АВ 2001г. Выпуск 13 Нормативно-правовое обеспечение деятельности отечественного товаропроизводителя: состояние и проблемы
Тарифное регулирование деятельности отечественного товаропроизводителя и ценовая политика.
Важным инструментом обеспечения благоприятных условий деятельности отечественного товаропроизводителя является эффективность государственного регулирования цен и тарифов, особенного на продукцию и услуги естественных монополий.
В настоящее время государственными органами регулируются цены на газ, электроэнергию, тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов, на железнодорожные перевозки. Регулирование тарифов на электрическую энергию и контроль за ценообразованием в газовой промышленности осуществляет ФЭК России, Министерство антимонопольной политики определяет тарифы на железнодорожные перевозки. Тарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральными законами "О естественных монополиях", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Государственное регулирование тарифов на услуги железнодорожного транспорта, электрическую и тепловую энергию основывается на применении нормативов энергетической и транспортной составляющей себестоимости продукции, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, исходя из целей настоящего федерального закона, с учетом региональных и отраслевых особенностей соответствующих производств.
Цены на топочный мазут и уголь не подлежат государственному регулированию.
Следует отметить, что динамика цен на энергоносители носит хаотичный характер. Это в значительной степени связано с тем, что цены на часть видов топлива являются регулируемыми, а на часть - нет.
Кроме того, длительные задержки рассмотрения тарифов на электрическую энергию и тепло в ФЭК России и Региональных комиссиях не позволяют оперативно вносить соответствующие изменения в действующие тарифы.
Важнейшей проблемой ценообразования является несоответствие цен на основные виды топлива их теплотворной способности, технологичности при использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 : 0,74 : 5.2 и значительно отличается от соотношения цен, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4.
Нарушение ценовых пропорций начало формироваться с середины 90-х гг. вследствие введения свободных цен на уголь и мазут при сохранении государственного регулирования цен на газ, сориентированного на сдерживание их роста.
Существующее соотношение цен обусловило высокий спрос на газ. Развитие этой негативной тенденции усиливает отсутствие действенной системы формирования топливных балансов и контроля за их исполнением.
В итоге потребление мазута в энергетике России в последние годы сократилось на 21%, а доля газа в топливном балансе возросла до 64%, а по Европейской части страны до 84% (в практике ведущих держав мира США, Германии безопасным для экономики считается доля газа в 22-26%).
Дефицит газа на российском рынке зимой 1999-2000 гг. вынудил ОАО Газпром закупить его по импорту. Туркменский газ, приобретенный (с затратами на транспортировку) по цене 55 долл./куб. м, продавался в России по 12 долл./куб. м с отнесением убытков на деятельность ОАО Газпром .
Развитие негативных тенденций во многом стало возможным в связи с тем, что Правительство России в сложной ситуации, возникшей после августа 1998 г., не принял действенных мер по решению важнейших проблем ценообразования, определяющих структуры топливных балансов.
Следует отметить, что не только электроэнергетика и газовая промышленность, но и нефтяная промышленность представляют собой монополизированные отрасли, выпускающие небольшое число достаточно однородных и стандантизированных товаров. В этих условиях свободные цены не являются инструментом конкуренции.
Топливно-энергетический сектор носит инфраструктурный характер, затраты на топливо и энергию оказывают сильное влияние на работу большинства секторов народного хозяйства (доля затрат на эти цели в среднем составляет 27%).
Представленные данные показывают, что имеются веские аргументы в пользу того, чтобы внутренние цены на топливо и финансовые потоки, проходящие через топливно-энергетические компании, контролировались и регулировались государством с учетом потребностей предприятий ТЭК в финансовых средствах и возможностей потребителей топливных и энергоресурсов.
Это требует дальнейшего совершенствования законодательного и нормативно-правового регулирования, в том числе ускорения принятия следующих актов:
Федерального Закона О Федеральной (единой) электроэнергетической системе России ;
Федерального закона О внесении дополнений в Федеральный Закон О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации ;
Федерального Закона Об основах оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике ;
Федерального закона О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций .
Постановления Правительства Российской Федерации О внесении изменений и дополнений в Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации и Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации .
Кроме того, необходима разработка и принятие нормативных актов, законодательно закрепляющих обязательность балансовых поставок топлива и энергии для внутренних нужд, механизм регулирования цен и ценовых соотношений на различные виды топлива и железнодорожных тарифов на его перевозку.
Для ликвидации существующего положения целесообразно принять также меры по установлению контроля за всеми составляющими топливного баланса, в частности:
осуществлять жесткий контроль за ценами на уголь и мазут и принять меры по созданию конкурентной среды в этих отраслях;
создать систему координации цен на основные виды топлива и их регулирования с помощью рыночных инструментов;
создать систему формирования федеральных и региональных топливных балансов и контроля за их исполнением.
Не решив задачи технологической модернизации Россия не сможет занять достойное место на мировых рынках. А для решения этой задачи нужны инвестиции. Но, к сожалению, инвестиционный климат в нашей стране далек от идеального.
Бюджетная поддержка отечественного товаропроизводителя. Правительство Российской Федерации при принятии федерального бюджета на очередной год отражает в бюджетных проектировках соответствующих разделов функциональной классификации необходимые (обоснованные) объемы финансирование объектов и программ, направленных на реализацию мер по поддержке отечественной промышленности
Тем же целям должны отвечать предлагаемые к утверждению перечни Федеральных целевых программ, федеральных программ поддержки регионов.
В соответствии с Федеральной адресной программой на 2000 г. предусматривалось выделение государственных инвестиций в объеме 2273 млн. руб. на осуществление строительства 294 объектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Из числа тех объектов, которые предусматривались к вводу в 2000 г., сданы в эксплуатацию 15. На каждой 5-й стройке, предусмотренной программой, строительство не велось из-за отсутствия бюджетного финансирования. Техническая готовность большинства объектов на 01.01.2001 г. менее 50%.
Кроме того, по инвестиционным проектам-победителям конкурсов, имеющим инвестиционную поддержку государства, осуществлялось финансирование 325 объектов.
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2001 г. объем государственных капитальных вложений в промышленные комплексы, финансируемые из федерального бюджета, определен в 6976,66 млн. руб.
Инвестиционная поддержка отечественного товаропроизводителя. Инвестиционная политика государства должна обеспечивать:
льготное налогообложение средств, направляемых на инвестиции, включая полное освобождение от налогообложения средств отечественных товаропроизводителей, направляемых ими на модернизацию и расширение собственного производства;
использование альтернативных механизмов исполнения инвестором обязательств перед бюджетом, включая механизмы раздела продукции, концессионные договоры, инвестиционные соглашения;
предоставление гарантий под привлечение инвестиционных ресурсов, включая механизмы Бюджета Развития;
активизацию создания и деятельности финансово-промышленных групп;
создание правовой основы и обеспечение льготных режимов применения механизмов лизинга;
совершенствование законодательства и исполнительной деятельности в создании свободных экономических зон.
В области привлечения иностранных инвестиций законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами устанавливаются перечни производств, в деятельности которых стимулируется или ограничивается (включая полный запрет или количественные ограничения) участие иностранного капитала.
Инвестирование промышленности в форме связанных кредитов, предусматривающих поставки импортных товаров, конкурирующих с продукцией отечественного товаропроизводителя, исключается.