Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 16 Правовое обеспечение развития детско-юношеского и студенческого спорта


2.3. ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ И СТУДЕНЧЕСКИЙСПОРТ
Н.Д. Малахаткина - руководитель аппарата
Комитета Государственной Думы
по физической культуре и спорту,
кандидат экономических наук.

     
     В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения, проблемы развития детско-юношеского, студенческого, массового спорта в нашей стране проходят на общем фоне снижения рождаемости, роста смертности и сокращения жизни населения. Существующая демографическая ситуация ставит эти вопросы в разряд приоритетных.
     На сегодняшний день в России только 10 % выпускников могут считаться здоровыми, число здоровых девушек-выпускниц за последние 10 лет уменьшилось с 21 % до 6 %. Соответственно с 43 % до 70 % увеличилось число девушек, имеющих хронические заболевания. Такой низкий уровень здоровья молодежи представляет реальную угрозу для будущего нашей нации.
    По официальным данным Минздрава, из 6 млн. подростков в возрасте от 15 до 17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 30 % были зарегистрированы заболевания, ограничивающие выбор профессии.
    Сегодня в стране 29 % взрослого мужского населения злоупотребляет алкоголем, при этом самое страшное то, что алкоголизм омолаживается. 52 % школьников старших классов употребляют алкоголь, а среди учащихся профтехобразования - 63 %.
    Идет рост доли детей и подростков среди употребляющих наркотические вещества, он составляет 10 % в год. На этом фоне стремительно прогрессирует подростковая преступность, которая растет на 15 % ежегодно. Каждый год более 90 тыс. несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Количество не работающих и не учащихся несовершеннолетних, совершивших преступления, возросло за последние годы в 2,5 раза, а преступность среди девушек - в 2 раза.
    Известно, что занятия физической культурой и спортом не только оказывают оздоровительное воздействие на организм человека, но и уводят подростков с улиц, следовательно, снижают молодежную преступность. Однако, профилактический и оздоровительный потенциал физкультуры, возможности этой сферы социальной адаптации молодежи на протяжении последних лет явно недооценивались, хотя социологические исследования показывают, что в рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность постоянно занимает одно из ведущих мест.
    Сегодня каждый седьмой россиянин учится в школе, лицее, колледже или училище. Именно поэтому приобщение детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом поможет изменить сложившуюся ситуацию. Вот почему так важна для нашего общества судьба детского, юношеского и студенческого спорта.
     Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту, Министерство образования и науки, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму особое внимание уделяют работе с детьми, подростками и студентами. Так, единый календарный план всероссийских массовых физкультурно-спортивных мероприятий предусматривает более 50 мероприятий для детей и молодежи. Наиболее массовые из них "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Летающий мяч" и многие другие. Уже несколько лет идут Спартанские игры, сочетающие для детей занятия спортом и искусством. С 1998 года проводится всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками по месту жительства.
    Однако главная задача спортивно-оздоровительной работы среди молодежи состоит не в проведении отдельных мероприятий, а в создании стройной системы, способствующей формированию у молодежи постоянного интереса и потребности к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом.
    В ряде субъектов Российской Федерации уже сейчас уделяется особое внимание этому вопросу. Так, в Орловской области (губернатор Е.С. Строев) утверждена "Пятилетка здоровья". Приоритетной задачей этой программы для  органов исполнительной власти и местного самоуправления становится проведение оздоровительной политики в целях профилактики заболеваемости и вовлечения в занятия физкультурой с спортом детей и молодежи. Прияты законы о спорте в Адыгее, Башкортостане, Карелии, Мордовии, Татарстане, Удмуртии, Красноярском крае, Амурской, Брянской, Вологодской, Ивановской, Московской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Ярославской областях  и других субъектах Российской Федерации.
    Для законодательного обеспечения деятельности в сфере детского и студенческого спорта на федеральном уровне необходимо ускорить принятие законов о детско-юношеском спорте и о студенческом спорте. Если проект первого закона уже находится на рассмотрении в Государственной Думе, то подготовка и принятие второго закона закончит формирование нормативной базы основы непрерывного физического воспитания и спорта в системе образования.
    Как всем известно, ранее  развитие студенческого спорта у нас базировалось на льготных условиях поступления в вузы для ведущих спортсменов, а богатые финансовые возможности тогдашнего студенческого спорта при  поддержке профсоюзов позволяли проводить значительное число спортивных мероприятий как внутреннего, так и международного уровней.
    Сегодня ситуация в корне изменилась. С одной стороны, уровень призовых средств, которые нынче выплачиваются за победу в чемпионатах и коммерческих стартах, значительно вырос и является надежной гарантией будущей обеспеченности после завершения спортивной карьеры. С другой стороны, если человек серьезно думает о своей будущей карьере инженера, юриста или ученого, то в наши дни ему очень сложно получить соответствующее образование, профессионально занимаясь спортом
    Таким образом, мы видим, что использование традиционных подходов в развитии студенческого спорта сегодня не дает каких-то серьезных надежд на нормальное перспективное будущее. Поэтому рассмотрение вопросов развития студенческого спорта невозможно вести в отрыве от обсуждения проблем развития и поддержки высшего образования в целом, подъема престижа вузов. Естественно, в этом случае можно использовать опыт зарубежных государств. Всем известна популярность студенческого спорта в США, где престиж и популярность университета в значительной мере поддерживается именами выдающихся студентов-спортсменов. Богатый университет может создать для ведущих спортсменов льготные условия: освобождение от платы за учебу, предоставление им спортивной стипендии и т.д.
    У нас делаются лишь первые шаги в этой части - в первую очередь Студенческим союзом России. И больших успехов мы пока не достигли. Поэтому должен быть сооружен надежный "мост" между детским и большим спортом, он должен состоять из отдельных, прочных, связанных друг с другом блоков: спорт детский, юношеский, студенческий и спорт высшего мастерства.
    Именно из студенческого спорта вышли великие чемпионы прошлых лет. Для тех, кто пройдет школу спорта, - для будущих управленцев, государственных и общественных деятелей, ученых, врачей - эта школа очень важна. Она помогает им легче адаптироваться в жизни, их не надо агитировать за здоровый образ жизни и, придя к руководству предприятия, фирмы или ведомства, эти люди будут всемерно способствовать развитию физической культуры и спорта.
    На сегодняшний день в тысяче государственных высших учебных заведениях страны обучается более трех миллионов человек плюс два миллиона молодых парней и девушек, получающих среднее профессиональное образование. Из пяти миллионов студентов регулярно занимаются физкультурой и спортом 30 - 40 %, а профессиональным спортом - около 10 %.
    Раньше было две формы организации физкультурно-спортивной работы в учебных заведениях: государственная (через кафедры физвоспитания) и общественно-государственная, имевшая финансирование через профсоюзный бюджет. В наши дни осталась лишь первая. Поэтому мы теряем довольно много молодых спортсменов на переходном этапе "школа - вуз". И одной из причин этого видится в отсутствии нормальной законодательной базы о детско-юношеском и студенческом спорте.