Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 9 Проблемы реформирования отечественного ЖКХ в контексте международного опыта


1. Опыт санации жилищного фонда в Германии

     Россия не единственное государство, испытывающее трудности с приведением в порядок своего жилищного фонда. Аналогичные проблемы возникали и в других странах Европы (Франция, Италия, Германия, страны Восточной Европы). И там накоплен большой положительный опыт решения проблем градостроительного развития, который сегодня используется Европейским Союзом для решения сходных задач в тех европейских странах, где в 60-е - 80-е годы прошлого столетия индустриальными методами осуществлялось массовое строительство жилья.  Опыт, который вполне можно было бы использовать в российских условиях.
     Рассмотрим более подробно достижения Германии в деле санации жилищного фонда на примере Берлина. Берлинские районы массовой застройки панельными домами возникли, как и их собратья в Центральной и Восточной Европе, во второй половине ХХ века. Всего  было построено более 70 млн. квартир. В России за это время, как видно из приведенного статистического материала (рис.2,3), было построено около 2 млрд. квадратных метров жилья, из которого не менее половины было возведено индустриальным способом.
     Районы массовой застройки в России мало отличаются от аналогичных  районов в бывших странах социалистического лагеря и имеют сходные проблемы. Вот только некоторые из них:
     -   плохое состояние несущих конструкций, инженерного оборудования и сетей;
    - архитектурное единообразие и, как следствие, отсутствие какой-либо индивидуальности;
    - болезненный процесс перевода системы ЖКХ на рельсы рыночных отношений, диктующих новые условия пользования земельными участками и жилищной собственностью.
    При этом крайне слабо используется значительный потенциал развития существующих микрорайонов, привлекательность и ценность которых заключается в таких объективных факторах, как:
    -    как правило, близость к городским рекреационным зонам;
    -   большие незастроенные пространства, насыщенные зелеными насаждениями;  
     -     развитая социальная инфраструктура;
    -     наличие площадей для дополнительного строительства;
    -     возможность модернизации зданий;
    -     как правило, удобное, не требующее серьезной реконструкции транспортное сообщение с городским центром;
    -    социально активное население, представленное самыми разнообразными профессиями.
    В 1991 году после объединения  Германии властями Берлина было принято решение о приведении в порядок всех жилых массивов города, включая комплексную реконструкцию и капитальный ремонт многоквартирных домов, возведенных методом индустриального домостроения из готовой панели. На тот период городской жилищный фонд в панельных домах насчитывал  около 270000 квартир, то есть порядка 13,5 млн. квадратных метров, что по московским меркам соответствует примерно 2,7 тысячам пятиэтажек. Временной интервал для приведения в порядок берлинских панельных домов был установлен в 10 - 15 лет, поскольку увеличение сроков ремонта за эти рамки сделало бы санацию вследствие прогрессирующего физического разрушения зданий экономически невыгодной.
    Политические, экономические и технические решения в отношении фонда панельных домов были направлены прежде всего на его сохранение при одновременной архитектурно-планировочной и технологической модернизации в целях обеспечения комфортных условий проживания граждан. По результатам обследования строений в 1991 году и на основании сделанных рас-
четов стало ясно главное: жилье в районах массовой застройки можно санировать в среднем за четверть стоимости  того,  что потребовалось бы на новое строительство.