Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 16 Правовое обеспечение развития детско-юношеского и студенческого спорта


2.4. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО, СТУДЕНЧЕСКОГО,МАССОВОГО СПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

И.И. Гильмутдинов - заместитель председателя
Комитета Государственной Думы
по физической культуре и спорту

     В современных условиях привлечение детей, подростков и молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом - это прежде всего формирование здорового образа жизни, морально-волевых качеств, что является важным фактором в профилактике таких социально-негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, правонарушения.
     Детский, юношеский спорт -  не только условие формирования здорового человека в физиологическом смысле, но и опыт становления общественного человека, приобретения традиций и культуры, процесс воспитания молодого поколения в необходимом для государства направлении.
    В последние годы наблюдается подъем физкультурно-оздоровительного движения в Российской Федерации, у детей и молодежи растет интерес к занятиям физической культурой, появляются спортивные сооружения различных форм собственности, внедряются новые технологии в организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, наблюдается прогресс в достижении высоких результатов по многим видам спорта.
     В то же время статистика показывает, что практически во всех регионах страны снижаются основные показатели физического развития молодого поколения, особенно в возрастной группе 15 - 17 лет. Хотя многие из лидирующих заболеваний органов дыхания, нервной системы и другие могут быть купированы средствами и методами физической культуры. К сожалению, пока еще физкультура и спорт не стали для большинства молодых людей жизненной потребностью, стилем жизни, что в значительной мере объясняется отсутствием требуемых условий для массовых занятий физкультурой и спортом, ослаблением внимания средств массовой информации к физической культуре и спорту, слабой законодательной базой на федеральном и региональном уровнях и др.
    Анализируя законопроекты и предложения Комитету Государственной Думы по физической культуре и спорту, поступившие из органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что многие из них, в том числе Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртия, Хакасия, Красноярский край, Амурская, Брянская, Вологодская, Московская, Орловская, Саратовская, Тюменская, Челябинская области и другие регионы, предлагают принять федеральные законы о детско-юношеском и студенческом спорте. Республика Коми выражает желание  принять решительные меры по физическому воспитанию в дошкольных и образовательных учреждениях, заявляет о необходимости проведения парламентских слушаний по проблемам детского, юношеского и студенческого спорта. Законодатели Амурской области предлагают разработать федеральный закон о минимальном социальном финансировании сферы физической культуры. Республики Адыгея и Карелия настаивают на предоставлении налоговых льгот предприятиям, организациям и спонсорам, вкладывающим средства в развитие детско-юношеского и массового спорта. По мнению Госсовета Удмуртии, актуальна разработка нормативно-правовой базы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства.  В Комитете Государственной Думы по физической культуре и спорту имеется пакет разумных предложений от субъектов Федерации по развитию детского, юношеского, студенческого, массового, профессионального спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
    Подробнее остановлюсь на физкультурно-спортивной деятельности среди детей и молодежи Татарстана. В октябре 2002 года в Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Пути повышения социальной значимости физической культуры и спорта" с участием заместителя Государственного Комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, доктора педагогических наук В.В. Балахничева и ведущих специалистов России и Республики Татарстан. Обсуждался круг проблем развития физкультуры и спорта, обеспечения детско-юношеских спортивных школ, кадровой политики, программно-методического обеспечения, отвечающего современным требованиям и т.д., намечены меры по их решению.
    В апреле 2003 года прошла Коллегия Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан "О мерах по повышению эффективности работы ДЮСШ и СДЮСШ", на которой обсуждались актуальные вопросы детско-юношеского спорта и  основные направления его развития.

Совершенствование нормативно-правовой базы

     В целях совершенствования нормативно-правовой базы, создания организационных, финансовых основ для развития массовой физической культуры и детско-юношеского спорта в Республике Татарстан приняты:
Закон Республики Татарстан "О физической культуре и спорту" (декабрь, 1999);
Постановление Кабинета Министров РТ 286 от 20 декабря 1999 года "О мерах по улучшению спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи в Республике Татарстан";
Постановление Кабинета Министров РТ 256 от 5 мая 2001 года "О концепции (основных направлениях) развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2001 - 2005 годы".
    Деятельность детско-юношеских школ регламентируют следующие документы: "Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ", утвержденные Минобразованием и Госкомспортом России,  приказ Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан "Об упорядочении работы детско-юношеских спортивных школ Республики Татарстан".

Развитие материально-технической базы

     В Республике Татарстан уделяется большое внимание укреплению материально-технической базы спортивных учреждений, особенно в последние годы. На сегодняшний день в республике функционирует 7685 спортсооружений. Только в течение 2003 года в Татарстане введены 135 спортивных сооружений. Среди них аквапарк в Казани, Центр детского хоккея с искусственным льдом в г. Бугульме, 5 крытых плавательных бассейнов, 36 спортивных залов общей площадью 12306 кв. м, Дворец игровых видов спорта  европейского класса "Баскет-холл" в столице республики г. Казани, 2 освещенные лыжные  трассы, 60 игровых площадок и полей. В стадии проектирования и строительства находятся еще 120 объектов физической культуры и спорта, среди них Олимпийский центр единоборств, комплекс стендовой стрельбы и др.

