Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 4 Об оплате труда в бюджетной сфере


3. Меры, направленные на улучшение финансового положения работников занятых бюджетной сфере
     
     В целях снижения уровня бедности среди работающего населения предусматривается продолжить проведение мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда и уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, в первую очередь врачей, учителей, для которых вопрос увеличения заработной платы стоит особо остро.
    Немаловажное значение играет государственная бюджетная политика. Так как, прежде всего, зарплата работников бюджетной сферы зависит от состояния бюджета Российской Федерации.
    Фактически, за эти средства общество приобретает у государства общественные услуги - образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и всего того, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином в отдельности.
    Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.
    В начале этого века были заложены предпосылки для решения этой стратегической задачи путем восстановления долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы. Это было осуществлено путем:
     разграничения расходных обязательств и ликвидации необеспеченных мандатов , общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы;
создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего подушку безопасности в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть;
стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов;
развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами.
_________________________
 www1.minfin.ru Бюджетная политика 2007.

     Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств. Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины - основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно - необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.
    В 2006 году федеральный бюджет впервые стал составной частью 3-летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года. При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.
    Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств.
    Завершающим этапом реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, имевшие место при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы.
    Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривают:
     переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, - формированию бюджетов на трехлетний период;
выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете;
изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований;
расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;
создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;
обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;
уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.
_________________________
 www1.minfin.ru Бюджетная стратегия на 2008-2010 г.

     Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. При подготовке проекта федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных государственных услуг. Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    Регулирование оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы осуществляется, как это предусмотрено ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), на основе тарифной системы оплаты труда, включающей в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, а также тарифные коэффициенты. Причем это касается бюджетных учреждений всех уровней.
    Правительство Российской Федерации сделало определенные шаги на пути дифференциации оплаты труда работников различных отраслей, приняв Постановление от 22 сентября 2007 г. 605 г. "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
    Тем самым осуществлен окончательный переход на новую отраслевую систему оплаты труда и, по сути дела, для этой категории работников это означает отмену Единой тарифной сетки (ЕТС).
    В первой половине 90-х ЕТС несомненно являлась позитивным фактором упорядочивания оплаты труда, но, как всякая конструкция, она со временем морально устаревает и нуждается в модернизации. Но главной проблемой оставался низкий уровень ставок и окладов. Именно в этом первопричина всех "бед" в оплате бюджетников.
    ЕТС не учитывает специфики труда работников различных отраслей. Кроме того, ЕТС - это очень жесткая конструкция - если уж происходит повышение, то одновременно у всех работников бюджетной сферы вне зависимости от ситуации в каждой отдельно взятой отрасли. В связи с этим каждая индексация требует серьезных бюджетных расходов, или сопровождается относительно небольшим повышением уровня оплаты труда.
    Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы всегда требовали дифференцированного подхода к принципам формирования оплаты труда.
    Формально, с 2005 года единая сетка действует только на федеральном уровне. Федеральный закон 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" в новой редакции стал называться "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Регионы же получили право разрабатывать свои собственные региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
    Ныне же предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Зарплата будет зависеть от таких факторов как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп планируется установить утверждаемый правительством базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие.
    Закономерен вопрос: насколько введение системы расчета зарплаты предполагает ее обязательный рост? Конечно, сама такая возможность логично следует из нового подхода к формированию заработков. Тем более, что в постановлении указано, что снижение уровня зарплаты невозможно. Однако гарантий существенного повышения уровня оплаты труда нет. Для начала в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования. Суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.
    Правда, существенно повысится самостоятельность руководителей бюджетных учреждений. Тем не менее, нельзя абсолютизировать этот момент. Уже приходится столкнуться с комментариями о том, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций: поскольку не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Однако это не совсем так. Основные положения новых систем оплаты труда будут достаточно жестко регламентированы. В частности, Минздравсоцразвития России должен разработать целый ряд документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:
    - утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;
    - утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
    - внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
    - разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
    Как видим, должна быть проведена серьезная работа для того, чтобы данное постановление могло быть реализовано.
_________________________
 Ф.Н. Кадыров Менеджер здравоохранения , 2007 11 Изменение в оплате труда работников бюджетной сферы: Отказ от единой тарифной сетки .

     Принятое Постановление Правительства Российской Федерации 605 касается систем оплаты труда только работников федеральных бюджетных учреждений.
    Статья 4.1 Федерального закона 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 22 августа 2004 г., 20 апреля 2007 г.) явилась юридической основой, в соответствии с которой по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.
    Но у перехода на отраслевую систему оплаты труда есть и проблемные стороны.
    Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений - это опять не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Дальше настанет очередь окончательного перевода систем оплаты труда на новые рельсы и на региональном, и на муниципальном уровнях.