Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 28 Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности


Правовое регулирование военно-технического сотрудничества

     Статьей 6 закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в ведении Российской Федерации закреплено определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества военно-технического  назначения; оказание технического содействия в создании объектов военного назначения за рубежом, в передаче технической документации, организации лицензионного производства, модернизации и ремонта военной техники,  а также оказание других услуг в области военно-технического  сотрудничества.
     В развитие положений этой статьи принят специальный Федеральный закон О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами . Им установлены принципы внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти РФ, государственное регулирование и финансирование работ в этой сфере, порядок участия в осуществлении военно-технического сотрудничества разработчиков и производителей военной техники и вооружений.
    В свою очередь, в развитие закона о военно-техническом сотрудничестве издано несколько десятков нормативно-правовых актов. Наиболее важным из них является Указ Президента  РФ  "О  мерах по повышению эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствми" от 6 сентября 1999 г.   1164. Указ  определяет  порядок осуществления военно-технического  сотрудничества  РФ  с иностранными  государствами; порядок предоставления российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в этой сфере, их права и обязанности; порядок рассмотрения официальных обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений  Президента  РФ  и Правительства РФ о поставках продукции военного назначения; порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежит контролю и осуществляется по лицензиям.
    В то же время нельзя не отметить и то, что нормативно-правовое регулирование военно-технического сотрудничества имеет существенные пробелы в предмете правового регулирования. Во-первых, понятие военно-технического сотрудничества ограничивается сферой международных экономических    отношений, вследствие чего неоднозначно определен субъектный  состав правоотношений. Такая ситуация неизбежно порождает серьезные противоречия при практическом осуществлении международного обмена продукцией военного назначения между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и  между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление различными аспектами военно-технического сотрудничества - с другой.
    Не определено само понятие внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Вследствие этого субъекты внешнеторговой деятельности определены как субъекты военно-технического сотрудничества. Из используемого в законе понятийного аппарата можно сделать вывод, что внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения - это деятельность российских организаций, получивших на это право, направленная  на  перемещение  за пределы  (и на) территорию Российской Федерации продукции военного назначения, а не предпринимательская деятельность указанных лиц, направленная на международный обмен этой продукцией. Такая неопределенность порождает противоречия между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере внешней торговли и военно-технического сотрудничества, и ГТК России по вопросам предметов ведения и компетенции при осуществлении экспортно-импортных операций в отношении продукции военного назначения. Непонятна и отраслевая принадлежность правоотношений при их регулировании (регулируются они нормами внешнеторгового законодательства или же таможенного).
    Неадекватность и неразвитость понятийного аппарата предопределили противоречия между отдельными правовыми нормами закона и общепринятыми  положениями теории государственного управления. Так, цели военно-технического сотрудничества идентифицируют отношения в этой сфере как государственно-управленческие, а не международные экономические (статья 3 закона). В статье 2  закона  сформулированы принципы не только государственного управления, но и внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества, международных отношений. Однако сами принципы не расклассифицированы, что значительно усложняет их применение в практической деятельности.
    До настоящего времени однозначно не определенны в российском законодательстве понятия экспорта-импорта и вывоза-ввоза.
     Важной составляющей нормативно-правового регулирования военно-технического сотрудничества, являются международные договоры.
    По предмету регулируемых ими отношений международные договоры о военно-техническом сотрудничестве можно разделить на следующие виды:
     двусторонние соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве;  
     соглашения между Правительством РФ и правительствами государств - участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности;
     двусторонние соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества;
     Вассенаарские договоренности по экспортному контролю над обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения.
    Международные договоры подписываются в соответствии с решением Президента РФ на основании представления Правительства РФ. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти могут заключать международные договоры межведомственного характера в целях реализации международных договоров РФ, если возможность заключения  таких договоров предусмотрена международными договорами Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.
     В международных договорах определяются:
    основные направления военно-технического сотрудничества между Правительством РФ и соответствующим иностранным государством;
     обязательства сторон по защите информации, полученной в ходе реализации соглашений;
    гарантии, что она не  будет  использоваться  в ущерб интересам сторон (отказ от передачи и реэкспорта третьим странам военной продукции, полученной в ходе сотрудничества; разрешение споров по толкованию и выполнению соглашений  путем  переговоров между сторонами);
     процедура прекращения действия соглашения.
    Кроме того, рядом соглашений предусмотрен ряд мер ограничительного характера. Например, Соглашением между Правительством РФ и Правительством США об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из Российской Федерации в Соединенные Штаты Америки предусмотрен запрет Правительства РФ на экспорт в США любого огнестрельного оружия и боеприпасов, кроме видов указанных в приложении.
    В настоящее время во исполнение решений Президента РФ Правительство РФ заключило международные договоры о военно-техническом сотрудничестве с 37 государствами мира. В области военно-технического сотрудничества со странами-участниками СНГ Российская Федерация присоединилась к Соглашению о принципах обеспечения вооруженных сил государств-участников СНГ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1992 г.). Кроме того, Правительство РФ заключило двусторонние соглашения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности с Белоруссией (1994 г.), Казахстаном (1994 г.), Украиной (1995 г.) и Кыргызстаном (1992 г.). Названными соглашениями предусмотрено использование упрощенного порядка совершения внешнеторговых сделок в отношении продукции военного назначения.
    Российская Федерация является участником многостороннего соглашения в области контроля над экспортом обычных вооружений и товаров двойного назначения (Вассенаарские договоренности)  - специального международного режима, который объединяет 33 государства. 12 июня 1996 г. на встрече государств - участников Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения принято решение о введении в действие Вассенаарских договоренностей с сентября 1996 г.
    Важной составной частью российского внутригосударственного права являются нормы международного частного права, регулирующего сделки в отношении продукции военного назначения, т.к. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются  составной  частью российской правовой системы. К ним относятся:
    нормы коллизионного права, разъясняющие вопросы регулирования правоотношений по внешнеторговым сделкам;
    нормы материального грана, которые регулируют поведение, права и обязанности участников.
    Основным правовым документом, регулирующим сделки в военно-технической сфере, является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная 11 апреля 1980 г. В Конвенции закреплено юридическое понятие международной купли-продажи товаров, нормы, регламентирующие порядок заключения контрактов между отсутствующими сторонами, определены форма контрактов, права и обязанности продавца и покупателя, возникающие из сделки, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.
    Конвенция применяется  к договорам купли-продажи военной продукции между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, если эти государства являются участниками Конвенции (например Китай, являющийся крупнейшим импортером российской военной продукции); когда, согласно нормам международного частного права, применимо право договаривающегося государства (например, если сделка совершена с Индией, Алжиром, Ираном, Вьетнамом, имеющими тесные связи в сфере военно-технического сотрудничества с Россией и не являющимися участниками Венской конвенции).
    В то же время Венская конвенция не содержит положений, регламентирующих действительность самого договора в отношении продукции военного назначения (каких-либо его положений) или любого обычая, последствия, которые может иметь договор в отношении права собственности на продукцию военного назначения.