Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 4 Об оплате труда в бюджетной сфере


2. Дифференциация финансового положения работников занятых в бюджетной сфере и её негативные факторы
    
     В настоящее время большинство политиков, экспертов, журналистов и, естественно, самих бюджетников, считают факт недоплаты за труд в бюджетном секторе практически самоочевидным и не требующим каких-либо дополнительных доказательств. Статистика подтверждает, что среднемесячная заработная плата в учреждениях образования и здравоохранения, составляющих основу бюджетного сектора, на протяжении периода 1992-2006 гг. колебалась в диапазоне от 50 до 70% по отношению к средней в промышленности.
    Но в то же время, значительное занижение оплаты труда бюджетников должно было бы заметно ограничить предложение труда в этот сектор и привести к сокращению уровня занятости в этом секторе посредством привлечения трудовых ресурсов в альтернативные секторы. Однако численность занятых в основных отраслях бюджетного сектора оставалась высокой на протяжении всего переходного периода и не показывала каких-либо явных тенденций к сжатию. Необходимо отметить, что учреждения образования и здравоохранения подвержены текучести кадров в гораздо меньшей степени, чем отрасли не бюджетного сектора.
    Это означает, что определенные стимулы как денежные, так и не денежные для работы в этом секторе сохраняются, и, следовательно, проблема недоплаты бюджетникам является неоднозначной. Она может остро проявляться для одних групп занятых, но не проявляться для других. Если в одних случаях бюджетникам недоплачивают, то в других им могут несколько переплачивать.
    Значительный межсекторный разрыв в оплате труда, если он нарушает принцип равной оплаты за равный (по производительности) труд, может создать целый шлейф социальных и экономических проблем. Относительная недоплата бюджетникам стимулирует негативный отбор, ведущий к концентрации малопроизводительных работников в бюджетном секторе, искусственное занижение оплаты труда, поддержку неэффективной занятости и латентное поощрение коррупции. Наоборот, значительное завышение заработной платы бюджетников по отношению к сопоставимым работникам негосударственного сектора ведет к сокращению занятости в экономике в целом и соответствующему росту безработицы. Это следует учитывать. Об этом свидетельствует опыт Западной Европы.
    К бюджетному сектору относятся отрасли образования, здравоохранения, культуры и управления. Учреждения в этих отраслях являются преимущественно государственными и производят общественные блага в основном за счет средств федерального и региональных бюджетов. Всего, по данным Минздравсоцразвития Российской Федерации, из бюджетов различных уровней финансируется заработная плата 14,4 млн. человек, или около 22% всех занятых в российской экономике.
    Анализ данных, представленных уже в новой классификации, дает основание говорить о росте относительной заработной платы в образовании и здравоохранении примерно до 65-70% от уровня промышленности. Такие соотношения наблюдались в середине 1990-х гг. Заработная плата бюджетников росла еще быстрее в конце 2006 г. - 2007 г., при этом заметное ускорение роста заработных плат имело место в эти годы и в коммерческом секторе.