Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 24 Правовые основы ценообразования в условиях рыночной экономики

Состояние нормативно-правовой базы в сфере ценообразования

     Публично-правовое регулирование ценообразования предполагает активное участие в этом процессе государства, т.е. осуществление целенаправленной политики, базирующейся на законе, активное использование института публично-правового регулирования цен как средства государственной ценовой политики. Именно государство в лице образованных им органов формирует данный институт, осуществляет выбор инструментария ценового и тарифного администрирования, использует иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства в муниципальных образованиях.     
     Характеризуя состояние нормативно-правовой базы ценообразования с точки зрения достигнутой полноты нормативно-правового регулирования следует отметить, что  в законодательстве Российской Федерации сегодня существует целый ряд осознанно сформированных ниш и пробелов.
    Общий режим публично-правового регулирования ценообразования (за исключением субъектов естественных монополий, организаций ТЭК и участников рынка алкогольной продукции) определяется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации .
    Так, пункт ж  статьи 71 Конституции Российской Федерации относит установление правовых основ ценовой политики к ведению Российской Федерации. Государство определяет общие принципы ценообразования, разрабатывает административно-юридические методы его регулирования.
    Статьей 55 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что для введения определенных ограничений свободы в области ценообразования необходимо наличие фактических оснований, которые должны быть закреплены в соответствующих законах.
    Статьей 224 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы ценообразования.
    Статьей 28 Федерального конституционного закона О Правительстве устанавливается исключительное право Правительства Российской Федерации формировать номенклатуру цен, в отношении которых применяется государственное регулирование.
    Конкретный состав основ ценовой политики, критерии оценки норм по ценообразованию, имеющие определяющие значение для обеспечения конституционных прав субъектов хозяйственной деятельности при осуществлении административного регулирования цен, а также в механизме реализации конституционных принципов управления народных хозяйством, определяющие подчиненных и властных субъектов ценового регулирования и контроля; порядок установления видов деятельности, категорий лиц, цены (тарифы) на работы и услуги, которые подлежат административному регулированию; формы регулирования; принципы и основные элементы процедуры, в рамках которой действуют контрольные органы; полномочия контрольных органов, связанные с доступом к информационным ресурсам и имуществу подконтрольных лиц; ответственность за нарушение установленного порядка ценообразования регламентируются:
Кодексом об административных правонарушениях РСФСР;
Налоговым кодексом РФ;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ.
    В частности, статьей 146.2 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР установлено, что нарушение государственной дисциплины цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам, нарушение порядка декларирования цен (тарифов) или иное нарушение государственной дисциплины цен влечет за собой наложение штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ.
     Статьей 40 Налогового кодекса РФ установлены принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения. В соответствие с положениями этой статьи для осуществления контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность цен в следующих случаях:
между зависимыми друг от друга лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок;
при отклонении цен более, чем на 20%  от уровня цен, применяемого налогоплательщиками по идентичным товарным операциям.  
     Указом Президента РФ от 28.02.95 221 О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов) закреплено положение о том, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке РФ всеми предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм.
    Порядок государственного регулирования цен (тарифов), координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, подготовка предложений по применению санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен возложены на Правительство РФ.
    Постановлением правительства РФ от 7  марта 1995 г. 239 определен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг и перечень услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, в отношении которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).
    Этот перечень включает в себя:
природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, сжиженный газ;
продукцию ядерно-топливного цикла;
электро- и теплоэнергию;
транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;
продукцию оборонного назначения;
алмазное сырье, драгоценные камни;
протезно-ортопедические изделия;
перевозку грузов на железнодорожном транспорте;
погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте, в портах;
портовые сборы, сборы за проход по внутренним путям с судов, плавающих под иностранными флагами;
услуги ледокольного флота;
аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
отдельные услуги почтовой и электрической связи;
водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 градусов;
снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, тарифам на перевозку грузов, пассажиров и багажа, реализуемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
    Тем же постановлением утвержден перечень продукции (услуг), цена на которые регулируются  органами исполнительной власти субъектов РФ.
     В ряде  субъектов приняты специальные законодательные акты в сфере ценообразования. Например, в Ленинградской области принят областной закон от 23.04.97 8-ОЗ О ценовой политике в Ленинградской области . Он определяет цели и принципы регулирования цен, статус субъектов ценообразования, перечень продукции (товаров и услуг), цены на которые подлежат регулированию, меры ответственности за нарушение государственной дисциплины цен.
     Характеризуя нормативные акты субъектов РФ, следует отметить, что зачастую контроль за ценообразованием распространяется за пределы, установленные правительственной номенклатурой товаров, т.е. фактически речь идет о вмешательстве и нарушении свободы договора, установленной ГК РФ.