АВ 2000г. Выпуск 9 Российское законодательство в сфере экономики: состояние и проблемы. Часть 1
Управление государственной собственностью
Общая нормативная база управления государственной собственностью достаточно полна и в настоящее время включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы Об акционерных обществах , О приватизации государственной и об основах приватизации муниципальной собственности , указы Президента РФ и распоряжения Правительства по акционированию и приватизации. В то же время ощущается явная нехватка нормативно-правовых и подзаконных актов, регулирующих конкретный порядок управления собственностью.
Основной проблемой управления государственным имуществом и собственностью является ее низкая эффективность по каждому виду объектов управления - государственными унитарными предприятиями и учреждениями; акциями, долями Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных товариществ и акционерных обществ ( и в первую очередь, акциями акционерных обществ, субъектов естественных монополий с долей государства более 25%), федеральной недвижимостью.
Поэтому назрела потребность законодательного оформления принципов, приоритетов и механизмов управления и распоряжения государственным имуществом. Прежде всего это касается полной инвентаризации объектов государственной собственности, увеличения доходов федерального бюджета на основе ее эффективного использования.
Необходима подготовка федерального закона об управлении государственной собственностью, который должен исчерпывающим образом урегулировать управление федеральной собственностью, включая находящиеся в федеральной собственности ценные бумаги и компетенцию соответствующих органов государственного управления. Этот закон должен содержать правила о разграничении федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности муниципальных образований, правила о порядке отнесения государственного имущества к каждому из перечисленных видов, а также общие начала (правила) управления собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований и, может быть, специальные правила о передаче права собственности одним из указанных субъектов права другим.
Актуальность подготовки соответствующих законодательных актов диктуется тем, что в настоящее время система управления объектами государственной собственности и государственным имуществом в целом не определена с необходимой четкостью, компетенция различных органов государственной власти не ясна, на уровне закона решение этих вопросов отсутствует, что порождает дублирование и безответственность.
С целью нормативно-правовой регламентации вопросов управления государством находящимися в федеральной собственности пакетами акций необходимо подготовить и принять федеральные законы:
о передаче в собственность субъектов Российской Федерации находящихся в федеральной собственности пакетов акций в случае неэффективного или недостаточно эффективного их использования;
об объединении пакетов акций в рамках предприятий связанных отраслей и создании вертикально-интегрированных структур;
о представителях государства (в том числе субъектов Российской Федерации) в органах управления акционерных обществ.
Повышение эффективности управления федеральной государственной собственностью связано прежде всего с определением критериев эффективности управления по каждому кругу объектов, при этом приоритет должны иметь не только критерии бюджетной эффективности, но критерии достижения определенных целей государственного управления по каждому виду объектов.
В этой связи представляется необходимым в первоочередном порядке законодательно решить вопросы:
о порядке назначения, деятельности и ответственности представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ;
о порядке передачи в доверительное управление акций, находящихся в федеральной собственности;
об отнесении объектов недвижимости к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;
о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Насущная потребность создания эффективного механизма функционирования предприятий, полностью или частично находящихся в государственной собственности, и управления ими вызывает необходимость скорейшего принятия федерального закона, определяющего порядок управления государственной и муниципальной собственностью, федерального закона О государственных и муниципальных унитарных предприятиях . Принятие подобного закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрено ст. 113 ГК.
Одним из важных нерешенных вопросов является регламентация обжалования актов органов управления (налоговых, антимонопольных, валютных и др.) о применении различного рода санкций в отношении юридических лиц. Большая их часть обусловлена неразвитостью законодательства об административных правонарушениях. В частности нормы существующего Кодекса устарели распространяются только на физических лиц и не рассчитаны на юридических лиц, не установлены также сроки наложения взысканий.
Все это требует ускорить работу над новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях, который принят Государственной Думой только в первом чтении.
Значительный объем государственной собственности составляет имущество Российской Федерации, находящееся за рубежом. Сегодня она фактически находится вне рамок законодательного регулирования. Необходима скорейшая доработка в рамках трехсторонней комиссии Федерального закона Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом , чтобы определить порядок управления данным видом собственности. Отсутствие необходимых правовых норм в законодательстве Российской Федерации усложняет осуществление контроля за эффективным использованием и сохранностью этой собственности, наносит ущерб интересам Российской Федерации в этой области. В сложившейся ситуации назрела необходимость принятия настоящего Закона, который регулировал бы данные отношения в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, нормами международного права.