АВ 2001г. Выпуск 4 Нормативно-правовое обеспечение инновационного процесса: состояние и проблемы
Проблемы налогообложения предприятий научно-технической и инновационной сферы
Одной из приоритетных проблем, требующих неотложного решения является необходимость совершенствования системы налогообложения научно-технической и инновационной деятельности.
Мировой опыт показывает, что налоговые льготы являются одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования технологических нововведений. В развитых странах накоплен значительный положительный опыт решения этих проблем.
Основные налоговые льготы для текущих расходов на НИОКР и амортизации научного оборудования, используемые в развитых странах, включают в себя: ускоренную амортизацию оборудования, возможность списания 100% затрат на НИОКР.
Например, в США, Германии, Японии, Франции, Щвеции, Бельгии срок полной амортизации для оборудования установлен в 3 года (или 30% ежегодно), для зданий и сооружений - от 15 до 25 лет.
В ряде других стран (Великобритания, Испания, Дания) предприятиям предоставлено право списывать в год до 100% стоимости оборудования для НИОКР.
Кроме того, если предприятие расходует средства на НИОКР и приобретение оборудования, но не имеет достаточного объема прибыли для того, чтобы в полном объеме использовать предоставляемые льготы, в законодательстве ряда стран предусмотрена возможность переноса такого права на будущее. Период, в течение которого действуют такие отложенные льготы, составляет от 1 года до 10 лет в зависимости от характера инвестиций.
Следует отметить, что этот налоговый кредит для НИОКР принципиально отличается от инвестиционного налогового кредита, предусмотренного частью первой Налогового Кодекса РФ, тем, что не предусматривает поэтапной уплаты государству полученной суммы кредита и процентов по нему. Платой за кредит является повышение конкурентоспособности продукции предприятия, его оборота и в итоге доходов и налоговых платежей в будущем.
О стимулирующем эффекте этих мер свидетельствует следующий пример. В Великобритании во второй половине 90-х гг. налог на прибыль для стартующих инновационных компаний был снижен с 20% до 1%, а потолок не облагаемых налогом инвестиций в новую технику и технологии поднят на 50% - до 150 тыс. фунтов стерлингов. Кроме того, был снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. В результате объем инвестиций в высокотехнологичные компании вырос до 300 млн. фунтов стерлингов, а число инвестируемых компаний достигло 700.
Российской законодательство по объему льгот, предоставляемых инновационно-активным предприятиям, значительно уступает законодательству развитых стран.
Стимулирование инновационных процессов достигается применением сложного и не всегда последовательного механизма, объединяющего в себе амортизационную, налоговую и учетную политику. Причем, действующий механизм правового регулирования не связан с правовой классификацией системы учета и калькулирования себестоимости отдельных видов инновационных затрат.
Основным документом, который регулирует вопросы формирования себестоимости в процессе исчисления налогооблагаемой прибыли, является в настоящее время Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (товаров, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с пунктом 2 этого Положения предусматривается возможность отнесения на себестоимость продукции (товаров, услуг):
затрат некапитального характера, связанных с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции;
затрат на подготовительные работы в добывающих отраслях: доразведку месторождений, очистку территории в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемого сырья, другие виды работ;
затрат на освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы): проверку готовности новых организаций, производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования;
затрат на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства;
затрат некапитального характера, связанных с совершенствованием организации производства, а также затрат, связанных с управлением производством, в частности оплата консультационных и информационных услуг (подпункт и пункта 2), за исключением тех, которые отвечают признакам инвестиций в капитальные объекты организаций.
На себестоимость относятся также затраты, связанные с подготовкой кадров:
выплаты работникам организаций средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
затраты на обучение учеников и повышение квалификации рабочих, включая оплату труда квалифицированных работников, не освобожденных от основной работы;
оплата отпусков с сохранением полностью или частично заработной платы, предоставляемой в соответствии с действующим законодательством лицам, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных учреждениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных учреждениях, в вечерних (сменных) профессионально-технических учреждениях, а также поступающим в аспирантуру с отрывом и без отрыва от производства; оплата их проезда к месту учебы и обратно, предусмотренная законодательством;
затраты, связанные с выплатой стипендий, платой за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, затраты базовых организаций по оплате.
