АВ 2001г. Выпуск 9 Российское товарное производство: состояние и перспективы
Действующее законодательство
Законодательное поле, в рамках которого российские товаропроизводители осуществляют сегодня свою деятельность, за годы реформ наполнилось достаточным количеством законодательных актов.
К числу основных федеральных законов Российской Федерации, регулирующих общие вопросы организации и управления промышленностью относятся:
Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующий отношения в сфере предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.
Федеральный закон Об акционерных обществах , который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, меры защиты их прав и интересов, а также развивает и дополняет положения ГК РФ, непосредственно посвященные акционерным обществам. В настоящее время акционерные общества являются самой распространенной организационно-правовой формой деятельности предприятия в условиях складывающейся рыночной экономики Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики функционируют предприятия и организации различных организационно-правовых форм, отличающихся друг от друга способами реализации их владельцами права собственности на принадлежащее им имущество, денежные средства, ценные бумаги, в том числе акции.
Одной из таких организационно-правовых форм, посредством которой реализуется право собственности, является акционерное общество. В соответствии со статьей 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В то же время акционеры, не полностью оплатившие стоимость акций, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Акционерная форма вложения средств в предпринимательскую деятельность с целью получения дохода (в акционерном обществе - дивидендов) в силу ряда причин весьма привлекательна для юридических и физических лиц.
Во-первых, став акционерами, они получают возможность получать дивиденды.
Во-вторых, предпринимательская деятельность всегда рискованна, связана с опасностью потерять все или часть имеющихся у акционерного общества средств. Акционеры же, как было показано выше, рискуют только в пределах средств, затраченных ими на приобретение акций.
В-третьих, акционеры имеют право участвовать в управлении акционерным обществом, участвуя в общем собрании акционеров, а также будучи избранными в органы управления обществом. При этом степень влияния каждого акционера, независимо от того является ли он юридическим или физическим лицом, на принятие обществом тех или иных решений определяется количеством принадлежащих ему акций. Нередко акционер (группа акционеров) имеет возможность определяющим образом влиять на принятие решений.
В-четвертых, универсальный характер акций, их способность к ликвидности, а часто и высокая ликвидность, создают для предпринимателей возможность сравнительно легко и просто распоряжаться своими акциями путем их купли-продажи. К тому же купля-продажа акций может служить дополнительным источником дохода при изменении их курсовой стоимости.
Вместе с тем организационно-правовая форма, характерная для акционерных обществ, является привлекательной и для предпринимателей - организаторов производственной деятельности. Она дает возможность путем выпуска и размещения акций привлекать в акционерные общества еще большее число физических и юридических лиц, а стало быть, значительных финансовых средств. Капиталы, аккумулированные таким образом, обеспечивают создание реальной финансовой базы для функционирования акционерных обществ.
Действующие в настоящее время статьи 34 и 35 Закона РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности определяют общие правовые основы регистрации и отказа в регистрации предприятиям в условиях многообразия форм собственности.
Федеральный закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральный закон О лицензировании отдельных видов деятельности направлен на обеспечение безопасности государства и защиты населения при осуществлении некоторых видов деятельности на едином экономическом пространстве страны. Законом утвержден единый перечень лицензируемых видов деятельности на территории всей Российской Федерации.
Однако практика применения данного закона выявила некоторые негативные явления, суть которых заключается в огромном числе (около 2000) видов деятельности. В начале список таких видов был незначителен, затем за счет внесения поправок в закон он вырос. В результате появилась своеобразная кормушка для министерств и ведомств, которые все что-то лицензируют и получают тем самым побочный продукт, как правило, в виде существующих при них фондов.
Этого можно избежать, если резко сократить величину лицензируемых видов деятельности или, наоборот, составить списки запрещенных видов деятельности, а самое главное - плата за лицензию должна вноситься непосредственно в бюджет, а не во внебюджетный фонд министерства или ведомства.
Федеральный закон О финансово-промышленных группах устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации как совокупности юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные или нематериальные активы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) , предметом регулирования которого признается весь комплекс отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью граждан и юридических лиц как участников имущественного оборота. В законе, определяются критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), которые для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника, являются основанием для применения к нему соответствующих процедур: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство либо добровольное объявление должником о своей несостоятельности (банкротстве) при соблюдении требований, предусмотренных Законом.
В основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип "неплатежеспособности", существо которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т.е. является неплатежеспособным. Данная презумпция строится на адекватном понимании современных требований имущественного оборота, участники которого должны своевременно оплачивать проданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, своевременно возвращать полученные ими суммы займа, т.е. добросовестно исполнять свои обязательства и публично-правовые обязанности.
Однако практика применения процедур банкротства (а это уже вторая редакция закона) до настоящего времени встречает серьезную критику со стороны руководителей хозяйствующих субъектов по причинам того, что неопределенность части его норм позволяет банкротить стабильно работающие предприятия, которые становятся лакомым куском для конкурентов либо иных структур, заинтересованных в приобретении успешно работающих предприятий.
Федеральный закон Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений , определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Целям развития инвестиционной деятельности также служит сравнительно новый вид деятельности в этой сфере на территории России, регулируемый Федеральным законом О лизинге как виде инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором или с правом выкупа имущества.
Применение лизинговых операций как нетрадиционных методов инвестирования приобретает особое значение при разрешении такой проблемы, как финансирование технического перевооружения производства. Не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, предприятия могут в этом случае использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.
Стержневым фактором обновления ситуации в экономике и обществе являются налоги. Налоги - самое тяжелое из всех государственных ограничений, влияющих на инициативу граждан работать эффективно и вкладывать деньги в развитие производства. В 2000 г. принятием двух глав Налогового кодекса, установивших единую ставку подоходного налога с физических лиц и единый социальный налог с предприятий, впервые за годы реформ предпринята попытка отказаться от налоговой системы, не стимулирующей производство и накопление капитала. Можно надеяться, что практика применения в 2001 г. этих налоговых нововведений подскажет направления последующих шагов для снятия всех фискальных ограничений с товаропроизводителя.
Таким образом, приведенный перечень законодательных актов, регулирующих деятельность производителей в Российской Федерации, позволяет им достаточно устойчиво осуществлять свою деятельность, чему немало примеров среди предприятий России. Однако исчерпывающим этот перечень называть еще рано.