АВ 2000г. Выпуск 7 Россия и последствия международного финансового кризиса
Выводы для России
Какие выводы вытекают из этих предложений, проектов и перспектив для России?
Для нашей страны вопрос о Фонде, его будущем облике и политике - это не теоретический, а весьма серьезный практический вопрос, поскольку Россия, в сложившихся обстоятельствах, конечно, весьма заинтересована в дальнейшей финансовой поддержке МВФ, хотя бы для обслуживания накопившейся задолженности самому Фонду. С другой стороны, частные иностранные инвесторы в своих отношениях с Россией традиционно ориентируются на позицию МВФ.
Эмоциональные призывы расплатиться с Фондом и больше не иметь с ним никакого дела звучат заманчиво, только не стоит забывать, что даже при благоприятных условиях реализация этой формулы заняла бы не один десяток лет.
Между тем в современной обстановке рассчитывать на новые кредиты Фонда, как видно, будет все труднее. Его дальнейшая эволюция скорее всего пойдет в русле американского сценария, хотя, вероятно, и в несколько смягченной форме. (Кстати говоря, жесткая официальная позиция США по отношению к МВФ, воспроизводящая ныне доводы республиканских критиков администрации, продиктована во многом внутриполитической обстановкой в стране; финансовый кризис дал лишь дополнительный повод для этого).
Что касается проектов глобального центрального банка, глобальной валюты, глобальной финансовой политики, то об этом, наверное, можно говорить лишь как о потенциальной "повестке дня" на весь XXI век, да и за его пределами.
В этих условиях особенно важное значение приобретают две взаимосвязанные задачи; во-первых, "навести порядок в собственном финансовом доме" и, во-вторых, возможно скорее восстановить доверие иностранных кредиторов и инвесторов (и государственных и частных).
Поэтому многие послекризисные рекомендации, относящиеся к национальной экономической политике и направленные к оздоровлению и укреплению финансового сектора каждой страны, безусловно, заслуживают внимания, конечно с учетом национальной специфики.
Для Центрального банка (и в целом денежных властей ) Российской Федерации предоставляют интерес следующие рекомендации, призванные предупреждать кризисные явления:
- укрепление системы надзора за деятельностью коммерческих банков (но не покрытие их убытков за государственный счет);
- усиление надзора за финансовыми рынками;
- обеспечение "прозрачности" (исчерпывающей и доступной информации) в деятельности организаций, использующих значительные заемные средства (банки, инвестиционные и страховые компании и другие);
- улучшение деятельности рейтинговых агентств, занимающихся кредитными учреждениями;
- укрепление руководства банками и корпорациями;
- обеспечение устойчивого денежного обращения и реального валютного курса (что не исключает их определенной, экономически обоснованной подвижности)
- тщательное наблюдение за международными потоками краткосрочного капитала.
В связи с последним пунктом предлагается ужесточение контроля за движением краткосрочного капитала. Обсуждаются также налоговые меры с целью ограничения его притока. В качестве успешного примера приводятся меры, принятые в Чили и направленные против чрезмерного притока спекулятивного капитала (30% такого капитала должно зачисляться на беспроцентные счета в Центральном банке; кроме того почти все прямые и - что особенно важно - портфельные вложения должны осуществляться не менее чем на год). В итоге возросла доля долгосрочных инвестиций по сравнению с краткосрочными. Общий приток иностранного капитала в Чили в 1990-1995 гг. составил 6% ВВП, тогда как в Малайзии и Таиланде, где не было таких ограничений, этот показатель составил 10%.. К тому же Чили избежала финансового кризиса, поразившего соседние латиноамериканские страны.
В этой связи представляет интерес также опыт Китая. Здесь наблюдаются многие черты, характерные для экономики и финансовой системы стран Юго-Восточной Азии: тесная связь банков с правительством и отсюда обильные кредиты для нерентабельных предприятий (большей частью в госсекторе) и неэффективных проектов, растущий, как снежный ком, внутренний долг (в виде эмиссии государственных облигаций), проблемы вывоза капитала из страны. Однако - и в этом существенное отличие -финансовая система Китая гораздо меньше зависит от зарубежных финансовых рынков и иностранных кредитов. Вопреки рецептам западных теоретиков здесь существуют довольно жесткие валютные и кредитные ограничения для коммерческих банков, сужающие рамки возможных валютных и фондовых операций спекулятивного характера. Сектор финансовых услуг открывается постепенно и пока обходится в значительной мере без участия иностранных банков и фондов, без крупных внешних заимствований, опираясь преимущественно на внутренние сбережения, которые реально поощряются.
В результате финансовый кризис, так сказать, обошел Китай стороной, юань устоял, не был девальвирован (а это имело бы чрезвычайно пагубные последствия для всей мировой экономики).
Это, конечно, не довод в пользу другой крайности: экономической и финансовой автаркии, самоизоляции (печальные итоги такой политики демонстрируют, например, Северная Корея и Куба). Интеграция в мировую экономику, в том числе в международную финансовую систему, императивное требование современности. Однако последовательность, формы, темпы и сроки этого процесса, очевидно, могут и должны быть самыми различными, с учетом специфики каждой страны.
Об этом говорится, в частности, в официальном документе французского правительства, предлагающем, чтобы либерализация международного движения капитала осуществлялась медленнее и осторожнее и правительства, "консультируясь с МВФ", принимали меры для защиты от дестабилизирующих потоков капитала.(5*)
_________________________
(5*) Government of France, "Facing International Instability: Twelve Proposals for a European Initiative"; Paris, 1998.
Канадский план также призывает к осторожности при либерализации движения капитала и к привлечению частных инвесторов для преодоления кризисных ситуаций, в частности, путем пересмотра условий облигационных займов. В этом плане содержится также предложение о внесении в международные финансовые контракты специальной оговорки насчет чрезвычайных обстоятельств, при которых - по согласованию с МВФ - может быть приостановлено изъятие краткосрочного капитала, угрожающее финансовой стабильности страны.(6*)
_________________________
(6*) Canada, Department of Finance, 1998.
В общеполитическом плане, конечно, заслуживает всемерной поддержки заявление лидеров стран, входящих в организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на встрече в Окленде (Новая Зеландия) в сентябре 1999 г., в котором подчеркивается "важность широкого участия стран с формирующейся рыночной экономики в процессе реформирования международной финансовой архитектуры".
И еще одна очевидная закономерность: чем крепче система государственных финансов и банковская система той или иной страны, чем меньше груз дефицита госбюджета и "плохих" банковских активов, тем легче справляется страна с внешними финансовыми потрясениями, тем меньше подвержена она "внешней инфекции". И наоборот, - точь в точь как ослабленный организм особенно тяжело переносит любое инфекционное заболевание, поражающее прежде всего наиболее уязвимые органы.
Так или иначе, в современных условиях главный путь к финансовой стабильности страны связан с простым правилом: предотвращать финансовые кризисы все же легче, чем выходить из них, - подобно тому, как вовремя предотвратить болезнь часто оказывается легче, чем в дальнейшем лечить ее, тем более если это запущенная болезнь.
Отсюда и другое правило, соблюдать которое следует и государственным и частным структурам: не злоупотреблять возможностями международного (да и внутреннего) кредита, трезво оценивать собственный финансовый потенциал и не выходить за его пределы, короче говоря, "жить по средствам".
Тем более что "обмануть", "перехитрить" законы экономической жизни невозможно, и еще никому не удавалось. Можно лишь загнать отдельную компанию или государство в целом в безвыходную долговую петлю, оказаться на грани банкротства или даже за этой гранью.