Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 29 Нормативно-правовое обеспечение разработки и воспроизводства минерально-сырьевой базы России: состояние и проблемы

Состояние минерально-сырьевой базы России

     Россия располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз. Потенциальная стоимость ее природно-ресурсного потенциала (выявленные, разведанные и предварительно оцененные запасы полезных ископаемых) составляет около 30 трлн. долл., из которых 32,2% приходится на газ, 23,3% - на уголь и горючие сланцы, 15,7% - на нефть, 14,7% - на нерудное сырье, 6,8% - на руды черных металлов, 6,3% - на руды цветных и редких металлов, 1% - на драгметаллы.
    Прогнозный потенциал минерально-сырьевой базы оценивается в 140 трлн. долл. В его структуре большая часть приходиться на твердое топливо - 79,5%, 6,9% - на газ, 6,5% - на нефть. Доля остальных полезных ископаемых - 7,1%.  
     Стоимость сырья, извлекаемого в последние годы из недр России, в пересчете на мировые цены составляла 95-105 млрд. долл. в год, из которых около 80 % приходилось на энергетические ресурсы.
     Доля прямых поступлений от добычи полезных ископаемых (акцизов, платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы) составляет в последние годы  более 16% доходной части федерального бюджета, а с учетом других налогов и таможенных пошлин удельный вес минерально-сырьевого комплекса превышает 50 %.
     Эти данные показывают, что отечественная сырьевая база является и еще долго будет оставаться самым существенным источником основных видов сырья для промышленности и наполнения государственного бюджета, а Россия - одним из крупнейших поставщиков сырья на мировой рынок.
    Однако в последние 10-15 лет в развитии минерально-сырьевой базы России все более четко проявляются две негативные тенденции:
    сокращение разведанных запасов полезных ископаемых;
    ухудшение качества минерально-сырьевой базы, которое связано с истощением наиболее эффективных месторождений.

     Себестоимость добычи минерального сырья за 1992-1997 гг. значи-тельно возросла и только в конце 1998 г. в связи с резким изменением
структуры внутренних цен снизилась.

     На низком уровне остается производительность труда.
     В предыдущее десятилетие, особенно в конце 80-х - начале 90-х гг., на волне всеобщей критики сырьевой ориентации экономики СССР был выдвинут тезис о перенасыщенности потребностей страны запасами полезных ископаемых. В результате на фоне резкого ухудшения технико-экономические показателей отработки старых месторождений (роста глубины карьеров, шахт, рудников, средней обводненности нефтяных месторождений) объемы геолого-разведочных работ в 90-е г.г. были сокращены почти в 4 раза, истощен поисковый задел, темпы освоения новых месторождений снизились в 5-8 раз. Новыми открытиями и приростами запасов компенсирована добыча нефти - на 73 %, газа - на 47%, меди - на 33 %, цинка - на 57 %, свинца - на 41 %.
     В итоге резко ухудшилось состояние минерально-сырьевой базы. Так, по нефти в настоящее время около 50% запасов могут быть классифицированы как трудноизвлекаемые, т.е. бесприбыльные или нерентабельные.
     К критической черте приближается показатель выработанности запасов. По нефти на Северном Кавказе этот показатель составляет 70-80%, в Урало-Поволжье -50-70 %, в Западной Сибири - 44 %.
     Фактор истощения природных ресурсов в средне- и долгосрочной перспективе будет играть все большую роль. В ближайшие 5 лет при сохранении существующих тенденций естественное сокращение добычи составит по нефти - не менее 50 млн. тонн, золоту - около 30 тонн. В значительных объемах может сократиться добыча угля, цветных и черных металлов.
     Для поддержания существующих уровней добычи  необходимы инвестиции в объеме 29-34,5 млрд.долл.
     Следует отметить, что ориентация на сохранение текущего уровня добычи означает либо пролонгацию кризисной ситуации в экономике, либо крайне медленные темпы ее оздоровления. В то же время ресурсные возможности позволяют минерально-сырьевому комплексу стать тем звеном экономики, с помощью которого страна может мобилизовать средства и ресурсы для выхода из кризиса. Ни одна из других отраслей и сфер деятельности в России такими возможностями не обладает.  
     Стратегической задачей развития минерально-сырьевого комплекса является обеспечение расширенного воспроизводства. С учетом планируемых темпов развития народного хозяйства это требует восстановления к 2005 г. объемов добычи минерального сырья на уровне 1991 г., т.е. увеличения по отношению к текущим объемам примерно на 25-30 %. При этом стоимость годового объема добычи полезных ископаемых может достичь 125-130 млрд. долл.
     Разведанных, предварительно оцененных запасов и прогнозных ресурсов в недрах России достаточно для решения этой задачи. По основным видам полезных ископаемых (газу, нефти, золоту, алмазам) уже распределенный через государственную систему лицензирования фонд недр, находящийся пока в стадии геологического изучения и освоения, позволяет не только выйти на уровень добычи 1991 г., но и несколько превысить его.

     Однако для освоения новых месторождений нефти и газа (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, месторождения в Красноярском крае, Эвенкийский АО, Якутия, Иркутская область, шельфы Баренцева, Карского и Охотского морей), месторождений золота, цветных металлов, агрохимического сырья, расположенных вдоль трассы БАМ и др., развитие трубопроводного транспорта нефти и газа на востоке страны, строительства морских терминалов на Черном и Балтийском, Баренцевом, Карском, Охотском морях требуется инвестировать не менее 75-80 млрд. долл. капиталовложений. С учетом компенсации выбывающих мощностей необходимо осуществить капитальные вложения в размере 96-105 млрд. долл. т.е. в размере, равном примерно стоимости годового объема добычи минерального сырья.
     Привлечение столь значительных инвестиционных ресурсов в комплекс невозможно без значительного укрепления финансово-экономического механизма недропользования, совершенствования управления государственным фондом недр, совершенствования нормативно-правовой базы с целью стимулирования горного бизнеса и защиты инвестиций.