В то же время ряд видов затрат по созданию новых и применяемых технологий, повышению качества продукции, связанных с проведением НИОКР, запрещено относить на себестоимость. К ним отнесены:
затраты на индивидуальное опробование отдельных видов машин и механизмов и на комплексное опробование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества их монтажа;
затраты на шефмонтаж, осуществляемый организациями - поставщиками оборудования или по их поручению специализированными организациями;
затраты на содержание дирекции строящейся организации, а при ее отсутствии - группы технического надзора (затраты на содержание которой предусматриваются в сводных сметных расчетах стоимости строительства), а также затраты, связанные с приемкой новых организаций и объектов в эксплуатацию;
затраты на подготовку кадров для работы на вновь вводимой в действие организации.
Не предусматривается отнесение на себестоимость затрат на работы по наладке оборудования, которые предшествуют индивидуальному опробованию отдельных видов машин и оборудования и комплексному опробованию (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки их монтажа.
В этом проявляется непоследовательность подхода государства в правовом регулировании инновационных процессов, т.к. если хозяйствующий субъект самостоятельно создает новые технологии или материалы, то соответствующие расходы не снижают налогооблагаемой прибыли и должны производиться из чистой прибыли.
Значительный сдерживающий эффект оказывает обложение деградирующих структур в науке и научном обслуживании косвенными налогами, вместе с начислениями на заработную плату достигающими свыше 60%, а также НДС.
Кроме того, основная часть НДС (до 90%) изымается на конечной стадии научно-инновационного цикла - в сфере внедрения НИОКР, что еще более отталкивает реальный сектор экономики от предоставления заказов науке, а в результате усиливается невостребованность новшеств производством.
С учетом зарубежного опыта необходимо формирование налоговой системы, с тем чтобы она стимулировала инновационную деятельность, ослабила фискальное давление и усилила налоговое льготное стимулирование.
В частности, отказ от применения НДС на всех стадиях нововведенческого цикла, по оценкам ряда специалистов, соответствовал бы косвенному финансированию науки и научного обслуживания в пределах примерно 0,2-0,3% ВВП. При этом ожидаемый эффект может достигнуть 2-3% прироста ВВП.
Одновременно в сопряженных отраслях народного хозяйства, потребляющих и тиражирующих продукцию инновационной сферы, при условии стабилизации и экономического роста прирост ВВП может превысить 3% в год.
Кроме того, в инновационной сфере рационально было бы отказаться от взимания налога на прибыль в пределах среднеотраслевой рентабельности фондов до 40%. Это послужило бы стимулом создания новых высокоэффективных технологий, машин и оборудования на всех стадиях инновационного цикла.
Целесообразно и широкое использование таких хорошо зарекомендовавших себя в зарубежной практике мер стимулирования инновационной деятельности, как регулирование ускоренного воспроизводства на основе введения ускоренной амортизации (в 3-5 раз), предоставление налогового инвестиционного кредита на финансирование инноваций и т.д.
Все это не потребует дополнительного финансирования, но при взаимодействии с другими факторами к 2015 г. может обеспечить прирост ВВП до 3-4% в год.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в следующие федеральные законы:
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" с целью распространения режима льготного налогообложения прибыли, направляемой на капитальные вложения в научные организации организациями сферы материального производства;
"О налоге на добавленную стоимость" с целью отмены взимания налога на добавленную стоимость с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ независимо от источников их финансирования;
"О таможенном тарифе" и в Таможенный кодекс Российской Федерации в целях освобождения от таможенных пошлин ввозимой и вывозимой инновационной продукции.
Требуют уточнения критерии освобождения научных организаций, в частности государственных научных центров (ГНЦ), от налога на имущество. В настоящее время все средства от аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за государственными научными организациями, являющимися государственными унитарными предприятиями, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. 695 О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества фактически направляются в доход федерального бюджета.
Для решения этой проблемы необходимо ускорить прохождение в Государственной Думе проектов федеральных законов О внесении дополнения в статью 5 Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике и О внесении изменений и дополнений в статью 4 Закона Российской Федерации О налоге на имущество предприятий .
В соответствии с предлагаемыми дополнениями и изменениями, доходы от сдачи в аренду имущества государственных научных центров, находящегося в федеральной собственности, учитываются в доходах федерального бюджета и используются государственными научными центрами в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования, а освобождение от налога на имущество должно осуществляться при наличии у научной организации свидетельства об аккредитации или присвоении этой организации статуса ГНЦ.