Повышение эффективности деятельности ДЮСШ и СДЮШОР

     Детско-юношеские спортивные школы обладают большим социальным потенциалом, они выполняют многообразные социально значимые функции, присущие спорту в целом,  прежде всего: образовательные, воспитательные, развивающие, обучающий и ряд других.
    Современное развитие спорта во многом опирается на детско-юношеский спорт, который является основой и фундаментом в становлении спортсмена. Комплексное решение задач образования, воспитания и спортивной подготовки становятся непременным условием прогресса в спорте и эффективной работы спортивных школ.
    В Республике Татарстан работают 140 ДЮСШ (в том числе 26 школ олимпийского резерва), в них занимается 103 тыс. человек. Наибольшее число школ функционирует в крупных городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск. За период 2000 - 2002 гг открылись 53 школы, из них 30 в сельской местности. В 2003 году начали работу 7 новых спортшкол. По сравнению с 1999 годом численность занимающихся возросла на 51 %.
     В ДЮСШ и СДЮШОР ведутся занятия по 57 видам спорта. Наиболее массовыми из них являются футбол, лыжные гонки, волейбол, национальная борьба, баскетбол, легкая атлетика, хоккей, бокс. Только в прошлом году на официальных всероссийских и международных соревнованиях воспитанники ДЮСШ и СДЮШОР завоевали 109 медалей.
     Среди мер по совершенствованию деятельности детско-юношеских спортивных школ следует отметить улучшение их материально-технического и финансового обеспечения. За период с 2000 по 2003 гг на укрепление учебно-материальной базы спортшкол из бюджета Республики Татарстан было выделено и отправлено в города и районы 236 млн. рублей.
    Однако, несмотря на это, материально-техническая база многих спортивных школ не отвечает современным требованиям, а 25 спортшкол сельских районов не имеют своей спортивной базы и вынуждены проводить учебно-тренировочные занятия в спортивных залах общеобразовательных школ.
    Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан были заключены договоры с администрациями муниципальных образований о совместном содержании ДЮСШ, в которых оговариваются обязательства администраций по предоставлению спортсооружений, находящихся на территориях городов и районов, в безвозмездное пользование детско-юношеским спортивным школам.
    Финансирование ДЮСШ в районах и городах осуществляется за счет местных бюджетов. На эти цели предусмотрено недостаточно средств, особенно на организацию и проведение внутришкольных мероприятий, участие в соревнованиях, что отрицательно сказывается на итогах деятельности спортивных школ и по подготовке спортсменов высокого класса.
    На грани закрытия оказались детско-юношеские спортивные школы профсоюзов в связи с прекращением их финансирования региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан. В ноябре 2002 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял распоряжение о финансировании оплаты труда работников спортивных школ Министерством по делам молодежи и спорту, что позволило сохранить их деятельность.

Решение вопросов кадровой политики

     Кадровая инфраструктура наряду с материально-технической, организационно-управленческой и научно-информационной образует те опорные точки, на которых основывается любая отрасль. Совершенствование форм и методов учебно-спортивной работы, подготовки спортсменов требует высокой профессиональной компетенции и непрерывного повышения квалификации всех категорий для работников ДЮСШ и СДЮШОР.
    В последнее время наметились явные позитивные тенденции в решении этих проблем: проводятся курсы повышения квалификации тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, направляются специалисты на обучение и повышение квалификации на отделение "Менеджмент физической культуры и спорта" на базе КГТУ им. Туполева, активно используется потенциал КамГИКа, который также проводит подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, внедряются новые интересные подходы в профессиональной подготовке и переподготовке кадров.
    Одной из важных кадровых проблем является то, что для большинства тренеров-преподавателей (около 50 %) педагогическая деятельность в ДЮСШ и СДЮШОР не является основной (тренеры работают по совместительству), что не может не сказываться на качестве и эффективности учебно-воспитательного процесса. Отток штатных специалистов, дефицит молодых профессиональных кадров, недостаточная мотивация тренеров к росту профессионального мастерства объясняется низкой заработной платой и слабой материально-технической базой учреждений.
    

Развитие видов спорта

     В республике развивается 36 из 49 олимпийских видов спорта, которыми занимаются почти 300 тыс. человек. Всего спортсмены Татарстана в 2003 году в чемпионатах России, Европы и мира завоевали 127 золотых, 118 серебряных и 128 бронзовых медалей. В прошлом году в республике проведено 532 соревнования, что на 83 больше, чем в предыдущем году. По итогам комплексного зачета Спартакиады Приволжского федерального округа сборная команда Татарстана заняла первое место.
     В целях привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни в республике проводится Спартакиада учащихся Республики Татарстан. В предварительных соревнованиях IV Спартакиады в учебных заведениях участвовало 130 тыс. человек, а в финальных соревнованиях - 14 тыс. юношей и девушек.

Физическая культура и массовый спорт среди молодежи.

     Впервые в 2003 году был запущен проект "Веселые старты", основная цель которого привлечь детей и взрослых всей республики к занятиям физической культурой и спортом, укрепить здоровье. В ноябре прошлого года  в новом спортивном дворце "Баскет-холл" прошел финал игры, в котором приняло участие 18 команд, тогда же было оформлено республиканское движение "Веселые старты".
    Развитие массовой физкультурно-оздоровительной работы в сельской местности проводится совместно с ФСО "Уныш". На сегодняшний день в 1067 КФК занимается почти 65 тыс. человек. В 2003 году проведена II Спартакиада "Сэлэмтлек" по 11 видам спорта, в которой участвовало более 1000 спортсменов из 33 районов Татарстана. Прошли чемпионаты республики среди сельских районов по пешеходному туризму, лыжным гонкам, волейболу, шашкам, татаро-башкирской борьбе Корэш. Впервые сельские спортсмены приняли участие во всероссийских зимних сельских спортивных играх.
    Для привлечения к занятиям физической культурой и спортом в республике используется и такая форма работы как развитие нетрадиционных экстремальных видов спорта: гонки на снегоходах, пейнтбол и др.
    

Спортивная работа с молодежью по месту жительства

     В различных спортивных секциях и клубах занимается около 43 тыс. человек. Эта работа по месту жительства заметно активизировалась после выделения 127 ставок тренеров-преподавателей.
     По месту жительства проводятся различные мероприятия спортивной направленности:
спартакиада по шахматам "Белая ладья", по шашкам "Чудо шашки", по хоккею "Золотая шайба", по футболу "Кожаный мяч". В  соревновании приняло участие почти 7,5 тыс. юных спортсменов;
республиканский фестиваль спорта и художественного творчества подростковых клубов по месту жительства "Движение", в нем участвовало 15 тыс. детей и подростков;
республиканская спартакиада по военно-спортивным видам и туризму, в которой участвовало 70 команд подростковых клубов для юношей и девушек в возрасте от 12 до 17 лет;
республиканский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.

Развитие студенческого спорта

     МФСО "Буревестник" проводит работу по развитию студенческого спорта среди 38 высших и 66 средних специальных учебных заведений. Физической культурой и спортом охвачено 30,5 тыс. студентов, что на 6,5 тыс. больше, чем в 2002 году. Это составляет в образовательных учреждениях полного высшего образования 21 %, а неполного - 25,4 % от общей численности обучаемых.
    К основным спортивным мероприятиям можно отнести спартакиаду вузов Закамской зоны по 12 видам спорта, апрельскую легкоатлетическую эстафету, чемпионат Татарстана по пешеходному туризму, спартакиаду средних специальных учебных заведений по 7 видам спорта, спартакиаду профессорско-преподавательского состава, смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы среди высших и средних специальных учебных заведений. Вопросы развития студенческого спорта регулярно рассматриваются на советах ректоров вузов, директоров средних специальных учебных заведений и методических советах.

Работа СМИ

     Усилилось внимание к проблемам физической культуры и спорта в республиканских средствах массовой информации. За последние годы создана еженедельная программа о здоровом образе жизни и массовом спорте на ТК "Эфир" "Без остановки", а на ТНВ еженедельная программа "Спорт-тайм", которая носит аналитический характер, в не идет разговор о проблемах спорта. Пресс-центром Министерства по делам молодежи и спорту ведется постоянная работа со СМИ, координируется деятельность журналистов в печатных изданиях по физкультурно-оздоровительному и спортивному направлениям. Для популяризации спортивных занятий среди детей выходит детский спортивный журнал "Трамплин".
    Таким образом, определяются следующие задачи:
1. Укрепление и развитие материально-технической базы детско-юношеских спортивных школ и учреждений спортивной направленности. Своевременное и достаточное финансирование учреждений, реализация достойной оплаты труда специалистов, работающих в области детско-юношеского и спорта и массовой физической культуры.
2. Совершенствование учебно-тренировочного и воспитательного процессов. Снижение текучести молодых людей, занимающихся спортом, особенно в возрасте 15 - 17 лет с достаточным уровнем подготовки.
3. Многие спортивные школы нуждаются в программно-методическом обеспечении, в учебных программах по видам спорта, пособиях, методических рекомендациях, отвечающих современным требованиям подготовки спортивного резерва.
4. Для совершенствования организации врачебного контроля необходимо полнее использовать возможности специализированных медицинских учреждений и усилить межведомственную координацию с органами здравоохранения  в вопросах проведения мониторинга здоровья, тренированности, подготовки спортсменов и повышения квалификации спортивных врачей ДЮСШ.
5. Необходимо организовать совместную работу руководителей ДЮСШ и команд мастеров по пополнению их воспитанниками местных спортивных школ.
6. Недостаточная роль средств массовой информации в освещении проблем детско-юношеского спорта. Мало передач, пропагандирующих здоровый образ жизни, учебно-тренировочный процесс в спортивных школах и их деятельность в целом.
     Задачи, подобные  проблемам Республики Татарстан, уверен, стоят и перед российской детско-юношеской  физической культурой и спортом в целом.