Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 30 Как привлечь инвестиции в шахтерские города


Итоги третьей заключительной фазы Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной отрасли

     Основная проблема, которую создала реструктуризация угольной отрасли - проблема социальная.  Одновременное высвобождение десятков тысяч шахтеров, неразвитая инфраструктура угольных городов, которая оказалась не готова принять такое количество рабочих рук и задержки с выплатами зарплаты, пособий и компенсаций при увольнении - вот основные компоненты горючей смеси. Взрыв  ее на поверхности привел к массовым акциям протеста, а в глубине породил мнение о ненужности и даже вредности самого процесса реструктуризации отрасли.
    Ведь на самом деле убежденных противников реформ в угольной промышленности совсем немного, и основа их аргументов построена на эмоциях - Стране нужен уголь, больше угля любой ценой . Прочие оппоненты, - а среди них и представители влиятельных профсоюзов, и депутаты, от которых зависит принятие законов, и часть госчиновников - не спорят с тем, что необходимо было закрывать безнадежно убыточные, а в большинстве случаев и небезопасные для жизни и здоровья работающих угольные предприятия. Причем очень многие из оппонентов , долгие годы сами работающие в отрасли, начавшие свой трудовой путь из забоя, хорошо понимают, что означает вой сирены над шахтой, и статистика жизнь/тонна . Для них это не сухие цифры, а реальные человеческие судьбы. Но - кризис в социальной сфере угольных регионов вынуждал весьма критически оценивать и процесс реформирования отрасли, и его необходимость.
    Надо признать, что некоторые негативные последствия реструктуризации действительно можно было прогнозировать. Но планы по реформированию отрасли базировались на слишком оптимистических прогнозах, предполагавших и общий экономический рост, и большую, чем в реальности, емкость рынка труда, и большую социальную мобильность высвобожденных шахтеров. Да и кризиса неплатежей, в результате которого уволенные месяцами не могли получить задолженность по заработной плате, пособии и компенсации, а работающие по полгода дожидались зарплат, тоже никто не предсказал .
     Результат не заставил себя долго ждать. Недовольные шахтеры - ведь все негативные изменения в своей жизни они связывали именно с реструктуризацией отрасли - с готовностью шли на баррикады , а некоторые политические силы с не меньшей готовностью использовали протестные настроения, чтобы воспользоваться ими в своих, подчас очень далеких от угольщиков, интересах.
    И именно в этот, острый и опасный момент, полностью была осознана необходимость создания механизма обратной связи, который позволял бы оценивать настроения шахтеров, узнавать, как в реальности, а не по отчетам, обстоят дела с выплатой пособий и зарплат, насколько осведомлены шахтеры о своих правах, понимать и учитывать особенности разных регионов. Так по решению Российского Правительства и Всемирного банка была разработана и претворена в жизнь программа Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной отрасли - исследование, основанное на опросе высвобожденных шахтеров с ликвидируемых и действующих предприятий, жителей шахтерских городов и поселков.
    В качестве основных задач мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной промышленности были выделены несколько важнейших направлений. Во-первых, собиралась информация о погашении задолженностей по зарплате, выплате положенных пособий и компенсаций высвобожденным в ходе реструктуризации работникам отрасли и о том, насколько сами шахтеры знают о положенных им выплатах.
     Второе направление связано с оценкой ситуации на рынке труда угольных регионов, трудовой мобильностью шахтеров и эффективностью работы различных механизмов, которые должны помочь адаптироваться бывшим угольщикам. И, наконец,  целью Мониторинга  стал анализ действенности мер, которые применяются для социальной защиты некоторых категорий - пенсионеров, инвалидов, членов семей шахтеров.
     Несмотря на то, что в значительной мере программа Мониторинга состоит из исследовательской части, которая выполняется крупнейшим российским центром по изучению общественного мнения - ВЦИОМом - сводить программу к еще одному социологическому опросу будет неверно. Изначально в цели Мониторинга закладывалось , что его итоги напрямую будут использованы для коррекции мероприятий по решению социальных проблем угольщиков и угледобывающих регионов, приоритетным направлениям развития и финансирования отдельных программ. Например, данные, полученные в ходе Мониторинга, способствуют разработке наиболее  эффективного механизма  реализации Программ местного развития, активизации деятельности Наблюдательных советов, созданных во всех шахтерских городах.
     Сейчас получены данные третьей, пока заключительной, фазы Мониторинга социальных последствий реструктуризации. Сегодня представители многих властных структур и общественных организаций выражают надежду, что Проект будет продолжен. В целом, по большинству исследуемых показателей по сравнению с первой фазой Мониторинга (начало 1999 г.) зафиксированы существенные положительные сдвиги.
     Так, существенно сократилось количество шахтеров, испытывавших сложности с получением выплат в связи с ликвидацией угольных предприятий (в частности, в Кемеровской области - с 41% до 2%), а информированность о причитающихся выплатах и компенсациях достигла почти стопроцентного уровня. Практически полностью ликвидированы все затруднения с выплатами пособий по возмещению вреда (так называемым регрессным искам). Правда,  при  недавней передаче дел потерпевших от ликвидируемых шахт и разрезов в ведение Фонда социального страхования,  у некоторых получателей произошло уменьшение суммы пособий,  однако это связано с несовершенством законодательной базы по данном виду выплат. Улучшилось, хотя и незначительно, положение на рынке труда. Исследование показало, что шахтеры стали лучше представлять себе цели и задачи реструктуризации.  
     Стратегическая программа развития экономики, одобренная и принятая Правительством Российской Федерации, предусматривает, что в ближайшем будущем будет начато комплексное реформирование крупнейших секторов - ВПК, электроэнергетики, системы МПС. При реструктуризации этих отраслей очень важно использовать опыт, накопленный в ходе реформирования угольной промышленности. Мониторинг социальных последствий реструктуризации, как уникальный инструмент, позволяющий на каждом этапе преобразований оценивать эффективность действия властей, оперативно корректировать планы, обязательно должен использоваться в качестве механизма обратной связи при любых крупных реформах в российской экономике. Именно подобные проекты не позволяют власти забывать, что конечной целью любых преобразований являются не макроэкономические показатели, не абстрактные рыночные или государственные ценности, а конкретный человек.