Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 9 Российское товарное производство: состояние и перспективы


Первоочередные задачи по дальнейшему законодательному регулированию деятельности товаропроизводителя

     
       Доурегулирование предпринимательской деятельности предполагает, в первую очередь, принятие ряда законодательных актов, которые вытекают из Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также диктуются современными условиями деятельности хозяйствующих субъектов.
    В частности, статьями 212 и 214 ГК РФ предусмотрено принятие федерального закона о государственной собственности и организации управления государственным имуществом.
    Главой 4 ГК РФ ст. 51 предусмотрено издание закона о государственной регистрации юридических лиц.  Разрабатывая концепцию данного законодательного акта, авторам следует предусмотреть  изменение существующей системы регистрации с разрешительной на чисто уведомительную, а чтобы устранить бюрократический барьер как средство вымогательства взяток при регистрации, отменить представление различных справок и документов, ограничив их круг только учредительным договором, и обязать регистрирующие органы производить рассылку регистрационных документов в налоговую инспекцию, органы статистики и т.п. самостоятельно.
    В соответствии с требованиями ст. 113 ГК РФ необходимо продолжить работу над законопроектом О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ,  который уже рассматривался Государственной Думой.
    Крайне необходим для обеспечения гарантий  производственной деятельности предприятий предусмотренный ст. 1070 ГК РФ закон О порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда .
    Законодательного урегулирования требует ст. 1025 ГК РФ в области доверительного управления ценными бумагами, поскольку передача в доверительное управление ценных бумаг обладает рядом особенностей, которые должны быть определены в специальном законе.
    Статьей 13 Налогового кодекса налог на доходы от капитала выделен в отдельный вид налога, что в соответствии со ст. 38 Кодекса предполагает самостоятельное определение его объекта, его денежную оценку и соответственно требует отдельного законодательного регулирования, так как на практике давно уже возникают сложности со взиманием налогов с доходов от капитала (процентов, дивидендов, портфельных инвестиций, курсовых разниц и др.). Учитывая, что принятие специальных частей Налогового кодекса затягивается, особую актуальность приобретает сейчас принятие федерального закона О налоге на доходы от капитала .
      Крайне необходим также для предприятий в качестве одного из важных средств оформления кредитно-денежных отношений закон   О простом и переводном векселе , а для решения насущных вопросов реконструкции и расширения производства - закон Об инвестиционных фондах , правовая урегулированность деятельности которых позволит менеджерам предприятий находить необходимые средства под льготные или щадящие проценты.
     Одной из неотложных мер для подъема отечественного товаропроизводителя является законодательное урегулирование ценообразования в стране на основе экономических рычагов и административных ресурсов.  Здесь законодательная власть  должна помочь государству взять под  жесткий контроль формирование цен для обеспечения их паритета и ограничения  беспорядочного и бесконтрольного роста.
     Для достижения паритета цен по всем последовательным технологическим переделам в народном хозяйстве необходимо законодательно установить нормативы прибыли единые или дифференцированные в зависимости от капиталоемкости или трудоемкости изделий, а возможно, и вообще зафиксировать цены на исходные сырьевые и топливные ресурсы, а также на потребительские товары первой необходимости, которые должны иметь четко установленную верхнюю границу.  
     Разумную ценовую политику государства следует проводить, исходя  из условия, что торговый капитал не может иметь доходность выше, чем доходность реального сектора экономики, и добиться этого можно только одним -  ограничением нормы прибыли. В этих целях необходимо законодательно установить предельные размеры превышения  розничной цены над заводской или ввозной после уплаты всех пошлин.
    Данное предложение исходит из того, что торговый капитал все  годы реформ преследовал только фискальные цели и полностью игнорировал режим работы с оборота, как это практикуется во всем мире.
    Можно было бы согласится с фискальными ценами торговли при условии, что ее сверхвысокие  доходы направлялись бы в реальный сектор экономики. Но этого нет и потому только таким ограничением можно заставить торговлю работать в режиме ускоренного оборота товара, что положительно скажется на покупательской способности населения, а самое главное - на высвобождении национального капитала для инвестирования в промышленность за счет заказов торговли производству.
    Несмотря на то, что принятие Налогового кодекса, по мнению его разработчиков в полном объеме снимет чрезмерную налоговую нагрузку с товаропроизводителя, все равно дальнейшая работа в этом направлении должна  продолжаться и дальше. Следующей задачей в сфере налоговой политики должна стать выработка стратегии  гибкой налоговой системы в отношении приоритетов в промышленном производстве, особенно направленных на развитие наукоемких и экспортно ориентированных, способствующих выходу экономики страны из кризиса и обеспечению национальной безопасности.
    В этих целях для притока в перечисленные отрасли отечественного и иностранного капитала необходимо устанавливать на определенный период налоговые льготы и по мере выхода ее (отрасли) на  устойчивый уровень функционирования приравнивать ко всем остальным. Для примера скажем, в последнее время много говорится о необходимости ввиду отсутствия достаточных средств закрытия нерентабельных шахт и других производств. А нужно ли их закрывать? При разумном подходе к этому вопросу возможны другие решения. Например, по мере снижения рентабельности шахт, нефтедобывающих организаций или других хозяйствующих субъектов необходимо пропорционально снижать налоговую ставку на прибыль для них, исходя из того, что, во-первых, каждый работник предприятия будет продолжать выплату подоходного налога, во-вторых, сохранятся рабочие места, а следовательно, снизится темп роста безработицы, что благотворно для бюджетов, и самое главное - каждая добытая тонна угля, нефти или газа сохранит, в свою очередь, рабочие места на других предприятиях.
    Государство и рынок не  противоречат друг другу. Однако, то, что сейчас происходит в российской экономике, имеющаяся неопределенность, окружающая экономическую политику правительства и его хозяйственные мероприятия, не позволяют с достаточной степенью прогнозировать законодательные инициативы даже на ближайшие месяцы, не говоря о годах.
    И все же основным направлением дальнейших реформ, видимо будет создание системы государственного регулирования, без которого рыночная экономика обречена на кризисы и самоуничтожение, что доказано прошедшим российским десятилетием.
    Предназначение  новой системы государственного регулирования в противовес административной состоит в том. что чтобы  способствовать выявлению преимуществ рыночного хозяйства и охранять его от внешних, а еще больше от внутренних угроз и разрушительных тенденций.
    Российская экономика жаждет рыночного порядка и хотя законов для этого уже  достаточно, все же потребуется еще значительная  законотворческая работа, первую очередь, в области государственного регулирования.
    Никто не поможет России кроме нее самой. Экономический рост России не нужен никому, кроме нас, и выход здесь только один - создание системы госрегулирования, соответствующей целям возрождения экономики России.