Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 4 Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации


II.Рекомендации Парламентских слушаний.

10 ноября  2009 г.
15.00,  Малый зал

Законодательное регулирование сокращения потребления алкогольной продукции в Российской Федерации

     Проблемы чрезмерного употребления алкоголя и связанные с этим последствия достигли угрожающих размеров, а алкоголь стал одним из важнейших факторов риска для здоровья во всем мире. Уровень потребления алкоголя населением является важным показателем состояния здоровья.
     Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.
     Массовое распространение пьянства и алкоголизма выступает фактором, серьезно ограничивающим возможности общества обеспечивать реализацию прав граждан на жизнь и безопасность, получение соответствующего воспитания, образования и необходимой для достойной жизни профессии, защиту их от преступных посягательств, морального насилия и издевательств со стороны неуклонно увеличивающегося количества лиц, злоупотребляющих алкоголем.
    Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 л. абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г., или в 1,8 раза. Однако, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека специалисты-эксперты считают, что реальное душевое потребление алкоголя с учетом нелегального оборота спиртсодержащей продукции в России составляет около 18 л.
    Специализированными наркологическими учреждениями было зарегистрировано 2,7 миллиона человек, злоупотребляющих алкоголем, в том числе люди, употребляющие алкоголь с вредными последствиями, больные алкоголизмом и больные алкогольными психозами. Это два процента от населения страны. По оценкам экспертов, количество лиц, злоупотребляющих алкоголем, составляет более 5 миллионов человек.
    Соотношение мужчин и женщин среди зарегистрированных больных алкоголизмом составило пять к одному.
     Наиболее распространён алкоголизм среди населения в возрасте от 40 до 59 лет - это 55 процентов. Крайне неблагоприятна тенденция увеличения употребления алкоголя детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Количество детей, употребляющих алкоголь,  в 2008 году увеличилось на 15,4 процента по сравнению с 2007 годом. Количество детей, больных алкоголизмом, возросло по сравнению с 2007 годом на 8,6 процента.
    По итогам 2008 года лидером по заболеваемости алкоголизмом по-прежнему остается Магаданская область: число потребителей алкоголя в регионе составило 5,6 процента от общей численности населения. Выше, чем в среднем по России, заболеваемость алкоголизмом наблюдается в Республике Карелия, Брянской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Сахалинской областях, Камчатском крае и в Чукотском автономном округе. Традиционно низкие цифры потребления алкоголя и заболеваемости алкоголизмом в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Соответственно в этих регионах ниже смертность и значительно выше продолжительность жизни.

     В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80 % от общего объема приходится на пиво, 13 % - на водку и ликероводочные изделия, 6 % - на вино и 1 % - на коньяк.
    Наблюдается существенный рост производства слабоалкогольных напитков и продажи пива. Только в России пиво считается безалкогольным напитком. Объем производства слабоалкогольных напитков в 2007 г. по сравнению с 1998 г. вырос почти в 6 раз, а объем продажи пива в 3 раза. Согласно имеющимся данным производство алкогольных тонизирующих напитков возрастает ежегодно на 20%.
    Наблюдающийся рост потребления пива и слабоалкогольных напитков происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это  способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.
    Продолжается активная реклама пива и алкогольной продукции, как прямая, так и косвенная. В то же время требования к рекламодателям, например в США, обязывают позиционировать слабоалкогольные напитки, в том числе пиво и тонизирующие, именно как алкогольную продукцию, без какой-либо ассоциации с прохладительными напитками.
    Смертность от всех учитываемых причин, связанных с употреблением алкоголя (алкогольные кардиомиопатии, случайные отравления алкоголем, алкогольные болезни печени, хронический алкоголизм, дегенерации нервной системы, вызванные алкоголем, алкогольные психозы, хронический панкреатит алкогольной этиологии) составляет от 500 до 600 тысяч смертей в год.
     Алкоголизация населения, в частности молодежи, влияет на состояние генофонда, здоровье, рождаемость и смертность населения.

