Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 30 Как привлечь инвестиции в шахтерские города


Создание инфраструктуры поддержки бизнеса как способ повышения инвестиционной привлекательности

     Для шахтерских городов России крайне важно привлечение частных инвестиций как для создания новых рабочих мест, так и для реализации программ местного развития. Собственно, сами по себе ПМР являются стартовым фактором, одним из условий для последующего привлечения средств именно частных инвесторов!
    Не только потому, что это позволит снизить огромную нагрузку на госбюджет: в прошлом году на нужды угольной отрасли государство выделило 10 млрд. руб., в первом полугодии нынешнего года - 6 млрд. руб. Государственные средства слишком часто подвергаются нецелевому использованию. Только по результатам официальных финансовых проверок в прошлом году нецелевое использование средств госбюджета составило 19,3 млн. руб.
    Частные же инвесторы, в отличие от государства, умеют контролировать каждый свой рубль. Но чтобы частный капитал пришел в малый бизнес, для малого бизнеса необходимо создать благоприятный климат. Крупные предприятия сами создают для себя учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, инженерные сети, представительства и даже банки, то есть всю необходимую инфраструктуру. Малое предприятие так действовать не может, ему нужна инфраструктура поддержки. Которая, в свою очередь, не может существовать без поддержки государства, региональных и местных органов власти. Создать эту инфраструктуру поддержки - на сегодня главная цель всех программ местного развития.
    Что такое инфраструктура поддержки малого бизнеса? В широком смысле слова к этой инфраструктуре можно было бы отнести многочисленные министерства и ведомства, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности, различные общественные предпринимательские организации, которые выступают в роли лоббистов интересов предпринимателей во власти. Но в более узком плане следует выделить определенный набор направлений деятельности и видов услуг, которые формируют инфраструктуру поддержки в регионах.
    Это, прежде всего, система подготовки и переподготовки кадров - как муниципальных руководителей, так и бывших шахтеров. Обучение проводится за счет государства и средств международных финансовых организаций. И результаты, как правило, не заставляют себя ждать. Так, за период с 1996 по 1999 гг. Ассоциация шахтерских городов (создана в 1996 г., объединяет 85 шахтерских городов и поселков) организовала несколько обучающих семинаров по вопросам привлечения инвестиций в экономику городов. По их результатам уже осуществляется проект в Киселевске - запуск линии для производства ПЭТ-форм, необходимых для изготовления пластиковых бутылок. В Тульской, Ростовской, Кемеровской областях развиваются проекты по поставке мукомольного оборудования, а также по производству пива и шипучих вин. Эти проекты способствуют созданию новых рабочих мест, социальной стабильности муниципалитетов.
    Кроме того, на местном уровне, в регионах должна существовать система гарантий возврата вложенных средств. Один из возможных вариантов - залогово-гарантийный фонд для привлечения инвестиций на создание новых рабочих мест и проведение жилищно-коммунальной реформы, основные принципы которого разработаны той же АШГ. Гарантами Фонда должны стать администрации угольных регионов, Всемирный банк, российские коммерческие банки и угольные компании, а средства инвесторов будут напрямую направляться городским администрациям. Предполагается и создание централизованной базы данных о приоритетных инвестиционных проектах, доступной через Интернет (информационная составляющая инфраструктуры поддержки малого бизнеса).
    Еще одно необходимое условие для поиска инвестиций - наличие бизнес-плана. Не все предприниматели могут справиться с этой задачей самостоятельно, а услуги консалтинговых фирм для них, как правило, слишком дороги. Значит, в инфраструктуру поддержки малого бизнеса на местном уровне должно войти и оказание юридических и консалтинговых услуг.
    В общую инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса должны входить возможности оказания содействия в проведении маркетинговых исследований, в регистрации предприятий, в оказании офисных услуг, рекламе продукции, обеспечении безопасности бизнеса, информационном обеспечении и т.д. В последние годы именно для решения комплексной задачи по формированию инфраструктуры поддержки возникают специальные объекты - бизнес-центры, школы предпринимателей, бизнес-инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др.
    Необходимость существенного наращивания усилий по созданию развитой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса носит сугубо практический характер. Сегодня имеющийся неплохой интеллектуальный, кадровый, материально-технический ресурс мог бы способствовать переключению финансовых потоков в необходимом направлении. Однако многие специалисты отмечают, что для выдвигаемых представителями малого и среднего бизнеса инвестиционных предложений характерны существенные внешние недостатки -низкая проработанность бизнес-планов, отсутствие гарантий и залогов, неоптимальные схемы реализации проектов, незнание принципиальных требований инвесторов и правил поведения на рынке капиталов и т.д. В результате у потенциальных частных инвесторов создается иллюзия отсутствия проектов, в которые можно было бы выгодно вложить деньги. А сами авторы некачественных проектов, постоянно сталкиваясь с отказами в инвестициях, теряют время, желание и мотивы для продолжения своей коммерческой активности.