Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 1 Макроэкономический прогноз развития экономики Российской Федерации на 2001 год


4. Предложения   

     Полученные Центром экономической конъюнктуры прогнозные оценки не являются предельными. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2001 г. и в среднесрочной перспективе может осуществляться более быстрыми темпами. Для этого представляется необходимым активизировать работу федеральных органов государственной власти по развитию правовой базы реформирования экономики, сконцентрировав внимание на следующих важных направлениях:
развитие законодательства в области инвестиционной деятельности, включая законодательство в области соглашений о разделе продукции, в сочетании с укреплением гарантий по защите права частной собственности и совершенствованием механизмов трансформации сбережений в инвестиции;
подготовка и реализация комплекса мер по совершенствованию структуры топливного баланса страны и отдельных регионов;
усиление государственного контроля за ведением инвестиционной деятельности в отраслях естественных монополий, а также осуществление мер по сдерживанию роста тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) отраслей естественных монополий;
создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций, в том числе естественными монополиями;
обеспечение отечественных товаропроизводителей современной техникой и оборудованием за счет развития лизинга и системы фондов льготного кредитования приобретения техники;
разработка механизмов поддержки малых предприятий с использованием средств Бюджета развития Российской Федерации;
привлечение финансовых средств, прежде всего экспортеров, для повышения спроса на отечественную машино-техническую продукцию, применяя стимулирование размещения заказов на российских предприятиях, имеющих возможности по производству импортозамещающей продукции;
расширение использования передовой зарубежной техники и технологий в процессе модернизации российской экономики за счет снижения импортных пошлин в части машин и оборудования и т.д., производство которых не осуществляется на российских предприятиях;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями;
создание правовой основы для рыночного оборота земли, ее продажи, залога и аренды (завершение работы над Земельным кодексом Российской Федерации, его принятие и введение в действие);
развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, реорганизация и банкротство неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитие системы сельскохозяйственных и продовольственных бирж, совершенствование организации сбыта сельскохозяйственной продукции государству;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и других институтов кредитования АПК, а также формирование системы страхования сельскохозяйственного производства с учетом его особенностей;
повышение эффективности управления предприятиями, находящимися в собственности государства, а также государственными пакетами акций акционерных обществ;
обеспечение надежной защиты прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие форм и методов корпоративного управления, повышение качества менеджмента, развитие системы контрактного права и защиты контрактов;  
установление ответственности за незаконные картельные соглашения и сговор;
признание незаконными и отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным организациям;
оказание противодействия криминальному переходу прав собственности за счет расширения прав и обязанностей, а также  усиления ответственности организаций, оказывающих депозитарно-клиринговые услуги,  имея в виду ограничение возможностей по проведению сделок на рынке ценных бумаг с использованием  незаконных финансовых схем;
совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве), в том числе исключение возможности его применения в качестве инструмента борьбы за собственность;
разработка системы мер по стимулированию получения свидетельств и патентов в целях обеспечения контроля за своевременной регистрацией (патентованием) результатов научно-технических исследований и предотвращения их бесплатного использования за рубежом;
поддержка малых предприятий, занятых инновационной деятельностью, зашита интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот, создание институциональных механизмов стимулирования инновационной деятельности;
уточнение распределения полномочий и ответственности между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в социально-экономической сфере, совершенствование методики формирования  нормативов, применяемых при определении объемов финансовой поддержки регионов, а также усиление контроля за состоянием субфедеральных бюджетов, прежде всего на основе использования возможностей системы федерального казначейства;
расширение сферы применения закона о едином налоге на вмененный доход в части организаций (в первую очередь торговых), работающих с населением и, получающих наличные деньги;
увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет, в том числе за счет осуществления мер, направленных  на увеличение дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, и поступлений от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий;
