АВ 2001г. Выпуск 4 Нормативно-правовое обеспечение инновационного процесса: состояние и проблемы
Государственная инновационная политика
В 90-е годы развитие отраслей с наукоемкими технологиями осуществлялось Правительством России в основном в рамках федеральных и президентских программ:
Конверсия оборонной промышленности на 1995-1997 годы ;
Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности на 1998-2000 годы ;
Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года ;
Развитие электронной техники в России (1994-2000 гг.) ;
Российские верфи (1994-2000 гг.) ;
Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания (1997-2005 гг.).
Конверсия оборонной промышленности на 1995-1997 годы ;
Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности на 1998-2000 гг. ;
Национальная технологическая база (1998 - 2005 гг.) ;
Федеральная космическая программа России ;
Использование спутниковой системы ГЛОНАСС (1998 - 2000 гг.) .
Ряд работ финансируется в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а также Бюджета развития.
Характеризуя эффективность государственной инновационной политики, можно отметить:
уровень затрат на финансирование научно-технического задела на федеральном уровне сократился за 90-е гг. в 7 раз. Доля расходов на эти цели составляет сейчас 0,32% ВВП;
цели федеральных программ не были увязаны между собой единой законодательной базой и проектно-ориентированной инвестиционной политикой, а также с целями среднесрочной программы социально-экономического развития страны.
В итоге инвестиционные ресурсы зачастую направлялись на прирост мощностей, а не на их качественное обновление.
В 1996 г. Министерство науки и технической политики Российской Федерации опубликовало сборник-каталог "Государственные научные центры Российской федерации. Технологии и наукоемкая продукция". В нем представлены созданные в первой половине 90-х годов 362 новейшие технологические разработки, отобранные Миннауки совместно с Ассоциацией государственных научных центров, в том числе:
по химии и химическим технологиям - 57;
по медицине и здравоохранению - 38;
по мониторингу окружающей среды - 37;
по приборостроению - 30; по металлургии - 28;
по машиностроению - 24;
по сельскому хозяйству и ветеринарии - 22;
по электронике и электротехнике - 22;
по оптике и лазерной технике - 19;
по метрологии - 17;
по энергетике - 15;
по геологии и добыче полезных ископаемых - 11;
по автомобилестроению - 10;
по судостроению - 10;
по авиации и космонавтике - 9.
Каждая из этих работ была взята под контроль, а ряд научных организаций получили весьма значительные средства на их реализацию. Но до сих пор нет данных о реальном экономическом эффекте или о финансовых поступлениях в государственный бюджет от реализации научной продукции. Не улучшилось и положение тех государственных научных центров и научных организаций, которые создали указанную научную продукцию.
В итоге, в настоящее время доля России в мировом объеме производства наукоемкой продукции снизилась до 0,3%.
Баланс торговли высокими технологиями в последние годы был отрицательным. Отрицательное сальдо в торговле высокими технологиями составило 18,5 млрд. руб.
Так, в 1999 г. было заключено 621 соглашение по продаже технологий на сумму 3,256 млрд. руб. или около 140 млн. долл., что более, чем в 350 раз меньше представленной выше потенциальной оценки.
Одновременно было заключено 334 соглашений по покупке технологий на сумму 21,759 млрд. руб. в основном в сфере ТЭК и черной металлургии.
Эти данные показывают, что существующий государственный механизм нуждается в серьезной модификации с целью создания экономических и иных предпосылок для реализации каждого из этапов инновационной деятельности с тем, чтобы мобилизовать инициативу каждого из субъектов инновационной деятельности.
В основу комплекса инновационных мероприятий и реализации государственной инновационной политики должна быть положена ориентация на развитие российской экономики с опорой на отечественного производителя при поддержке российских ученых.
Государственная инновационная политика должна включать поддержку осуществления инновационных проектов на производстве, оказание приоритетной государственной поддержки работающим российским промышленным предприятиям путем внедрения на их базе передовых технологий, разработанных российскими исследователями.
Особое место в мероприятиях, предусматриваемых государственной инновационной политикой, должна занимать система обучения маркетингу и оказания консалтинговых услуг представителям науки и производства для успешной реализации инновационной деятельности. На этот вид деятельности следует запланировать отдельные средства бюджета.
Должны быть установлены правила, по которым происходит взаимодействие науки, разрабатывающей инновационные предложения, производства, осваивающего выпуск инновационной продукции, и рынка, потребляющего инновационный продукт, оказание государственной поддержки особо важным научным проектам и технологиям, разработанным российскими учеными.
С учетом нынешнего состояния экономики и ограниченности бюджетных средств целесообразно смещение акцентов в инновационной политике в сторону поддержки инновационно-активных научных центров или организаций.