Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 15 Законодательные аспекты модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Введение

               Дискуссия о системе обязательного медицинского страхования ведется в России с начала 1990-х годов, фактически с  1991 года, когда в стране был принят  первый закон О медицинском страховании граждан в Российской Федерации . Тогда шла речь о том, в каком направлении развиваться финансовому обеспечению здравоохранения - через бюджет или через страхование. В качестве основы реформирования государственной системы здравоохранения законом О медицинском страховании граждан в Российской Федерации были приняты системы обязательного медицинского страхования (ОМС)  и добровольного медицинского страхования(ДМС). В действующем законе закреплено участие страховых компаний, но  подразумевается, что в системе обязательного медицинского страхования они не могут работать по тем же принципам, что и в коммерческом страховании. Приоритет отдается государственным гарантиям, которые граждане РФ получают в области бесплатной медицинской помощи.  Действующий закон сыграл важную роль в становлении страховой медицины, но уже в начале 2000-х стало очевидно, что его рамки стали достаточно узкими для дальнейшего развития прежде всего системы ОМС.    
               Выступая на выездном заседании президиума Госсовета в апреле 2003 года Президент РФ В.В.Путин отметил, что пробуксовка обязательного медицинского страхования происходит, во-первых, из-за отсутствия действенного механизма использования страховых принципов в медицине и, во-вторых, из-за невозможности обеспечить финансирование равного минимума медицинских услуг на региональном уровне .
              К недостаткам действующей системы ОМС в нашей стране специалисты относят, прежде всего,  нарушение принципа справедливости вследствие территориальной раздробленности системы обязательного медицинского страхования и различий в тарифах и платежах за ОМС неработающего населения в различных регионах страны, невозможность получить медицинскую помощь в любом регионе из-за ограничения действия страхового полиса определенной территории, прямые нарушения права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, декларативный характер права граждан самостоятельно выбирать медицинскую организацию и врача, отсутствие механизмов управления качеством медицинской помощи и ряд других.  
     В целях совершенствования законодательного регулирования правоотношений в системе обязательного медицинского страхования группой депутатов Государственной Думы  2 июня 2010 года был внесен законопроект Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации . Его разработчики исходят из того, что он направлен на усиление гарантий застрахованных лиц на получение бесплатной медицинской помощи. В заключении Комитета Государственной Думы по охране здоровья отмечается, что в законопроекте закрепляются принципы обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования: всеобщий характер обязательного медицинского страхования, государственные гарантии защиты застрахованных лиц от страховых рисков, автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования и другие.
     Законопроект определяет субъекты обязательного медицинского страхования, их правовой статус и механизм взаимодействия.
    Разработчики законопроекта заявляют о своем стремлении к тому, чтобы центральным элементом системы обязательного медицинского страхования стал человек, гражданин. Застрахованное лицо наделяется  правами:
     - осуществлять выбор и замену страховой медицинской организации;
    - осуществлять выбор медицинской организации и врача в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования;
    - иметь полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории России;
    - получать медицинскую помощь на основе федеральных стандартов оказания медицинской помощи.
    Основным источником формирования средств обязательного медицинского страхования являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Минимальный размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения будет устанавливаться на законодательном уровне.
    В силу того, что законопроект затрагивает сферу, которая касается непосредственно каждого жителя Российской Федерации и определяет, как и на каких основаниях будет реализовываться конституционное право на бесплатную медицинскую помощь, он вызвал широкую дискуссию в обществе, в экспертной среде. В ходе публичного обсуждения как со стороны профильных ассоциаций, страховых компаний, объединений работодателей, профсоюзов, политических деятелей, так и отдельных граждан давались различные - позитивные и критические - оценки  содержания внесенного законопроекта. Одним из таких важных форумов, состоявшемся  в Государственной Думе 30 июня 2010 года, за несколько дней до голосования по вопросу о принятии законопроекта в первом чтении, стал круглый стол Законодательные аспекты модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации , организованный Комитетом Государственной Думы по охране здоровья. В нем приняли участие авторы законопроекта, депутаты Госдумы, представители исполнительной власти, экспертного сообщества, общественности.
    9 июля 2010 года законопроект был принят в первом чтении.