уменьшение неплатежей за счет реструктуризации накопленных пеней (штрафов) по задолженности и пересмотр порядка их начисления с целью сокращения размера накопленных пеней (штрафов) в бюджеты всех уровней;
упорядочение системы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, а также стимулирование (в сочетании с жестким контролем) снижения издержек организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
установление контроля за доходами физических лиц, полученными в результате сдачи в аренду жилых помещений, при одновременном обеспечении оплаты по себестоимости соответствующих жилищно-коммунальных услуг;
повышение устойчивости функционирования банковской системы на основе создания фонда страхования кредитных рисков, реструктуризация и капитализация банковского сектора, совершенствование правовой базы деятельности АРКО, включая его взаимоотношения с Банком России;
обеспечение защиты интересов банков при возникновении проблем с возвратом ссуд;
разработка правовой базы, регулирующей вопросы слияния и поглощения кредитных организаций;
повышение надежности коммерческих банков, включая предоставление коммерческим банкам права создавать резервы по всем принятым рискам за счет прибыли до налогообложения;
дальнейшее проведение работы по заключению международных соглашений в области борьбы с незаконными валютными операциями и возврата незаконно вывезенных капиталов, совершенствование валютного контроля в сфере банковской деятельности при усилении мер ответственности коммерческих банков по соблюдению действующего законодательства при переводе валютных средств за рубеж;
повышение обеспеченности расчетов денежными средствами на базе создания общероссийской клиринговой системы;
ужесточение контроля за эмиссией банковских векселей при установлении разрешительного принципа их эмиссии под контролем банка России для ограничения круга уполномоченных на проведение вексельных операций коммерческих банков;
вытеснение денежных суррогатов из платежного оборота при введении Банком России практики переучета векселей платежеспособных предприятий;
развитие законодательства о налично-денежном обращении, усиление административной ответственности за нарушения в сфере налично-денежного обращения, включая внесение изменений в законодательство по вопросам применения контрольно-кассовых машин;
реализация комплекса мер по поддержанию стабильной ситуации на валютном рынке, а также ужесточение требований, предъявляемых к коммерческим банкам, претендующим на получение (сохранение) валютной лицензии;
изучение возможности и последствий перехода к определению курса рубля на основе корзины валют;
установление порядка обязательной аккредитации всех без исключения оффшорных компаний;
повышение доверия населения к банковской системе на основе создания системы государственных и корпоративных гарантий по банковским вкладам граждан, включая создание федерального фонда обязательного страхования вкладов;
развитие правовой базы в области социально-трудовых отношений, имея в виду приведение ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, включая гарантии работников по оплате труда и ответственность работодателей за ее выплату, повышение значимости коллективных договоров (соглашений);
разработка законодательной базы, обеспечивающей переход к установлению почасового минимального размера оплаты труда;
создание системы государственных минимальных социальных стандартов, упорядочение действующей системы социальных нормативов, введение персонифицированного учета получателей социальных пособий и льгот на основе формирования единой информационной базы данных о получателях, постепенная унификация существующих многочисленных пособий;
совершенствование законодательной базы пенсионной реформы, повышение устойчивости функционирования пенсионной системы и значимости накопительных элементов пенсионного обеспечения;
развитие системы общественных работ с привлечением финансовых и других средств из различных источников;
введение жестких ограничений на импорт низкоквалифицированной рабочей силы;
развитие законодательства о государственной службе, прежде всего, имея в виду обеспечение ее необходимого профессионального уровня и противодействие коррупции;
совершенствование организационно-правовых условий ведения внешнеторговой деятельности, включая законодательное ограничение использования таможенных режимов, которые наиболее часто применяются недобросовестными участниками внешнеторговой деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей, и другие меры;
упорядочение таможенно-тарифного законодательства, имея в виду снижение общего уровня и унификацию ставок вывозных пошлин;
рациональное применение механизма таможенных тарифных квот;
ужесточение экономических санкций к резидентам-импортерам и обслуживающим их банкам за осуществление операций ложного импорта, а также за импорт товаров, несоответствующих заключенным контрактам;
оказание поддержки экспортоориентированным отечественным товаропроизводителям за счет снижения ставок вывозных пошлин на отдельные группы товаров, стимулирование экспорта товаров с высокой стоимостью, добавленной обработкой;
развитие системы экспортного кредитования и страхования экспортных кредитов, в том числе на основе создания специализированных государственных организаций;