Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 9 Российское законодательство в сфере экономики: состояние и проблемы. Часть 2


Промышленность

     Совершенствование промышленного законодательства занимало заметное место в работе Государственной Думы в 90-е годы. Только в течение 1996-1999 г.г. было принято 32 законодательных акта, регламентирующих работу различных отраслей промышленности.
    Наиболее весомые результаты достигнуты в сфере регулирования деятельности предприятий транспорта и связи. Принято 10 федеральных законов, в том числе базовые законодательные акты, регламентирующие работу воздушного, железнодорожного и морского транспорта, международных автоперевозчиков, связи:
    Воздушный кодекс Российской Федерации (19.03.97, 60-ФЗ);
      О государственном регулировании развития авиации (08.01.98,
      10-ФЗ);

    Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (30.04.99,
      81-ФЗ);

     Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (08.01.98, 2-ФЗ);
      О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения (24.07.98, 127-ФЗ);
      О почтовой связи (17.07.99, 176-ФЗ).

    Кроме того, принято пять законов о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы О дорожных фондах (4 законодательных акта) и О безопасности дорожного движения .
    В рамках согласительных процедур продолжается работа над законопроектами:
     Об использовании природною газа в качестве моторного топлива ;
      Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности ;
      О магистральном трубопроводном транспорте ;
      Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации .

    Этими актами определены краеугольные вопросы регулирования разви-
тия и функционирования отдельных отраслей транспорта.
    Значительное внимание уделялось законодательному обеспечению деятельности топливно-энергетического комплекса. Только за 1996-1999 гг. было принято семь федеральных законов:
     06 энергосбережении (03.04.96, 28-ФЗ);
     О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности (20.06.96, 81-ФЗ);
     Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации Единая энергетическая система России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности (07.05.98, 74-ФЗ);
      О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (1 1.02.99, ЗЗ-ФЗ);
      О газоснабжении в Российской Федерации (31.03.99, 69- ФЗ) ;

     О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "06 использовании атомной энергии (10.02.97, 28-ФЗ) .
    Наиболее важным из перечисленных законов является Федеральный закон О газоснабжении в Российской Федерации , который фактически закрепил монопольное положение ОАО Газпром в данной области. Статья 14 закона устанавливает, что для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается. Ликвидация организации-собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.
    Единой системе газоснабжения отводится роль гаранта стабильной и надежной поставки газа потребителям. В свою очередь,  Правительство РФ обязано в рамках законодательства создать необходимые условия для высокоэффективной жизнедеятельности систем газоснабжения. В основу госрегулирования газоснабжения в России положены принципы государственной поддержки развития газоснабжения, рационального использования запасов газа, повышения уровня газификации регионов, создания условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива, а также сырья для химической промышленности страны.
    Решен вопрос о собственности. При купле-продаже акций организации-собственника Единой системы газоснабжения доля акций иностранных граждан или организаций не должна превышать 20% общего количества обыкновенных акций. При проведении конкретных сделок доля акций организации-собственника Единой системы газоснабжения, которые принадлежат государству и могут быть реализованы иностранным гражданам или организациям, определяется Правительством Российской Федерации. Во всех случаях, в том числе и в случаях повторных эмиссий акций не менее 35% общего количества обыкновенных акций организации-собственника Единой системы газоснабжения находится в собственности Российской Федерации. Продажа указанных акций или отчуждение их иным способом могут быть осуществлены только на основании Федерального закона.
    При повторных эмиссиях акций организации-собственника Единой системы газоснабжения они приобретаются в собственность Российской федерации за счет полученных государством дивидендов и других источников.
    По оценкам экспертов, Закон позволяет обеспечить стабильность газоснабжения потребителей внутри страны, сохранить сложившиеся системы газоснабжения и способствовать их совершенствованию. Он усиливает влияние государства на процесс газоснабжения в Российской Федерации, на формирование цен и тарифов, на экономическое положение отрасли и поступление средств в федеральный бюджет, а также создает условия для более эффективного использования газовых месторождений.
    Значительное внимание уделялось вопросам совершенствования нормативно-правовой базы деятельности агропромышленного комплекса. Только в 1996-1999 г.г. велась работа над 33 законопроектами по вопросам АПК. Принято 8 законов:
     О государственном регулировании агропромышленном производства (14.07.97, 100-ФЗ);
      О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О сельскохозяйственной кооперации (07.03.97, 47-ФЗ и 18.02.99,   34-ФЗ);
      О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (19.07.97,   109-ФЗ);
     О семеноводстве (17.12.97, 149-ФЗ);
      О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (16.07.98,   101-ФЗ);
      О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки (05.12.98,   183-ФЗ);
      Об инженерно - технической системе агропромышленного комплекса (24.05.99,   100-ФЗ);
     О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (1504.98, 66-ФЗ).

