Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 13 Нормативно-правовое обеспечение деятельности отечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы


Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической и таможенной деятельности

Существующая законодательная база, регулирующая внешнеторговую деятельность, включает в себя: Закон Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле (09.10.92, 3615-1) и федеральные законы О внесении дополнений в закон Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле " (05.07.99, 128-ФЗ), О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли товарами (14.04.98, 6З-ФЗ), О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации (04.01.99, 4-ФЗ), О временном запрете импорта этилового спирта (31.03.99, 61-ФЗ), а также большое число нормативных актов Банка России, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств.

     В перечисленных законодательных и нормативных актах закреплен комплекс норм, направленный:

    на предотвращение недобросовестного импорта;
    на обеспечение необходимых условий экспорта продукции, произведенной отечественными товаропроизводителями с учетом обеспечения долгосрочных стратегических интересов страны и выполнения международных обязательств;
    на обеспечение доступности для отечественного  товаропроизводителя импортных сырья, материалов, комплектующих изделий и технологического оборудования, не имеющих отечественных аналогов;
    на обеспечение условий приоритета на внутреннем рынке товаров, произведенных отечественным товаропроизводителем в конкуренции с импортными товарами.
В этих целях установлена государственная монополия (в том числе в форме лицензирования отдельных видов внешнеэкономической деятельности) на экспорт и (или) импорт следующих видов товаров:
- алкогольная и спиртосодержащая продукция;
- сырая нефть и нефтепродукты;
- драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, лом драгоценных металлов и драгоценных камней, отходы их переработки;
- химические соединения, содержащие драгоценные металлы;
- вооружение и военная техника;
- расщепляющиеся материалы, отравляющие, взрывчатые, ядовитые, психотропные вещества, сильнодействующие наркотические средства.
В целях технического перевооружения производства, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование номенклатуры и качества выпускаемых изделий, внедрения новых технологий, создания новых рабочих мест предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров, не имеющих отечественных аналогов.
В случаях, если объем или структура экспорта или импорта отдельных видов товаров могут нанести ущерб отечественному товарному производству и экономическим интересам страны, Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать такие таможенные пошлины или квоты ввоза или вывоза товаров, которые необходимы для устранения возможного ущерба.
Опираясь на существующую нормативно-правовую базу Правительство РФ сделало пересмотр таможенных тарифов важным пунктом стратегической программы социально-экономического развития и соответственно первоочередных мер правительства на 2001-2003 гг.
Предполагается значительно снизить пошлины, а также объединить схожие продукты в большие товарные группы.
Решение о снижении таможенного тарифа правительство обосновывает следующими аргументами:
во-первых, необходимостью стимулировать экономический рост, обеспечив снижение цен на многие изделия прежде всего технологического характера и комплектующие, которые не производятся в России или производятся, но низкого качества и необходимы отечественным производителям;
во-вторых, низкой эффективностью таможенного контроля и дырами в законодательстве, позволяющими ввозить на льготных условиях или нелегально значительную часть, а по отдельным позициям большинство товаров для реализации внутри России за бесценок или опять же нелегально (по подобным схемам завозились в Россию почти все импортные телевизоры, зарегистрированный на таможне ввоз телевизоров составляет менее 1% от объема продаж), значительная часть автомобилей и прочее);
в-третьих, с целью упростить таможенную систему, облегчить контроль и пресечь ввоз одних товаров под видом других товаров, на которые установлены в настоящее время низкие таможенные пошлины.
Следует отметить, что предполагаемое снижение тарифа оказывает двойное давление на внутренние цены. Средняя цена может уменьшиться как вследствие удешевления импорта, так и обострения конкуренции на рынке. В итоге потребителю станет доступен более широкий круг товаров, обострится борьба производителей за внимание покупателя.
Предлагаемые меры весьма благоприятны как для частного, непроизводственного потребления, так и для тех производителей, деятельность которых требует импортного оборудования или комплектующих.
Однако, в сложном положении окажется отечественный производитель: от снижения таможенных пошлин он ничего не выигрывает поскольку он их не платит, а цены импортеров падают. Осложняется положение и  иностранных инвесторов, инвестировавших капитал в производство внутри страны, поскольку рост эффективности импорта товаров сопровождается падением эффективности импорта капитала. Особенно негативно это скажется на отечественных товаропроизводителях в легкой промышленности, и предприятиях, занятых сборкой иностранных автомобилей.
С целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создания благоприятных условий для расширения внутреннего рынка представляется необходимым провести корректировку импортного тарифа с учетом возможностей импортозамещения, увязав уровень ввозных пошлин с положением в тех или иных отраслях.
Так, в отношении отдельных видов машиностроительной продукции для защиты внутреннего рынка целесообразно поднять пошлины. В отношении сырья, оборудования и комплектующих, которые не производятся в России, но являются критически важными для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, целесообразно их снизить.
Характеризуя состояние нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности с точки зрения поддержки отечественного товаропроизводителя, нельзя не отметить, что она нуждается в развитии и совершенствовании как в силу необходимости законодательного обеспечения ряда сфер этой деятельности, которые пока не регламентированы соответствующими законодательными актами, так и в целях определенной корректировки ранее принятых в этой области законов.
В частности нормативно-правовыми актами совершенно недостаточно обеспечены защитные меры в сфере внешнеторговой деятельности. Так, законом О государственном регулировании внешнеторговой деятельности возможность применения защитных мер предусмотрена лишь в общей форме (ст. 18), антидемпинговые и компенсационные меры в нем вообще не упомянуты как и сами понятия демпинга и субсидии. Упущен ряд важных положений, придерживаться которых необходимо при применении защитных мер.
Все это, безусловно, снижает возможности государства по защите внутреннего рынка.
В то же время, например,  Всемирная торговая организация, в которую планирует вступить Россия, предполагает использование трех групп мер защиты:
    чрезвычайные защитные меры,
    антидемпинговые меры,
    компенсационные меры.
Существенным пробелом существующего законодательства является и то, что предусмотренные в нем защитные меры в большей мере касаются отечественной промышленности и в меньшей распространяются на сельское хозяйство. Между тем, эта отрасль сейчас испытывает серьезные негативные последствия из-за конкуренции продовольственных и сельскохозяйственных товаров, импортируемых из-за рубежа, причем, как правило, субсидируемых.
Не регламентированы действующим законодательством и многие другие важные меры защиты экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами. Так, не предусмотрен такой важный инструмент оперативного регулирования ввоза и вывоза для поддержания баланса спроса и предложения на внутреннем рынке, как лицензирование импорта. Не регламентированы также санитарные, ветеринарные, фитосанитарные меры защиты внутреннего рынка.
Характеризуя состояние нормативно-правовой базы ВЭД, нельзя не отметить недостаточность предусмотренных существующим законодательством мер по стимулированию экспорта обрабатывающей продукции и ограничению импорта продукции, аналоги которой производятся   или   могут   быть   произведены   отечественным товаропроизводителем. Среди возможных мер, которые могли бы использоваться для поддержки отечественного товаропроизводителя, можно назвать следующие:
    отмена налога на добавленную стоимость на продукцию, экспортируемую в государства СНГ;
    отмена налога на добавленную стоимость с валютных авансов по экспорту машиностроительной продукции;
    использование таможенных тарифов для защиты перспективных и значимых для государства производств и видов деятельности;
    предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам и использование других форм поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, предоставление субсидий на работы по стандартизации, контролю и повышению качества продукции.
Следовало бы также законодательно закрепить прекращение использования средств государственного бюджета на цели импорта, ввоза импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Нуждается в совершенствовании и таможенное законодательство Российской Федерации. В настоящее время оно включает в себя Таможенный кодекс и  12 федеральных законов и значительное число подзаконных актов.
Действующими актами законодательно урегулированы отношения, возникающие при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, осуществлении взимания таможенных платежей, проведении таможенного оформления и контроля, осуществлении руководства таможенной деятельностью и при других формах практической реализации таможенной деятельности в Российской Федерации.
В целом они обеспечивают равные условия всем субъектам внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расширяют выбор вариантов поведения хозяйствующими субъектами, позволяют заключать двухсторонние международные соглашения и договоры, упрощающие внешнеэкономическую деятельность.
В то же время недостаточно отрегулированы механизмы таможенного стимулирования привлечения инвестиций и других ресурсов в науку, образование, здравоохранение, требуют дальнейшего развития тарифные и нетарифные методов защиты внутреннего рынка.