АВ 2001г. Выпуск 4 Нормативно-правовое обеспечение инновационного процесса: состояние и проблемы
Состояние нормативно-правового регулирования инновационной деятельности
В последние годы инновационное законодательство получило значительное развитие.
Было подготовлено и принято три базовых федеральных закона: О науке и государственной научно-технической политике , Об авторском праве и смежных правах и Патентный закон Российской Федерации , которые составляют сейчас основу нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности.
В частности, Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике :
определил принципы формирования и реализации государственной научно-технической политики;
систему регулирования отношений, возникающих между государством и участниками научной и научно-технической деятельности, взаимоотношений участников этих видов деятельности между собой и с потребителями научной продукции, работ и услуг;
закрепил правовой статус научного работника, научной организации, объединений научных работников, академий наук в Российской Федерации.
Обрели правовую основу для своего существования понятия "государственная инновационная политика Российской Федерации" или "федеральная инновационная политика".
Заметную роль в регулировании инновационной деятельности играют также законы О закрытом административно-территориальном образовании , О статусе наукограда Российской Федерации , О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании .
Важное значение для формирования государственной политики России в инновационной области сыграл Указ Президента Российской Федерации от 22.07.97 г. 963 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий". В нем перед органами государственной власти была поставлена задача разработки нормативно-правовой базы для вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, а также определения порядка использования прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе реализации научной деятельности, финансируемой из государственного бюджета.
В то же время ряд важных проблем в сфере нормативно-правового регулирования инновационного процесса остается неурегулированным.
Для развития инновационного потенциала, ускорения обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере необходимо нормативно урегулировать ряд задач, в том числе:
в области государственной инновационной политики, правоотношений субъектов, включая государство;
в области стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, повышения на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.
В частности, принятие патентного и других законов не создало еще целостной системы в области охраны интеллектуальной собственности и вовлечения ее в хозяйственный оборот, не обеспечило должной защиты объектов промышленной собственности и действенного государственного регулирования технологического рынка.
Остаются неурегулированными вопросы стимулирования изобретательской и рационализаторской деятельности, что требует подготовки соответствующих поправок в Патентный закон Российской Федерации .
Создание новых структур на базе интеграции науки и образования и их ориентация на участие в инновационной деятельности требует восполнения пробела в законодательстве в отношении прав на объекты промышленной собственности, созданные ранее и создаваемые в настоящее время за счет государственных средств.
Нуждается в дальнейшем развитии законодательство по охране интеллектуальной собственности в отношении регулирующего правоотношения по поводу коммерческой тайны, служебных и секретных объектов промышленной собственности, открытий, ноу-хау, результатов НИР и ОКР, не подпадающих прямо под Патентный закон Российской Федерации или закон Об авторских правах и смежных правах .
Правовая неурегулированность этих вопросов препятствует созданию и использованию изобретений военного, специального и двойного назначения для нужд России, стимулирует несанкционированную передачу за рубеж сведений о них.
Не разработан проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации О государственном регулировании внешнеторговой деятельности , который контролировал бы передачу за рубеж российских технологий, основанных на отечественных достижениях.
Отсутствуют нормативно-правовые акты по оценке интеллектуальной собственности.
Требуются рамочные законы, устанавливающие четкие правовые основы деятельности научного работника, меры государственной защиты с учетом специфики этой категории специалистов, а также законодательного обеспечения деятельности научных организаций с учетом различия организационно-правовых форм их создания и форм собственности.
Необходимо также ускорить работу над законопроектами:
Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике ;
О государственной поддержке промышленного комплекса высоких технологий в Российской Федерации ;
О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации .
Особое место среди этих первоочередных законодательных актов занимает Федеральный закон Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике , который был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом Российской Федерации.
Закон призван регламентировать организационные и правовые условия создания и использования результатов научно-технической деятельности, вопросы осуществления инновационной деятельности, формирования и реализации государственной инновационной политики, в том числе посредством разработки ее приоритетов, формирования и выполнения программ, обеспечивающих ее реализацию.
Следует отметить, что в процессе прохождения закона многие правовые нормы из исходного текста законопроекта были вымыты , отдельные положения превратились в декларативные пожелания.