    На разных этапах продолжается работа над законопроектами:

      О государственном земельном кадастре ";

      О крестьянском (фермерском) хозяйстве ;
О личном подсобном хозяйстве ;

      О сельскохозяйственных научных организациях ;
     О карантине растений ;

      О продовольственной безопасности .
    Наиболее значимыми из принятых законов являются Федеральный закон О государственном регулировании агропромышленного производства и Федеральный закон О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", призванные решить задачу обеспечения продовольственной безопасности страны.
    Важное значение имеет и Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", которым обеспечена нормативно-правовая база для проведения реорганизации, преобразования и приватизации перерабатывающих и обслуживающих предприятий в потребительские кооперативы с участием сельских товаропроизводителей. Он позволяет также сохранить те крупные сельскохозяйственные предприятия, которые сегодня успешно функционируют.
    В целях создания условий для сохранения генофонда принят Федеральный закон О племенном животноводстве .
    Федеральным законом О мелиорации земель закреплена система мер по развитию мелиорации земель, повышению их плодородия.
     В то же время определенную тревогу вызывает в настоящее время состояние нормативно-правовой базы рыболовства. Ее основу составляют федеральные законы О животном мире , О континентальном шельфе Российской Федерации , Об исключительной экономической зоне Российской Федерации , О внутренних морских водах, территориальном море и близлежащей зоне Российской Федерации и рядом других.
    Однако остается целый ряд неурегулированных вопросов.  В частности, отсутствуют законодательные нормативные акты, регламентирующие экспортную деятельность с учетом отраслевых особенностей ее осуществления. Практически до 80% объемов вылавливаемой рыбы и морепродуктов приходится на промысловые районы за пределами 12-мильной экономической зоны страны, включая открытые части Мирового океана и зоны иностранных государств. Продукция морского промысла, добытая в этих районах и реализованная за рубежом непосредственно из районов промысла, т.е. без пересечения таможенной границы России, не подпадает под понятие экспорта в существующей редакции Закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Вследствие того, что такой важнейший аспект хозяйственной деятельности, как экспорт не подпадает в полной мере под действие законов, его регламентирующих, создаются условия для возможного возникновения негативных явлений.
    Для устранения этого и других пробелов в законодательстве о сохранении и использовании водных биоресурсов, необходимо ускорить работу над проектом федерального закона О рыболовстве и охране водных биоресурсов . Принятие подобного закона будет способствовать комплексному решению многоплановых проблем изучения, воспроизводства, использования и сохранения водных биоресурсов. Он позволит также законодательно закрепить отношения в области изучения, воспроизводства, использования и охраны водных биоресурсов и среды их обитания, что, в свою очередь, будет способствовать их устойчивому использованию и сохранению как важного источника продовольствия.
     Между тем, разрабатываемый проект закона О рыболовстве и охране водных ресурсов , как представляется, не в полной мере решает все эти задачи. Во-первых, закон не носит прямого действия. Во-вторых, ряд его положений уже сейчас отстает от практики, в частности, по таким вопросам, как возможность пересмотра квот, их перераспределения среди пользователей.
     Результаты деятельности Государственной Думы в сфере законодательного регулирования  НИОКР и конверсии представлены шестью законодательными актами:
     О науке и государственной научно-технической политике (23.08.96, 127-ФЗ) и двумя изменениями и дополнениями к нему (19.07.98, III-ФЗ: 17.12.98. 189-ФЗ)
      О статусе наукограда Российской Федерации (07.04.99, 70-ФЗ);
      О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно - территориальном образовании (28.11.96, 144-ФЗ; 31.07.98, 144-ФЗ; 02.94.99, 67-ФЗ).

     Продолжается работа над законопроектами:
     О государственной поддержке промышленного комплекса высоких технологий в Российской Федерации ;
     Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике ;
     О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации .
    Заполнение правового поля инновационного законодательства идет стратегически верно. К настоящему времени приняты три базовых закона: О науке и государственной научно-технической политике , Об авторском праве и смежных правах и Патентный   закон   Российской   Федерации .
     В частности, Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике определил принципы формирования и реализации государственной    научно-технической политики; систему регулирования   отношений,   возникающих  между   государством   и участниками    научной    и    научно-технической    деятельности, взаимоотношений участников этих видов деятельности между собой и с потребителями научной  продукции,  работ и услуг; закрепил правовой статус научного работника,   научной организации, объединений научных работников, академий наук в Российской Федерации.
     В то же время ряд вопросов в этой сфере экономической жизни остается неурегулированным. В частности, с принятием патентного закона из сферы законодательства выпали  такие важные аспекты, как стимулирование изобретательской и рационализаторской деятельности. Нуждается в дальнейшем развитии законодательство по охране интеллектуальной собственности: служебных и секретных объектов промышленной собственности, открытий, ноу-хау, результатов НИР и ОКР, не подпадающих прямо под   Патентный закон Российской Федерации или закон Об авторских правах и смежных правах .
    Требуются рамочные законы, устанавливающие четкие правовые основы деятельности научного работника, меры государственной защиты с учетом специфики этой категории специалистов, а также законодательного обеспечения деятельности научных организаций с учетом различия организационно-правовых форм их создания и форм собственности их создания. Специального внимания требует вопрос о деятельности научных организаций высших учебных заведений.