Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 14 О законодательной деятельности Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными учреж


КОВРИЖНЫХ Ю.В.
заместитель Министра образования Российской Федерации

     Уважаемые участники парламентских слушаний! Мы достаточно давно не обсуждали проблемы законодательного закрепления государственной молодежной политики на таком уровне. И я хотел бы в своем выступлении сделать попытку объяснения, почему так сложны проблемы законодательной реализации государственной молодежной политики и почему часть этих проблем до сих пор не решена.
    Короткая историческая справка. Первым нормативным актом в области молодежной политики явился принятый в 1991 году Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". Осуществление целостной государственной молодежной политики в Российской Федерации было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства Указом Президента Российской Федерации О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики от 6 сентября 1992 года. Документом предусматривалась реорганизация системы по охране прав несовершеннолетних, поддерживалось движение МЖК, поручалось разработать предложения по льготному кредитованию молодых семей, запрещалось использование не по назначению спортивных, досуговых клубов, пионерских лагерей и иных учреждений.
     В международной практике вопросы, связанные с поддержкой молодежи и проведением молодежной политики, регулируются не унифицировано на основе каких-то единых актов, а по конкретным направлениям государственной, а также и негосударственной поддержки.
     При разработке национального законодательства в отношении молодежи следует учитывать всемирную программу действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1995 года. Сохраняется важнейшее значение десяти приоритетных направлений деятельности, к которым относятся: образование, занятость, здравоохранение, окружающая среда, голод и нищета, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга и участие молодежи. А в резолюции 41 сессии Комиссии социального развития ООН политика и программы, касающиеся молодежи, от 17 февраля 2003 года выделяется уже пять новых требований и проблемных областей, касающихся молодых людей. Первое - это неоднозначное значение влияния глобализации на положение молодежи. Второе - применение информационно-коммуникационных технологий и доступа к ним. Третье - резкое увеличение числа молодых людей, инфицированных ВИЧ и воздействие этой эпидемии на их жизнь. Четвертое - активное вовлечение молодых людей в вооруженные конфликты, как в качестве жертв, так и в качестве виновников преступлений. И пятое - это растущая значимость проблем, касающихся отношений между поколениями в стареющем обществе.
    Государственная молодежная политика в Российской Федерации должна иметь основные направления, которые изложены в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации 1993 года Об основных направлениях государственной молодежной политики , с другой стороны, необходимостью принятия нового документа, в частности, указа Президента Российской Федерации о государственной молодежной политике.
    Сложившаяся правовая практика исходит из того, что молодежная политика предмет ведения Российской Федерации и совместного видения Российской Федерации и субъектов. Существует настоятельная потребность законодательного разграничения компетенции Федерации и регионов в этой исключительно в важной сфере деятельности. Требуются определения функций государственной молодежной политики и муниципальной молодежной политики . В этой связи целесообразно внесение изменений и дополнений в федеральные законы об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации и внесений изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организаций законодательных, представительных и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации .
    Совершенствование законодательства в Российской Федерации в последнее  десятилетие позволило сформулировать ряд важных нормативных положений, отражающих права и интересы молодежи. Это получило отражение и в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе и в ряде других законов.
     На данный момент законы о государственной молодежной политике приняты в 58 субъектах Российской Федерации. Исходя из признания существенной роли самой молодежи, ее объединения, формирования реализации молодежной политики, законы предусматривают две группы субъектов регулируемых правоотношений. Первая группа составляет органы государственной власти, органы местного самоуправления, а вторая группа - это сама молодежь и объединение молодежи.
    Мы солидарны с Екатериной Филипповной в том, что необходимо сейчас приступить к разработке рамочного Федерального закона. Он бы мог носить название О содействии социальному развитию молодежи в Российской Федерации .