Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 4 Об оплате труда в бюджетной сфере


4. Формирование заработной платы бюджетников

     Механизм определения заработной платы работников бюджетной сферы составляет:
    Во-первых, в основу механизма определения оплаты труда бюджетников можно положить коллективные переговоры между соответствующими государственными ведомствами и профсоюзами. Переговорный процесс в таких случаях опирается на доступную профсоюзам информацию об оплате труда работников соответствующей квалификации в частном секторе, потенциальных бюджетных ограничениях и прогнозных темпах инфляции. Этот вариант используется во многих странах Западной Европы, где профсоюзы работников общественного сектора являются влиятельными политическими игроками на рынке труда, обеспечивая своим членам достаточно высокий уровень благосостояния.
    Во-вторых, возможно использование специального мониторинга оплаты труда в частном секторе для определения уровня оплаты труда бюджетников.
    Работники, занимающие схожие рабочие места и близкие по наблюдаемым индивидуальным характеристикам, должны оплачиваться примерно одинаково вне зависимости от того, в каком секторе они заняты.
    Из описанных выше вариантов "привязки" к рынку, "сидящие на бюджете" скорее всего не будут обделены или дискриминированы. Наоборот, они могут претендовать на заметную денежную и "натуральную" ренту (премию) по сравнению с работниками коммерческого сектора.
    Базовая заработная плата бюджетников определяется ETC, которая, в свою очередь, привязана к единому для всей страны МРОТ. Периодические централизованные повышения МРОТ и ETC являлись продуктом текущей политико-экономической конъюнктуры ожидаемых бюджетных перспектив. Так, они были производны от мировых цен на нефть, определяющих наполнение консолидированного бюджета, но практически никак не учитывали складывающуюся ситуацию на различных региональных рынках труда. При этом ETC определяет у бюджетников не фактическую величину заработной платы, а лишь ее нижнюю границу, гарантируемую государством.
    Размеры МРОТ и ETC являются общероссийскими параметрами и не адаптированы к конкретным условиям каждой отдельно взятой территории. При их установлении, государство вынуждено исходить из потенциальных бюджетных ограничений замыкающего региона. Увеличение межсекторного разрыва в оплате формирует политическое и экономическое давление в регионе, направленное на его сокращение. Последнее частично достигается с помощью различных дополнительных надтарифных компенсационных надбавок бюджетникам.
    Складывающийся таким образом фактический уровень заработной платы бюджетников сверх общегосударственных нормативов ETC не зависит от качества и количества предоставляемых ими услуг. На него влияют доходность местных бюджетов и сила переговорной позиции руководителей организаций бюджетного сектора в региональной, местной бюрократической иерархии при дележе этих доходов. Тем самым чиновники "делятся" с бюджетниками там, где местная казна это позволяет. Наоборот, они держат оплату на уровне ставок ETC, когда казна скудна, а голос работников слаб. Проциклическая региональная бюджетная политика усиливает межрегиональную дифференциацию в бюджетной обеспеченности и повышает уязвимость и неустойчивость территориальных бюджетов.
    Рассмотренный выше подход к определению базовой заработной платы бюджетников, в основе которого лежит единый для всей страны минимальный стандарт, чреват существенной недооценкой труда значительной части работников этого сектора. Другими словами, потенциальная "премия" за работу в бюджетной организации грозит превратиться в "штраф". Коллективная заинтересованность всех участников этого процесса в увеличении суммарного фонда оплаты труда бюджетников создает стимулы не только к накоплению внебюджетных средств для повышения оплаты труда, но и к количественной экспансии занятости. Ведь именно численность занятых выступает в этом случае одной из определяющих переменных при распределении бюджетных средств. Уровень заработной платы в этом случае складывается внутри бюджетного сектора как производный от достигнутой численности занятых, а потому является для работодателя "мягкой" величиной. Неудивительно, что рост финансирования на каждом шаге частично "съедается" ползучим наращиванием численности занятых.
    Надо отметить, что занижение оплаты бюджетников по отношению к оплате сопоставимых (по производительности) работников коммерческого сектора вызывает ряд негативных последствий. Во-первых, относительная недоплата поощряет негативный отбор в бюджетный сектор со всеми соответствующими последствиями. Сила этого эффекта пропорциональна величине разрыва и варьируется между регионами. Во-вторых, бюджетный сектор как крупный работодатель, посылает соответствующие сигналы обратной связи коммерческому сектору, стимулируя его к сдерживанию роста заработных плат.