Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 16 Правовое обеспечение развития детско-юношеского и студенческого спорта


2.1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А.А. Алексеев - советник Аналитического управления
Аппарата Государственной Думы,
кандидат философских наук

     В современном мире доминирует система взглядов, отражающая положительное воздействие  спорта на личность и общество. Поэтому многие государственные и политические деятели признают тесное сотрудничество государства и спортивного движения. При этом мотивы вовлечения государства в спорт зависят от множества факторов: политических, экономических, религиозных, исторических, воспитательных, экологических, демографических и др.
    Правительства многих стран поддерживают спортивные движения, субсидируя программы повышения физической подготовки молодежи и взрослых, а также  совершенствуя системы спорта высших достижений.
     Хотя каждой стране присуща своя национальная система физкультурно-спортивного движения,  на Западе, как правило, она представляет собой органичное сочетание и соединение усилий государства, правительственных, общественных и частных организаций и учреждений.
    По уровню государственного регулирования спортивной сферы страны могут быть условно разделены на две категории.
     К первой  относятся те страны, где государство практически не вмешивается в спортивную жизнь, она целиком автономна, то есть развитие спорта относится к компетенции самих спортивных движений. Наиболее яркий пример США, где не оказывается финансовой поддержки спорту со стороны федерального правительства. В других странах (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония)  государство осуществляет лишь материальную поддержку спорту при его полной автономии.
    Ко второй категории относятся страны, проводящие государственную спортивную политику. Они берут на себя ответственность за развитие спорта. На центральном уровне эта работа поручается спортивному министерству или другому ведомству, в котором существует специальный орган, курирующий физкультурно-спортивную работу. Министерства по спорту  функционируют в 14 европейских государствах.
      Зачастую эти две модели спортивного регулирования дополняют одна другую. Например, итальянское законодательство признает за своим Олимпийским комитетом главенствующую роль в национальном спортивном движении. Кроме того, спортивная деятельность регулируется либо центральными структурами (Германия), либо региональными (Италия).
     В настоящее время в большинстве стран ответственность за развитие  физического воспитания и спорта несут государственные органы. К ним относятся Австрия, Испания, Италия, Финляндия, Франция, страны Восточной Европы, большинство развивающихся и постсоветских государств. В тех странах, где нет министерств спорта, за его развитие отвечают другие государственные органы. Спорт находится под контролем министерств по образованию, культуре, молодежи  и др. (Бельгия, Греция, Португалия, Финляндия, Эстония). В Германии и Швейцарии вопросами спорта ведает министерство внутренних дел, в Швеции - министерство финансов, в Японии - министерство образования, науки и культуры.  
     В конце прошлого века вовлечение государства в спорт стало реальной необходимостью. Можно выделить две стороны этого сотрудничества.
    Во-первых, это включение вопросов спорта в тексты конституций различных стран, что не только гарантирует права граждан на занятия спортом, но и официально признает государственную роль спорта для общества. Так, обязанность государства заниматься физическим развитием подрастающего поколения и укреплением здоровья нации отражена в одной из самых старых конституций Европы - Конституции Швейцарии (1874 г.), где статья 27 обязывает государство поддерживать спортивное движение - особенно в школе.
     Конституции, принятые во второй половине ХХ века, как правило, включают в себя вопросы физического воспитания и спорта. Совет Европы старается следить за тем, чтобы в новых законодательствах, иных актах, а тем более в конституциях, были учтены принципы Европейской спортивной хартии. Показательные примеры - спортивное законодательство Греции, Испании, Португалии,  ряда стран Восточной Европы и СНГ.
     Законы о спорте приняты также в Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии и др. Помимо основных положений, общих для большинства стран (ответственность государства, цели и задачи, организационная структура, финансирование, разделение полномочий между центром и регионами, подготовка кадров, строительство и эксплуатация спортивных сооружений), в спортивных законах ряда стран отражены вопросы школьного и студенческого физвоспитания.
    Другая сторона - это участие правительства и местных органов власти в развитии и финансировании спорта, строительстве и содержании спортивных сооружений, оздоровительных центров, подготовке спортсменов и их наставников, осуществление научно-исследовательской и информационной деятельности.
    В Европейском Союзе вопросами физкультурно-спортивного движения занимаются Комитет по развитию спорта и Фонд развития спорта. ЕС осуществляет свою деятельность по двум направлениям:
развитие массового спорта как средства улучшения качества жизни, содействия интеграции в обществе и укрепления социальных связей;
развитие через спорт терпимости, а также защита чистоты спорта от имеющихся негативных явлений.
    Такие подходы реализуются применительно и к детско-юношескому, и  к студенческому спорту. Комитет по развитию спорта, руководствуясь Европейской хартией спорта, показал тесную взаимосвязь между физической активностью и здоровьем в первую очередь для молодежи. Разработанный для детей школьного возраста тест "Еврофит" позволяет определять гибкость, скоростные показатели, выносливость и силу организма. Он применяется во многих европейских школах. Комитет проводит и другие мероприятия: например, большое значение уделяется защите места спорта в образовании для молодежи.
    Особенно действенной помощью государства в развитии физической культуры и спорта является предоставление спортивно-физкультурным организациям налоговых льгот вплоть до полного освобождения от налогов в знак признания социальной значимости спорта в жизни общества. Так, НОК США освобожден Конгрессом от налогообложения еще в далеком 1950 году. Более того, американское правительство освободило от налогообложения поступающие в спортивные организации снаряжение и оборудование, что способствует притоку средств не только в спорт  высших достижений, но и в массовый, детский, студенческий.
    Исходя из анализа зарубежного законодательства, к основным источникам финансирования спорта можно отнести:
поступления из государственного бюджета;
субсидии региональных и местных властей;
перечисления из различных общественных фондов;
оплату населением спортивно-оздоровительных услуг;
членские взносы;
собственную коммерческую деятельность или спортивный маркетинг (рекламно-спонсорская  и лицензионная деятельность, продажа прав на трансляцию соревнований);
отчисления от проведения лотерей и др.
    Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых условий источников финансирования, каждая страна решает финансовые проблемы индивидуально. К примеру, участие в Олимпийских играх немецких и французских спортсменов финансируется правительствами этих стран. Спортсмены же США и Великобритании отправляются на Игры за счет средств, поступивших от частных лиц или отдельных фирм. Итальянский спорт для своего финансирования в основном использует доходы от лотерей и футбольного тотализатора. Кроме того, значительные средства от лотерей в качестве источника финансирования используют спортивные организации Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии, Франции и др.
    Согласно данным Совета Европы, правительство выделяет на развитие спорта от 2 % (Германия), 5% (Великобритания), 8 % (Швейцария) до 46 % (Португалия) и 65 % (Венгрия) от общей суммы. Остальную часть финансируют местные бюджеты (от 35 % до 98 %). Их средства используются в основном на массовый и детский спорт, что наглядно демонстрирует следующая таблица государственных субсидий  на развитие спорта  в ряде европейских государств:

