АВ 2001г. Выпуск 13 Нормативно-правовое обеспечение деятельности отечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы
Гражданское законодательство в сфере товарного производства
Наиболее важным шагом в создании нормативно-правовой базы регулирования деятельности российских товаропроизводителей стали подготовка и введение в действие в 1994 г. части первой и в 1996 г. части второй Гражданского кодекса РФ (ГК), которые содержат общие нормы, регламентирующие деятельность хозяйственных субъектов и составляют сейчас основу для гражданско-правового обеспечения их функционирования.
Ведется работа над частью третьей ГК, которая будет содержать нормы, определяющие важнейшие отношения в сфере интеллектуальной собственности (патентное право, товарные знаки, авторское и смежные права), наследственного права, международного частного права. С принятием названной части Гражданского кодекса будет завершено формирование системы гражданского права Российской Федерации на длительную перспективу.
Однако, отмечая значительные положительные сдвиги в формировании базы хозяйственного законодательства, следует отметить, что правовое поле содержит еще весьма значительные пробелы, часть из которых по-прежнему регламентируется Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.
В частности, неоправданно затянулась разработка основных федеральных законов в области гражданского права, которые должны развивать и детализировать общие нормы Гражданского кодекса. К настоящему времени принято 8, или чуть более 1/4 из федеральных законов, которые упомянуты в статьях первой и второй частей ГК РФ: Об акционерных обществах (26.12.95, 208-ФЗ), Об актах гражданского состояния (15.11.97, 143-ФЗ), О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (21.07.97, 122-ФЗ), Об обществах с ограниченной ответственностью (08.02.98, 14-ФЗ), О несостоятельности (банкротстве) (08.01.98, 6-ФЗ), Об ипотеке (залоге недвижимости) (16.07.98, 102-ФЗ), Воздушный кодекс (19.03.97, 60-ФЗ), Транспортный устав железных дорог (08.01.98, 10-ФЗ).
В развитие ст. 49 Гражданского кодекса РФ подготовлен Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности (25.09.98, 158-ФЗ, которым регулируются отношения, возникающие при выдаче лицензий, за исключением отношений по выдаче разрешений в сфере внешнеторговой и таможенной деятельности, деятельности по охране окружающей среды и пользованию природными ресурсами, отношения по использованию объектов интеллектуальной собственности.
7 февраля 2001 года принят Кодекс внутреннего водного транспорта.
В то же время разработка еще 21 закона, принятие которых прямо предусмотрено ГК РФ, неоправданно затянулась. Это законы: об иммунитете государства и его собственности, подготовка которого предусмотрена статьей 127 ГК РФ, о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51), о подрядах для государственных нужд (ст. 768), уставы (кодексы) автомобильного транспорта, торгового мореплавания (ст. 784), законы о специальных видах страхования (ст. 970) и закон о взаимном страховании (ст. 968), законы или иные правовые акты об особенностях отдельных видов договора комиссии (ст. 990), закон о порядке возмещения вреда, причиненного действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070) и ряд других. Думается эта работа должна стать одним из приоритетов законотворческой деятельности Государственной Думы третьего созыва.
В развитие положений Гражданского кодекса РФ принят и действует значительный пакет законодательных актов о регулировании деятельности юридических лиц: Об акционерных обществах (26.12.95, 208-ФЗ), О производственных кооперативах (08.05.96, 41-ФЗ), О потребительской кооперации в Российской Федерации (19.06.92, 3085-1), Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (19.07.98, 14-ФЗ), Об обществах с ограниченной ответственностью (08.02.98, 14-ФЗ).
В месте с тем уже на протяжении многих лет остаются неурегулированными целый ряд вопросов, касающихся регистрации юридических лиц, функционирования казенных, государственных и муниципальных предприятий, управления государственной собственностью, об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности, а также акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов и совхозов, на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий, обслуживающих сельскохозяйственных производителей и некоторых других, принятие которых предусмотрено Федеральным законом Об акционерных обществах .
Решение этих задач требует как подготовки и принятия специальных законов, так и внесения дополнений в действующие законодательные акты, поскольку общие нормы Гражданского кодекса РФ по данным вопросам без их детализации в соответствующих федеральных законах не могут быть в полной мере применены на практике.
Нельзя также не отметить и то, что практика выявила и значительные недостатки одного из базовых законов - Федерального закона Об акционерных обществах . Он написан в откровенно променеджерском духе и не дает надежной защиты прав не только миноритарных, но в ряде случаев и мажоритарных акционеров. В итоге сейчас оперативный контроль над активами предприятий в России важнее прав собственности.