Поэтому при доработке закона необходимо закрепить особое место научно-технической, опытно-конструкторской и образовательной деятельности. В частности, к инновационной деятельности должен быть отнесен процесс разработки новых технологий, новых видов продукции, новых процессов, подготовка специалистов, обеспечивающих инновационную деятельность. Развитие и осуществление инновационной деятельности невозможно без создания инновационной инфраструктуры - системы организаций, предоставляющих субъектам инновационной деятельности услуги, связанные с информационным обеспечением, предоставлением баз данных о технологиях, маркетинге, экспертной оценки и т.д. В этом отношении высшее учебное заведение, также как и научная организация фактически являются готовым центром инновационной инфраструктуры. Значит и этот момент надо законодательно закрепить.
Кроме того, необходимо ускорить прохождение в Государственной Думе законопроекта О внесении изменений и дополнений в статью 1 Федерального закона О поставках продукции для федеральных государственных нужд (в части разработки и реализации федеральных инновационных программ и программ поддержки инновационной деятельности), в соответствии с которым предполагается отнести эти программы к федеральным целевым программам.
Представляется также целесообразным внесение изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" с целью разрешения использования средств, получаемых государственными научными организациями и академиями наук Российской Федерации от сдачи в аренду федерального имущества, не только в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы, но и для финансирования выполняемых ими научных исследований и экспериментальных разработок, а также с целью изменения условий государственной аккредитации, поскольку требование об объеме научной и научно-технической деятельности не менее 70% от общего объема выполняемых работ в нынешних условиях нереально и нередко препятствует сохранению и развитию отраслевого научно-технического комплекса.
Специального внимания законодателей требуют также вопросы о поддержке венчурных фирм, повышении их роли в реализации инновационных проектов и о деятельности научных организаций высших учебных заведений.
Планируемое присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) требует приведения в соответствие отечественного законодательства в области интеллектуальной собственности, включая авторское право и смежные права, а также соответствующих норм таможенного, антимонопольного и процессуального законодательства с международными стандартами.
Соответствующие законопроекты планировалось разработать и внести еще в Государственную думу второго созыва.
Так, ГТК России разработан законопроект о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс. Он содержит все необходимые положения, регулирующие права таможенных органов пресекать нарушения исключительных прав правообладателей при ввозе на территорию России контрафактной продукции. Эти положения полностью соответствуют положениям ТРИРЗ. Однако он до сих пор не внесен в Государственную думу.
Министерством по антимонопольной политике в 1999 г. разработан законопроект О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках . Законопроектом предусмотрены положения по борьбе с недобросовестным приобретением исключительного права на товарные знаки лицами, которые, зная о правомерном их использовании другими лицами, приобрели исключительное право на эти товарные знаки и затем предложили последним либо прекратить использование, либо заключить возмездные лицензионные договоры об использовании. Признание антимонопольным органом указанных действий актом недобросовестной конкуренции является основанием для признания регистрации товарного знака недействительной. Однако он также пока не внесен на рассмотрение Государственной Думы.
Нуждается в изменении и дополнении для приведения в соответствие с требованиями ВТО ряд положений процессуального законодательства Российской Федерации. В настоящее время в нем не предусмотрена возможность оперативного принятия судебного решения об аресте продукции, введение которой в хозяйственный оборот, по мнению правообладателя, нарушает его исключительные права. Для сбора доказательств нарушения это решение в ряде случаев необходимо принять в течение одних-двух суток с момента обнаружения указанной продукции. Действующее же процессуальное законодательство предусматривает возможность такого решения (в том числе определения по обеспечению иска) только после осуществления процессуальных действий по принятию искового заявления к рассмотрению. На практике это исключает возможность оперативного принятия решения об аресте продукции и сборе доказательств. Однако соответствующие законопроекты до сих пор не разработаны, а вопрос об их необходимости продолжает дискутироваться.
Требуется внесение изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации, направленных на повышение эффективности борьбы с нарушениями исключительного права.
Статья 146 действующего Уголовного Кодекса предусматривает санкции за нарушение исключительного права на объекты авторского права и смежных прав, статьи 147 и 180 - на ряд объектов промышленной собственности. Однако неопределенность положения о том, что считать особо крупным ущербом при отнесении преступления к уголовно наказуемому, препятствует принятию уголовных санкций в отношении таких преступлений.
Не разработан законопроект о внесении соответствующих изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях.