АВ 2004г. Выпуск 16 Правовое обеспечение развития детско-юношеского и студенческого спорта
И.К. Роднина - член Совета при Президенте
Российской Федерации по физической культуре и спорту,
руководитель рабочей группы по разработке системы мер
развития детско-юношеского спорта.
М.Н. Давыденко - ответственный секретарь
рабочей группы
Во исполнение решений Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации создана рабочая группа по разработке системы мер развития детско-юношеского спорта, в состав которой вошли представители законодательных, исполнительных органов власти, Госкомспорта России, а также представители органов власти в сфере физической культуры и спорта ряда субъектов Российской Федерации, общественных организаций, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, ветеранов спорта, то есть представители всех заинтересованных сторон, которые профессионально занимаются проблемами детско-юношеского спорта. Всего в состав рабочей группы включено 39 человек.
Задачей первого заседания рабочей группы по разработке системы мер развития детско-юношеского спорта, которое состоялось 7 апреля 2003 г., было определение объективного состояния детско-юношеского спорта и обобщение основных проблем, которые мешают его развитию.
В результате проделанной работы удалось выделить наиболее острые из них:
- несовершенство законодательной и нормативной правовой базы физической культуры и спорта в целом и детско-юношеского спорта - в частности;
- недостаточный, а точнее сказать, остаточный принцип финансирования;
- малое количество спортивных сооружений для занятий детей и подростков, особенно по месту их жительства, его ветхость;
- отсутствие доступного (по стоимости) спортивного инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях и спортивных школах;
- низкий уровень заработной платы специалистов, работающих с детьми;
- слабый уровень медицинского обеспечения детско-юношеского спорта из-за отсутствия в спортивных школах спортивных врачей.
На основе предложений и замечаний были разработаны Первоочередные меры по решению проблем детско-юношеского спорта . С указанными материалами были ознакомлены члены Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.
Дальнейшая работа Рабочей группы строилась с учетом необходимости решения указанных проблем - в первую очередь совершенствования законодательства в области физической культуры и спорта.
Специалистами Рабочей группы было продолжено обсуждение предложений по изменению существующего законодательства в области физической культуры и спорта, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию детско-юношеского спорта. Предложения, выработанные на втором заседании Рабочей группы, были переданы в профильные комиссии и рабочие группы для более детальной и профессиональной проработки специалистами, работающими над новой редакцией Федерального закона О физической культуре и спорте .
Некоторые проблемы физкультуры и спорта для молодежи рассмотрим более подробно.
I. Сфера физической культуры и спорта.
По мнению специалистов нашей рабочей группы, пришло время выделить физическую культуру и спорт в самостоятельную отрасль, что позволит комплексно подходить к решению проблем всей физической культуры и детско-юношеского спорта.
Должны быть определены принципы финансирования отрасли и установлен минимальный норматив финансирования физической культуры и спорта на душу населения, что позволит в дальнейшем разработать и другие нормативы, в частности, финансирования спортивных школ, обеспечения их спортивными сооружениями, спортивным инвентарем и оборудованием.
П. Нормативная база.
1). Предлагаем в законодательство внести новый тип учреждения - учреждение физкультурно-спортивной направленности , отличая его от образовательного учреждения спортивной направленности.
Причины, по которым необходимо это сделать:
а) силу имеющейся нормативной правовой базы в области образования, учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности (к ним относятся ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСТШ) вынуждены ограничивать возраст своих учащихся 18 годами, что негативно сказывается на эффективности учебно-тренировочного процесса, уровне мастерства учащихся и заинтересованности тренерско-преподавательского состава в результатах своей работы;
б) имеющаяся нормативная правовая база не позволяет определить, к какому типу учреждений, могут быть отнесены ШВСМ, ЦОП, ЦСП, спортивные клубы (не относящиеся к общественным объединениям), но также осуществляющие учебно-тренировочный процесс с детьми, подростками и молодежью. Можно только с уверенностью говорить о том, что они не являются образовательными учреждениями;
в) по этой же причине не развивается сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений для различных категорий граждан, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые не ставят перед собой цели достижения высоких спортивных достижений, а занимаются спортом ради удовольствия, ради здоровья, ради преодоления недугов.
2). Предлагаем в законодательном порядке определить, что училища олимпийского резерва (ОУР) не являются типовыми учреждениями среднего профессионального образования, так как представляют собой специфические образовательные учреждения, в которые принимаются только одаренные высококвалифицированные спортсмены - кандидаты в сборные команды России. При создании УОР постановлением Совета Министров СССР была учтена специфика организации их работы, им было разрешено осуществлять образовательный процесс как по программам общеобразовательной школы с выдачей соответствующих документов об образовании, так и среднего специального образования с выдачей диплома о среднем специальном образовании. Законом Об образовании также предусмотрено создание нетиповых образовательных учреждений.