     Ущерб от алкоголя представляет собой значительное экономическое бремя для отдельных лиц, семей и общества в целом - из-за связанных с его употреблением медицинских расходов, снижения производительности труда в результате повышающихся показателей заболеваемости, расходов в связи с пожарами и повреждением собственности, а также неполученных доходов в связи с преждевременным уходом из жизни. Доходы в федеральный бюджет в 2008 году от продажи алкоголя составили 68 млрд. рублей, а расходы на лечение и возмещение экономических потерь, связанных с употреблением алкоголя, составили 1,7 трлн. рублей. Согласно оценкам ВОЗ, связанные с алкоголем расходы для общества составляют 2-5% валового национального продукта.
     Неуклонно растущая на протяжении многих лет алкоголизация населения приобрела к началу XXI века характер национального бедствия для России. Острота данной проблемы высоко экономически и социально значима. Можно утверждать, что она приобрела характер, серьезно подрывающий социально-экономические и духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, угрожающий трудовому, военному, интеллектуальному потенциалу, национальной безопасности страны.
    В настоящее время подготовлен проект Концепции государственной политики по снижению масштабов алкоголизма в Российской Федерации. Проект Концепции предусматривает:
    - ограничение потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    - недопущение появления на рынке некачественной алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    - организацию развернутой системы профилактики алкоголизма и злоупотребления алкоголем среди населения, формирования здорового образа жизни, особенно среди подростков и молодежи;
    - предоставление медико-социальных услуг гражданам, страдающим алкогольной зависимостью;
    - расширение возможностей для занятий физической культурой и спортом, в первую очередь для детей, подростков и молодежи;
    - развитие наркологической службы.
     Федеральным бюджетом на 2010 год предусмотрено повышение акцизов на пиво и слабоалкогольные напитки, акцизы на крепкие алкогольные напитки не повышаются. Это может привести к выравниванию цен на слабый и крепкий алкоголь и, соответственно, смещения потребления в сторону крепких алкогольных напитков. На примере зарубежного опыта можно отметить, что величина акцизов на пиво в среднем в три раза меньше акцизной ставки на крепкий алкоголь.
     Важным моментом является доступность алкоголя. Возможность приобретения алкоголя в любое время суток в шаговой доступности - один из факторов, провоцирующий на злоупотребление алкоголем. Необходимо законодательно закрепить норму, ограничивающую время продажи алкоголя. В отдельных регионах такие нормативные акты уже приняты: в Мурманске запрещена торговля алкоголем в ночные часы, в Санкт-Петербурге - в выходные и праздничные дни. Кроме того, продажа алкогольной продукции должна осуществляться только в специализированных магазинах.
     Что касается медицинского, парфюмерного и бытового алкоголя, то следует рассмотреть возможность продажи медицинских спиртовых настоек в более мелкой расфасовке, а на парфюмерную и бытовую спиртосодержащую продукцию повысить акцизы в целях их удорожания.
     Не всегда выполняются положения уже принятых законов. Например, норма о запрете на продажу пива на расстоянии ближе 100 метров от образовательных учреждений повсеместно нарушается. Следует активизировать работу надзорных органов и законодательно усилить ответственность за подобные нарушения.
     В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится несколько проектов федеральных законов, предлагающих ужесточение ответственности за нарушение правил продажи алкогольной продукции, а также за потребление алкоголя в общественных местах. Необходимо ускорить принятие указанных законопроектов.
    Обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний рекомендуют:
    Правительству Российской Федерации:
     1. Активизировать работу по исполнению действующего законодательства Российской Федерации в сфере ограничения потребления алкоголя.
     2. В целях дальнейшей борьбы с алкоголем ускорить разработку и принятие  Концепции государственной политики по снижению масштабов алкоголизма в Российской Федерации с выделением необходимых средств для финансирования ее мероприятий.
    Государственной Думе  Федерального Собрания Российской Федерации:
     1. Депутатам Государственной Думы выступить с законодательной инициативой по разработке законопроектов, содержащих следующие нормы:
    а). Пиво и пивосодержащие напитки отнести к разряду алкогольных;
    б). Введение единой (одинаковой) ставки акциза на спирт, алкогольную и спиртсодержащую продукцию с увеличением её темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию в 2-3 раза. Увеличение акцизов на все виды алкогольной продукции позволит увеличить стоимость данной продукции, что снизит степень доступности населению, особенно для молодежи;
    в). Усиление ответственности за нарушения, связанные с ограничениями розничной продажи алкогольной продукции и пива, а также за употребление алкоголя в общественных местах;
    г). Введение запрета на продажу слабоалкогольных (в том числе энергетических) напитков) вблизи детских, образовательных, медицинских учреждений, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах;
    д). Изменение требований к объему и потребительской упаковке ;
    е). Введение полного запрета прямой и косвенной рекламы любых видов алкогольной продукции;
    ж). Ограничение времени продажи алкогольной продукции (запретить продажу до 11 часов и после 19 часов);
    з) Разрешение на продажу крепких алкогольных напитков в специализированных магазинах.
    Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
    1. Разработать Национальную стратегию по борьбе с алкоголизмом в Российской Федерации.
    2. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации подготовить образовательные программы, информирующие о вреде алкоголизма, для преподавания в различных учебных заведениях.
    3. Разработать программу санитарного просвещения о вреде потребления алкоголя  среди различных категорий  населения.
    4. Разработать программу по совершенствованию наркологической помощи населению.
    5. Разработать и внедрить в работу первичного звена здравоохранения стандарты медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем.

     Председатель Комитета О.Г.Борзова