Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 13 Нормативно-правовое обеспечение деятельности отечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы


Налоговые механизмы поддержки отечественного товаропроизводителя

Налоговые механизмы являются одним из важнейших инструментов регулирования деятельности отечественных товаропроизводителей.
С этой точки зрения трудно переоценить важность вступившей в действие с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ, которая вносит значительные изменения в налоговую политику Российской Федерации.
Основными новациями в налогообложении являются:
    введение низкой плоской ставки подоходного налога на уровне 13%,
    снижение социальных начислений на фонд оплаты труда до 35,6%,
    включение в состав затрат при расчете базы налога на прибыль всех обоснованных издержек,
    либерализация амортизационной политики,
    снижение и максимальная   унификация   таможенных   пошлин,
    отмена необоснованных налоговых льгот,
    снижение числа налогов.
Отменяются нерациональные и неэффективные налоги и сборы, в частности,   оборотные  налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также налоги и сборы, дающие незначительные бюджетные поступления, но дорогие в администрировании;
Реализация этих мер, по мнению Правительства РФ, должна обеспечить:
    усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания  условий    налогообложения  для  всех налогоплательщиков, прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений;
    снижение налогового бремени для налогоплательщиков за счет более равномерного распределения налоговой нагрузки, облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.                                          
    упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа налогов и сборов, унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
По оценкам Правительства РФ, уже в первый год снижение налогового бремени составит 8-9% общего объема налоговых доходов. В последующие годы снижение налогового бремени прогнозируется еще не менее чем на 5-7% ежегодно.
По расчетам Госналогслужбы России, собираемость налогов в результате реализации предлагаемых мер должна повыситься с 50,5% до 80 %.
Реализация мер по сокращению числа налоговые льгот, изменению порядка их предоставления обеспечит рост объема доходов бюджетной системы на 1,5% к ВВП, создаст возможности для дальнейшего снижения общего размера налогового бремени.
Оценивая перечисленные налоговые новации, следует отметить, что не все декларированные цели налоговой   реформы положительно влияют на положение отечественного товаропроизводителя, т.к. не учитывают сложившейся в настоящее время структуры формирования дохода.
Так, оценки, выполненные специалистами Центрального экономико-математического института РАН, показывают, что структура чистого дохода России сейчас на 75% формируется за счет ренты природных ресурсов, на 20% - за счет капитала и на 5% - за счет труда. В то же время  в налоговой системе на долю ренты приходится около 13%, капитала - 17%, труда - 70%.
Поэтому структура приоритетов налоговой реформы уже сейчас нуждается в корректировке т. к. она не соответствует структуре дохода, который подлежит налогообложению. Сведение политики доходов к единому подоходному налогу в 13% важно, главным образом, для тех, кто хочет легализовать ранее полученные не вполне законным образом доходы.
Экономическая обоснованность такого подхода вызывает также определенные сомнения, если учесть что общие платежи по государственному долгу составят в ближайшие годы 30-40% доходов федерального бюджета.
Для организаций производственной сферы было бы целесообразно устанавливать дифференцированные ставки налогообложения в зависимости от народнохозяйственной, социальной, оборонной и иной государственной значимости соответствующих производств.
Необходимо также в срочном порядке устранить ряд противоречий, возникших в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса. Так, вторая часть Налогового кодекса дает налоговым органам право требовать уплаты НДС с безнадежных долгов предприятий (дебиторской задолженности) в момент, когда определена дата ее списания.
Наличие этих перекосов не перечеркивает важности и полезности ряда других предложений по налоговой реформе таких, например, как отмена налогов с оборота или  снижение НДС.  Но приходится констатировать, что бремя налогообложения остается неравномерным и дискриминационным для отечественных товаропроизводителей. Основная налоговая нагрузка по-прежнему будет приходиться на производственную деятельность и на труд, в то время как спекулятивные и рентные доходы практически уводятся из-под налогообложения.
Нуждается в пересмотре ряд подзаконных актов в сфере налогообложения, которые зачастую увеличивают налоговое давление на товаропроизводителя.
В качестве примера можно привести Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которым предусматривается, что при исчислении налога на прибыль, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (пункт 1 статьи 6).
В соответствии с положениями статьей 1 и 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предприятие должно отражать в регистрах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности имущество, обязательства и хозяйственные операции, в том числе сумму прибыли, использованную на финансирование капитальных вложений.
Однако Министерство финансов РФ своими методическими указаниями затрудняет использование предприятиями этих налоговых льгот. Приказом Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. 97 утверждена Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Пунктом 3.11 Инструкции не предусмотрено отражение в отчете о прибылях и убытках использования прибыли на финансирование капитальных вложений. Поэтому местные налоговые органы требуют отражения использования прибыли текущего (отчетного) года по стр. 320 баланса "Непокрытый убыток отчетного года".
Еще один пример. Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлениями Правительства РФ от 5 августа 1992 г. 552 и от 1 июля 1995 г. 661, суммы дооценки основных средств в момент их списания из-за полного износа освобождаются от налогообложения. В то же время в пункте 102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. ЗЗн, содержится требование отражать в составе балансовой, а значит и в составе налогооблагаемой прибыли суммы дооценки основных средств. Последним достигается скрытое повышение ставки налога, что  ставит отечественных товаропроизводителей в неравное положение по сравнению с иностранными, которые испытывают годовую инфляцию лишь в пределах 2-5%.