АВ 2001г. Выпуск 13 Нормативно-правовое обеспечение деятельности отечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы
Некоторые итоги развития промышленности России в 2000 году
Данные Госкомстата РФ о результатах работы народного хозяйства России в 2000 г. указывают на формирование противоречивых тенденций в развитии отечественной промышленности.
С одной стороны, продолжается рост производства. Валовый внутренний продукт (ВВП) вырос на 7,7% и составил 4909 млрд. руб., объем промышленной продукции - на 9%, до 4762,5 млрд. руб.
Загрузка мощностей увеличилась с 51% в 1998 г. до 65% в 2000 г. Дальнейшее увеличение загрузки мощностей начало упираться в высокий уровень морального и физического износа производственного капитала. Предприятиям все острее требуется модернизация, обновление и расширение производства.
Достигнутый в промышленности уровень рентабельности составил 16% и позволил предприятиям наращивать объемы собственного оборотного капитала.
В то же время нарастает дифференциация отраслей по финансовому положению. Доходы промышленности концентрируются в экспортно-ориентированных отраслях (нефтяная, газовая отрасли, металлургия). Этим отраслям удалось преодолеть дефицит оборотных средств, снизить долговую нагрузку, улучшить показатели ликвидности.
Улучшение финансового положения предприятий в обрабатывающих отраслях промышленности выражено гораздо слабее. В этих отраслях по-прежнему не преодолен дефицит собственных оборотных средств.
Замедлились темпы монетаризации денежного оборота. После резкого снижение доли бартера, его уровень стабилизировался с марта 2000 г. на уровне 26%.
Инвестиции в реальный сектор увеличились в 2000 г. на 17% по сравнению с предыдущим годом и составили 1171,5 млрд. руб.
Среди факторов, стимулирующих инвестиционную активность предприятий, можно выделить рост спроса на выпускаемую ими продукцию, увеличение объема собственных финансовых средств, необходимость обновления производственной базы.
Основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий (72% от общего объема капитальных вложений). Доля кредитных и заемных средств составляет 14%, бюджетных средств - 11%. Иностранные инвестиции, как источник финансирования капитальных вложений, пока не играют заметной роли.
Следует отметить, что инвестиционный бум реально охватил только сырьевые отрасли, предприятия тяжелого и транспортного машиностроения, удовлетворяющие спрос этих отраслей на новое оборудование.
В то же время инвестиционная ситуация в отраслях, работающих на конечный спрос населения, менее благоприятная. Сворачивают инвестиционные программы предприятия мясной, рыбной, мукомольно-крупяной, легкой промышленности, т.е. предприятия как раз тех отраслей, которые наиболее сильно пострадали от кризиса и наиболее сильно недоинвестированы.
Среди факторов, сдерживающих инвестиционную активность предприятий этой группы, наиболее важными являются:
высокий процент коммерческого кредита;
недостаток собственных финансовых средств;
неудовлетворительное состояние нормативно-правовой базы;
высокие инвестиционные риски.
В этой группе отраслей все более остро проявляются инфраструктурные и внутрифирменные факторы, снижающие их инвестиционную привлекательность:
неготовность многих предприятий к реальной работе по привлечению инвестиций;
отсутствие у большей части из них ясной стратегии;
нежелание допускать инвестора к рычагам управления.
Характеризуя развитие отечественной промышленности, нельзя не отметить и наметившуюся в последние месяцы 2000 г. тенденцию к замедлению темпов роста промышленного производства в целом. Так, в декабре объем производства сохранился на уровне ноября.
Основными причинами отмеченного перелома тенденции в динамике промышленного производства в последние месяцы являются:
чрезмерное укрепление курса рубля относительно доллара США. Сложившаяся ситуация способствует усилению конкуренции импортных товаров на отечественном рынке и угнетающе действует на динамику российского экспорта;
ухудшение финансового положения промышленных предприятий вследствие исчерпания позитивного воздействия на него последствий девальвации рубля. Косвенным свидетельством этого, в частности, является стабилизация в течение 2000 г. после бурного роста в 1999 г. объема денежных средств в составе оборотных активов промышленных предприятий и организаций;
неустойчивая динамика индекса корпоративных ценных бумаг в последние месяцы, отрицательно влияющая на инвестиционную активность микроэкономической среды, и, соответственно, на спрос на продукцию промышленных отраслей, производящих инвестиционные ресурсы.
стабилизация и даже снижение внутреннего спроса на сырье, материалы и машиностроительную продукцию инвестиционного назначения в связи с затуханием инвестиционного бума;
ухудшение финансового положения самих предприятий, вызванное опережающим ростом тарифов естественных монополий, реальной зарплаты.
Структурные дисбалансы накапливаются также в денежно-кредитной сфере и оказывают негативное влияние на работу промышленности. С одной стороны, растет ликвидность банковской системы. Остатки на корсчетах российских банков в начале 2001 г. превысили 100 млрд. руб. С другой, имеющиеся финансовые ресурсы неохотно инвестируются банками в реальный сектор экономики. Объем кредитов банков реальному сектору по сравнению с июлем 1998 г. вырос только на 9%, доля кредитов в активах банков не превышает 1/3. Мала доля кредитных ресурсов в инвестициях предприятий.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что реализация стратегического курса Правительства РФ, основанного на стимулировании предпринимательской активности, на активной политике по привлечению инвестиций как отечественных, так и иностранных, все более настойчиво требует формирования адекватной системы институтов, включая законодательство, регулирующее предпринимательский и инвестиционный климат и повышения эффективности правоприменительной системы.
В частности, преобразования, которые необходимо провести с целью поддержки отечественного товаропроизводителя в нормативно-правовой сфере, включают в себя решение проблем в области защиты собственности, принятие мер по снижению налогового давления на товаропроизводителя, совершенствование государственного контроля за установлением и применением цен и тарифов, особенно в сфере деятельности естественных монополий.