Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 13 Нормативно-правовое обеспечение деятельности отечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы


Тарифное регулирование деятельности отечественного товаропроизводителя и ценовая политика.

Важным инструментом обеспечения благоприятных условий деятельности отечественного товаропроизводителя является эффективность государственного регулирования цен и тарифов, особенного на продукцию и услуги естественных монополий.
В настоящее время государственными органами регулируются цены на газ, электроэнергию, тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов, на железнодорожные перевозки. Регулирование тарифов на электрическую энергию и контроль за ценообразованием в газовой промышленности осуществляет ФЭК России,  Министерство антимонопольной политики определяет тарифы на железнодорожные перевозки. Тарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О естественных монополиях", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Государственное регулирование тарифов на услуги железнодорожного транспорта, электрическую и тепловую энергию основывается на применении нормативов энергетической и транспортной составляющей себестоимости продукции, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, исходя из целей настоящего федерального закона, с учетом региональных и отраслевых особенностей соответствующих производств.
Цены на топочный мазут и уголь не подлежат государственному регулированию.
Следует отметить, что динамика цен на энергоносители носит хаотичный характер. Это в значительной степени связано с тем, что цены на часть видов топлива являются регулируемыми, а на часть - нет.
Кроме того, длительные задержки рассмотрения тарифов на электрическую энергию и тепло в ФЭК России и Региональных комиссиях не позволяют оперативно вносить соответствующие изменения в действующие тарифы.
Важнейшей проблемой ценообразования является несоответствие цен на основные виды топлива их теплотворной способности, технологичности при использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 : 0,74 : 5.2 и значительно отличается от соотношения цен, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4.

     Нарушение ценовых пропорций начало формироваться с середины 90-х гг. вследствие введения свободных цен на уголь и мазут при сохранении государственного регулирования цен на газ, сориентированного на сдерживание их роста.

После кризиса 1998 г. масштабы несоответствия резко возросли. Сначала это явилось следствием 5-кратной девальвации рубля по отношению к доллару и затем почти 3-кратного повышения цен на нефть и мазут на мировых рынках.
Существующее соотношение цен обусловило высокий спрос на газ. Развитие этой негативной тенденции усиливает отсутствие действенной системы формирования   топливных балансов и контроля за их исполнением.
В итоге потребление мазута в энергетике России в последние годы сократилось на 21%, а доля газа в топливном балансе возросла до 64%, а по Европейской части страны до 84% (в практике ведущих держав мира США, Германии безопасным для экономики считается доля газа в 22-26%).
Дефицит газа на российском рынке зимой 1999-2000 гг. вынудил ОАО Газпром закупить его по импорту. Туркменский газ, приобретенный (с затратами на транспортировку) по цене 55 долл./куб. м, продавался в России по 12 долл./куб. м с отнесением убытков на деятельность ОАО Газпром .

     Развитие негативных тенденций во многом стало возможным в связи с тем, что Правительство России в сложной ситуации, возникшей после августа 1998 г., не принял действенных мер по решению важнейших проблем ценообразования, определяющих структуры топливных балансов.

