АВ 2000г. Выпуск 5 Социально-экономические перспективы новой России
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В нынешних условиях не будет, вероятно, большой натяжкой сказать, что и основные социальные задачи России тоже либо не имеют, либо имеют весьма слабое отношение к идеологии. Но зато они полностью вытекают из обыкновенного, всем понятного житейского здравого смысла.
1. В годы нынешнего кризиса и у нас в стране, и особенно за ее пределами весьма распространенным стало убеждение, что российский человек - плохой работник. Проблема эта, конечно, сложная и неоднозначная. Но при анализе нельзя не видеть одного фундаментального обстоятельства: после 1917 г. труд фактически пяти поколений россиян оплачивался и продолжает оплачиваться на самом рабском, нищенском уровне - в десятки, а то и в сотни раз ниже, чем труд соответствующей квалификации и интенсивности в других индустриальных странах. В подобных условиях было бы в высшей степени нереалистично ожидать, что с приходом демократии и рынка сложившийся уже поколениями своеобразный конкордат между российским работником и его работодателями - как вы нам платите, так мы вам и работаем - устранится сам собой. На деле положение в данной области лишь ухудшается, и похоже, уже стало реальной угрозой самому существованию российской нации.
Необходимо в самые ближайшие же годы резко (в разы) повысить среднюю зарплату, пенсии и прочие социальные пособия в России. С этим сегодня согласны все политические силы страны. Но как это сделать и можно ли это сделать не дожидаясь соответствующего роста масштабов производства и душевой производительности труда? Просто административным распоряжением - бесполезно, резким ускорением инфляции - опасно, полагаться же лишь на стихийный рост доходов - слишком долго и социально несправедливо.
А несправедливо потому, что граждане России так и не имеют вплоть до сегодняшнего дня четкого ответа от властей на совершенно законный вопрос: а куда девается вся та новая добавленная стоимость, которую работники продолжают создавать своим трудом? В 90-е годы Россия перестала субсидировать другие бывшие советские республики, что составило экономию порядка 50 млрд. долл. ежегодно; она перестала субсидировать страны СЭВ и своих клиентов в третьем мире - это еще экономия примерно 25 млрд. долл. в год; военные расходы страны сократились в 4-5 раз; расходы на науку и образование - более чем в 10 раз; средняя зарплата, особенно после 17 августа 1998 г., снизилась примерно в 3 раза, пенсии и пособия - в 5 раз; относительная налоговая нагрузка на экономику выросла примерно вдвое - и куда это все ушло?
Думается, что если новое радикальное перераспределение собственности в России маловероятно, то перераспределение вновь создаваемых доходов не просто необходимо - оно неизбежно. Иначе Россия не может рассчитывать ни на длительную социальную стабильность, ни на возрождение национальной энергии, ни на устойчивый экономический рост. Разнообразнейшее воровство не может быть в жизнеспособной стране длительное время основным источником обогащения. Рано или поздно российский бизнесмен должен привыкнуть к среднемировым 5-10% годовой прибыли на свой капитал; российский чиновник - к приличному должностному окладу, а не разного рода подношениям и вымогательству; российский работник во всех сферах экономики и общества - к достойному человека уровню зарплаты и социальной защищенности, на который он имеет столь же законное право, как и такой же работник во всем остальном мире.
Одним словом, это тоже приоритетнейшая национальная задача на видимую перспективу и тоже обязательный элемент складывающегося национального консенсуса в экономической и социальной политике. Ни традиционный цинизм крайне левых, ни жесткость и полное равнодушие к человеку с улицы крайне правых (в особенности их компрадорских, коррумпированных слоев) не имеют будущего. В нищенском состоянии ни тем, ни другим российского человека больше не удержать.
2. Нарастающая, как снежный ком, безработица в стране тоже требует не идеологизированных, а сугубо прагматических решений. Их, исходя из мирового опыта, можно, видимо, сгруппировать в три основных направления: во-первых, кейнсианская стратегия всемерного стимулирования потребительского и производственного спроса за счет ускоренной работы печатного станка и контролируемой инфляции; во-вторых, рузвельтовско-гитлеровско-сталинский метод развертывания массовых общественных работ, в особенности в разнообразный отраслях инфраструктуры; в-третьих, условно говоря, дэнсяопиновская стратегия всемерного поощрения мельчайшего, мелкого и среднего частного предпринимательства как самого действенного средства расширения занятости многих миллионов трудоспособного населения.
В нынешних условиях здравый смысл диктует необходимость использования всех этих трех направлений. И, конечно, ни одна политическая сила в столь жизненно важном для страны вопросе не может полагаться лишь на поток событий: российской общество отнюдь не настолько прочно, чтобы позволить себе обострение или даже просто длительное существование подобной взрывоопасной проблемы.
3. Сегодня сама необходимость социальных реформ - коммунальной, пенсионной, здравоохранения - вряд ли уже вызывает в стране столь глубокие сомнения и протесты, как это было еще совсем недавно. Сомнения и протесты вызывает другое: попытки провести эти реформы кавалерийским наскоком, при сохранении нынешнего поистине нищенского уровня доходов основной массы населения.
Очевидно, что и здесь выход возможен лишь на путях общественного компромисса. Левым придется допустить (да они и сейчас уже это допускают) целесообразность и законность постепенного развития рыночных, основанных на индивидуальной ответственности форм удовлетворения социальных потребностей. Правым же, видимо, придется смириться (да они, похоже, уже смирились) с тем, что в наших конкретных условиях социальные реформы, чтобы не взорвать общество, требуют не месяцев, и даже не лет, а десятилетий для своего эффективного осуществления. Придется смириться им и с тем, что на всю видимую перспективу в России, похоже, неизбежно сосуществование и взаимодействие рыночных (платных) и коллективных, внерыночных (бесплатных) форм решения социальных проблем. На этом основывается уверенность в том, что будущее России - это будущее европейской социал-демократической страны, естественно, со всеми поправками на ее сугубо национальные особенности.
4. Самостоятельное и, к сожалению, неуклонно растущее значение в современном российском обществе имеет проблема преступности, прежде всего организованной преступности.
Ни чисто левыми (административными), ни чисто правыми (рыночными) методами проблему, очевидно, не решить. Конечно, трудно представить себе в этом деле значительный прогресс без давно назревшего решительного вмешательства правоохранительных органов (если у них еще есть силы на такое вмешательство). Но и без того, чтобы разрушить экономическую базу преступности - преобладание разрешительного принципа при открытии нового дела, практика фактически дармовой приватизации, нынешняя налоговая система, выталкивающая предпринимателя в тень , различные льготы, бесплатное или безвозвратное предоставление государственных средств, и многое, многое другое - тоже, вероятно, было бы нереально пытаться остановить нынешнее тотальное наступление криминала. Следовательно, и в этом острейшем социальном вопросе возможность национального общественного консенсуса либо уже наметилась, либо намечается на наших глазах.