3). Предлагаем изменить порядок лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений спортивной направленности. Они должны осуществляться комиссиями с включением в их состав представителей заинтересованных ведомств. Сделать это необходимо, так как существующий порядок лицензирования образовательных учреждений спортивной направленности, устанавливаемый исключительно только органами образования, не учитывает специфику спортивной деятельности, требования нормативных правовых документов в области физической культуры и спорта, что приводит к противопоставлению одного ведомства другому. В результате страдают специалисты, работающие в указанных учреждениях.
4). Детско-юношеский спорт вплотную связан со спортом высших достижений, что в свою очередь связано с переходами спортсменов из одной спортивной организации в другую, из одной спортивной школы - в другую. На наш взгляд, в случае перехода спортсмена из спортивной школы в спортивный клуб (профессиональную клубную команду), в том числе с выездом в другую территорию или страну, спортивная школа, подготовившая спортсмена, должна иметь возможность пополнить за счет этого свой бюджет, точнее, получить доход от этой деятельности. Нам кажется, что необходимо разработать и внедрить такую контрактную систему, обязательную для выполнения всеми федерациями по видам спорта, спортивными клубами и т.д.
Массовый детско-юношеский спорт, особенно в больших городах, невозможен без спортивных сооружений, расположенных во дворах или вблизи от мест проживания детей и подростков. Эта проблема в первую очередь должна быть решена законодательством, регламентирующим порядок застройки жилых микрорайонов, городов и т.д.
Требует пересмотра порядок предоставления спортивных сооружений для проведения занятий физической культурой и спортом с детьми и подростками. В настоящее время практически все спортивные сооружения акционировались и самостоятельно определяют цены для посетителей. Анализ статистических данных показывает, что число занимающихся в платных группах за последние 6 лет снизилось, а стоимость предоставляемых услуг стабильно растет. Лишь очень незначительная часть населения в состоянии оплачивать регулярные занятия свих детей спортом.
Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта, кроме имеющегося бюджетного финансирования, требует также поиска иных источников финансирования, например, отчисления от игорного бизнеса, лотерей и др.
III. Оплата труда специалистов детско-юношеского спорта. В настоящее время в связи с низким уровнем оплаты труда в детско-юношеском спорте практически прекратился приток молодых специалистов. В спортивных школах работают тренеры-преподаватели, средний возраст которых давно превысил 50-летний рубеж.
1V. Медицинское обеспечение детско-юношеского спорта. Медицинское обеспечение спортивных школ и училищ олимпийского резерва остается на очень низком уровне. Из-за недостаточного уровня финансирования в спортивных школах практически отсутствуют врачи и средний медицинский персонал, а значит, отсутствует и систематический контроль за состоянием здоровья детей, занимающихся в спортивных школах. Это происходит на фоне снижения общего уровня здоровья детей. В спортивные школы дети приходят для того, чтобы укрепить свое здоровье и повысить уровень физической подготовленности, добиться каких либо спортивных достижений, но при отсутствии профессионального врачебного контроля можно только усугубить проблемы со здоровьем; а о спортивных результатах не может быть и речи.
V. Оздоровительные программы.
В настоящее время, когда вопросам оздоровления нации уделяется повышенное внимание, назрела необходимость объединения усилий органов исполнительной власти всех уровней и местного самоуправления для привлечения возможностей градообразующих предприятий для создания условий детям разного возраста ежедневно заниматься физической культурой и спортом. Этому вопросу была посвящена первая всероссийская конференция Дети России Образованны и Здоровы , прошедшая 3 - 4 ноября 2003 г. в Москве.
Указанная конференция была организована совместно специалистами Рабочей группы, Госкомспорта, Минобразования России, ГОУ ЦО Самбо-70 , Межрегиональной ассоциацией производителей фосфатных удобрений ФосАгро , ЗАО ФосАгро АГ и другими при поддержке Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту. В рамках конференции прошло пленарное заседание в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Круглый стол в ГОУ ЦО Самбо-70 , где был рассмотрен опыт работы образовательных учреждений по привлечению детей и подростков к ежедневным занятиям физической культурой и спортом и внедрению в практику работы современных педагогических технологий.
Прошедшая конференция стала первым этапом диалога между всеми здоровыми силами в обществе и государстве, заинтересованными в том, чтобы молодые россияне были хорошо образованными, духовно развитыми и физически здоровыми людьми.
VI. Расширенное заседание Рабочей группы в спортивном комплексе Кант г. Москва.
На расширенном заседании Рабочей группы в феврале 2004 года рассматривались проекты новой редакции Федерального закона О физической культуре и спорте и отраслевой системы оплаты труда работников образовательных учреждений, которые сегодня очень важны для дальнейшего развития детско-юношеского спорта. Для обсуждения этих актуальных проблем на заседание приглашены советы директоров спортивных школ, училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, а также представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, добровольных обществ и ведомств.
Все предложения и замечания обобщены и направлены в рабочую группу по разработке новой редакции Федерального закона О физической культуре и спорте , а также в профильные управления и подразделения Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму для оказания помощи в подготовке указанных документов.