Значительные недостатки свойственны и существующей системе государственной поддержки организаций электроэнергетики
Следует отметить, что не только электроэнергетика и газовая промышленность, но и нефтяная промышленность представляют собой монополизированные  отрасли, выпускающие небольшое число достаточно однородных и стандантизированных товаров. В этих условиях свободные цены не являются инструментом конкуренции.
Топливно-энергетический сектор носит инфраструктурный характер, затраты на топливо и энергию оказывают сильное влияние на работу большинства секторов народного хозяйства (доля затрат на эти цели в среднем составляет 27%).
Представленные данные показывают, что имеются веские аргументы в пользу того, чтобы внутренние цены на топливо и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством с учетом потребностей  предприятий ТЭК в финансовых средствах и возможностей потребителей топливных и энергоресурсов.
Это требует дальнейшего совершенствования законодательного и нормативно-правового регулирования, в том числе ускорения принятия следующих актов:
Федерального Закона О Федеральной (единой) электроэнергетической системе России ;
Федерального закона О внесении дополнений в Федеральный Закон О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации ;
Федерального Закона Об основах оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике ;
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций .
Постановления Правительства Российской Федерации О внесении изменений и дополнений в Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации .
Кроме того, необходима разработка и принятие нормативных актов, законодательно закрепляющих обязательность балансовых поставок топлива и энергии для внутренних нужд, механизм регулирования цен и ценовых соотношений на различные виды топлива и железнодорожных тарифов на его перевозку.
Для ликвидации существующего положения целесообразно принять также меры по установлению контроля за всеми составляющими топливного баланса, в частности:
осуществлять жесткий контроль за ценами на уголь и мазут и принять меры по созданию конкурентной среды в этих отраслях;
создать систему координации цен на основные виды топлива и их регулирования с помощью рыночных инструментов;
создать систему формирования федеральных и региональных топливных балансов и контроля за их исполнением.

     
     Не решив задачи технологической модернизации Россия не сможет занять достойное место на мировых рынках. А для решения этой задачи нужны инвестиции. Но, к сожалению, инвестиционный климат в нашей стране далек от идеального.

     Бюджетная поддержка отечественного товаропроизводителя. Правительство Российской Федерации при принятии федерального бюджета на очередной год отражает в бюджетных проектировках соответствующих разделов функциональной классификации необходимые (обоснованные) объемы финансирование объектов и программ, направленных на реализацию мер по поддержке отечественной промышленности

В перечень объектов Федеральной адресной инвестиционной программы в первоочередном порядке включаются объекты, обладающие наиболее высокой значимостью для обеспечения безопасности (в т.ч. экономической) страны, увеличения ее энергетического, производственного, научно-технического потенциала, повышения возможностей экспортоспособности и импортозамещения выпускаемой отечественным товаропроизводителем продукции, рационального размещения трудовых ресурсов.
Тем же целям должны отвечать предлагаемые к утверждению перечни Федеральных целевых программ, федеральных программ поддержки регионов.
В соответствии с Федеральной адресной программой на 2000 г. предусматривалось выделение государственных инвестиций в объеме 2273 млн. руб. на осуществление строительства 294 объектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Из числа тех объектов, которые предусматривались к вводу в 2000 г., сданы в эксплуатацию 15. На каждой 5-й стройке, предусмотренной программой, строительство не велось из-за отсутствия бюджетного финансирования. Техническая готовность большинства объектов на 01.01.2001 г. менее 50%.
Кроме того, по инвестиционным проектам-победителям конкурсов, имеющим инвестиционную поддержку государства, осуществлялось финансирование 325 объектов.
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2001 г. объем государственных капитальных вложений в промышленные комплексы, финансируемые из федерального бюджета, определен в 6976,66 млн. руб.

Инвестиционная поддержка отечественного товаропроизводителя. Инвестиционная политика государства должна обеспечивать:
    льготное налогообложение средств, направляемых на инвестиции, включая полное освобождение от налогообложения средств отечественных товаропроизводителей, направляемых ими на модернизацию и расширение собственного производства;
    использование альтернативных механизмов исполнения инвестором обязательств перед бюджетом, включая механизмы раздела продукции, концессионные договоры, инвестиционные соглашения;
    предоставление гарантий под привлечение инвестиционных ресурсов, включая механизмы Бюджета Развития;
    активизацию создания и деятельности финансово-промышленных групп;
    создание правовой основы и обеспечение льготных режимов применения механизмов лизинга;
    совершенствование законодательства и исполнительной деятельности в создании свободных экономических зон.
В области привлечения иностранных инвестиций законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами устанавливаются перечни производств, в деятельности которых стимулируется или ограничивается (включая полный запрет или количественные ограничения) участие иностранного капитала.
Инвестирование промышленности в форме связанных кредитов, предусматривающих поставки импортных товаров, конкурирующих с продукцией отечественного товаропроизводителя, исключается.