Страна
Доля правительства
(%)
Местные органы власти (%)
Германия
2
98
Великобритания
5
95
Швейцария
8
92
Швеция
10
90
Финляндия
15
85
Дания
16
84
Франция
23
77
Испания
24
76
Италия
43
57
Португалия
46
54
Венгрия
65
35


     При этом не учитываются взносы частного бизнеса, размеры которых достигают 15 - 40 % от спортивного бюджета страны. Интересно, что в отдельных государствах доля спортивной индустрии составляет 1 - 2 % от ВВП: например, в конце прошлого века спортивный рынок Великобритании оценивался в 1,7 %, а Германии - 1,5 % от ВВП.
     Реально в мире существуют две модели финансирования спорта - американская и европейская, к которой также тяготеют многие азиатские и латино-американские страны. Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего физкультурно-спортивное движение. Для второй - смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета. Общим для обеих моделей является то, что массовый, детско-юношеский спорт, оздоровительное движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов. В США школьный, студенческий и массовый спорт целиком является прерогативой местной власти. Основную долю расходов на детско-юношеский и студенческий спорт несут местные бюджеты в Канаде, Франции, Италии, Финляндии и ряде других стран.
    Анализ деятельности местных органов власти различных государств в области физической культуры и спорта позволяет сделать вывод, что именно здесь - в городах и местных общинах - находится основной центр тяжести всей работы по развитию физического воспитания и спорта, а также оздоровительной работы с различными категориями населения от детей до стариков и инвалидов. Это прежде всего физическое воспитание в школах и вузах, подготовка спортивных кадров, строительство и эксплуатация спортивных сооружений, работа оздоровительных центров, спортивных клубов и т.д. При этом особое внимание обращается на загруженность спортивных объектов школ и университетов во внеурочное время.
    Хотя нормативно-правовая основа играет огромную роль в развитии спорта, спортивного бизнеса и сферы физкультурно-оздоровительных услуг,  не во всех странах, а тем более регионах, провинциях, муниципалитетах, приняты законы о спорте. Первостепенную роль в развитии спортивно-физкультурного движения в ведущих зарубежных государствах играет, прежде всего, понимание роли спорта в развитии общества, его необходимости для здорового образа жизни человека, что невозможно без увлечения различными видами физической активности. Поэтому занятия спортом в школе, колледже, университете жизненно важны для оздоровления подрастающего поколения.
     Главная роль местных органов власти в большинстве зарубежных государств -  оказание помощи всем занимающимся физкультурой и спортом, создание равных условий для занятий во всех районах и общинах.
    На рубеже веков начала меняться и мотивация тренировочных занятий. Многие увеличивают двигательную активность не только для повышения производительности своего труда и карьерного роста, но и чтобы укрепить здоровье, лучше выглядеть, активнее отдыхать. Не случайно около половины американцев занимаются различными видами спорта и физической активности, а многие из них дружны со спортом с раннего детства.