспортном контроле , которым регламентируется порядок осуществления экспортного контроля, а также ряд подзаконных актов: указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 26 августа 1996 г. 1268 О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения и др.); постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. 1157 Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю и др.); нормативные правовые акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ВЭК России, ГТК России и др.).
Ряд важных положений, регламентирующих вопросы экспортного контроля, содержится также в федеральных законах О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и О государственном регулировании внешнеторговой деятельности .
Нормативно-правовое регулирование экспортного контроля основывается на запретительно-разрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно: речь идет не только о таможенном режиме экспорта, а о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.
Объектом экспортного контроля являются:
- продукция военного назначения, то есть вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области;
- оборудование и материалы, связанные с использованием атомной энергии;
промышленные товары и технологии двойного назначения , то есть применяемые в гражданских и военных целях.
Товары, попадающие в списки объектов экспортного контроля (так называемые ограничительные списки), либо подлежат вывозу только в исключительном порядке путем предоставления специальной разовой лицензии по заявке экспортера, либо экспортируются в рамках установленных квот, либо вывозятся в контролируемые государства под наблюдением. Списки контролируемых товаров периодически пересматриваются с учетом последних научно-технических достижений.
Принципы государственной политики в области экспортного контроля сформулированы в статье 5 Федерального закона Об экспортном контроле и предусматривают, в частности:
добросовестность выполнения международных обязательств в Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки;
гармонизацию процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
осуществление единой политики экспортного контроля и единство таможенной территории Российской Федерации;
приоритет безопасности государства; недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве;
законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля.
В механизме экспортного контроля задействован целый ряд государственных органов (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, ВЭК России, ГТК России и др.), а также различные промышленные и научные организации, их ассоциации и союзы.
МИД России, Министерство обороны РФ, ГТК России, Минюст России и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти также участвуют в пределах своей компетенции в функционировании системы экспортного контроля.
Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, наделяются правом запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля. В свою очередь, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по первому требованию предоставлять такую информацию и несут ответственность за ее достоверность (статьи 13, 14 Федерального закона Об экспортном контроле ) .
Федеральный закон Об экспортном контроле (статьи 1,16) предусматривает создание в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, внутрифирменных программ экспортного контроля, под которыми понимаются мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля .
Внутрифирменные программы экспортного контроля создаются в организациях на добровольных началах. Обязательное создание таких программ предусмотрено в отношении организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Такие организации должны проходить аккредитацию в порядке, определяемом Правительством РФ.
Механизм экспортного контроля опирается на установление особых требований к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями. В соответствии с одним из них внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (статья 18 Федерального закона Об экспортном контроле ). Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к подобным внешнеэкономическим сделкам, включая осуществление проверок использования иностранным лицом полученных по сделкам товаров и технологий в соответствии с принятыми обязательствами. Кроме того, российским лицам запрещается заключать и совершать внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями или участвовать в них любым иным способом, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (пункт 1 статьи 20 Федерального закона Об экспортном контроле ).
Механизм экспортного контроля, закрепленный в действующем законодательстве, предусматривает следующие основные методы его осуществления:
идентификацию контролируемых товаров и технологий;
разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций;
таможенный контроль и таможенное оформление вывоза контролируемых товаров и технологий;
валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций;
применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле.
Разрешительный порядок совершения внешнеэкономических операций предусматривает возможность установления запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Такие запреты и ограничения устанавливаются в целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности и статьей 25 Федерального закона Об экспортном контроле .
Запреты и ограничения вводятся:
федеральными законами, если устанавливаются в отношении отдельных иностранных государств;
указами и распоряжениями Президента РФ, если устанавливаются в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
постановлениями Правительства РФ, если устанавливаются в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, несовместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.