Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 14 О законодательной деятельности Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научными учреж


ЕЛИЗАРОВ В.В.
руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им.Ломоносова.

     Я успел посмотреть те предложения по законотворческой деятельности, которые предложены всем участникам сегодняшнего совещания и прежде всего, обращаю на те моменты законотворческой деятельности, которые ближе мне, как профессионалу в этой области.
     Очень важно то, что здесь поставлен вопрос о внесении уточнений в Налоговый кодекс, который позволит увеличить налоговые вычеты для родителей с детьми. В то же время увеличение налоговых вычетов даст нам просто другой ресурсный источник, увеличение мотиваций самих родителей, не ждать от государства скромные подачки в виде жалких, совершенно скудных размеров этих пособий, а зарабатывать, увеличивать свои доходы для того, чтобы самим содержать детей.
     Хочу внести несколько конкретных предложений.  После принятия закона об актах гражданского состояния 1997 года демографы, социологи, специалисты по семье потеряли огромный массив информации, без которого понимание того, что сегодня происходит, невозможно. Данные переписи населения дают информацию, но этой информации очень мало и она совершенно в других разрезах. Мы не можем очень четко представлять себе факторы изменившего демографического поведения. Мы не знаем распределение детей по очередности, то, что мы всегда имели в статистике до 1997 года. Мы не знаем, что из этих вот 270 дополнительных тысяч рождений, если сравнивать 2003 год с 1999, сколько детей родилось первых, вторых и третьих. Конечно, рост рождаемости был неизбежен, мы это знали и предсказывали много лет тому назад. Было понятно, что вслед за волной рождаемости 80-х годов, когда выросло большое поколение тех, кто сейчас достигает возраста 20-25 лет, будет больше браков, будет больше первых рождений. Но дальше для более тонкого анализа, нам нужно больше информации.
     Мы предлагаем вернуться еще раз к вопросу об актах гражданского состояния и внести, вернуть хотя бы в том объеме, в котором он был до 1997 года. Это не только мое предложение, это предложение наших коллег из Госкомстата, которые считают, что у вас больше возможностей сегодня, чем у них инициировать продвижение этого вопроса.
     Без закона о минимальных социальных гарантиях без определения той сферы социальной ответственности и границ социальной ответственности государства за поддержку семьи мы дальше будем продвигаться с огромным трудом. Значит, помимо образования, здравоохранения, социального обеспечения поддержка семьи должна быть тоже сферой государственной ответственности.
     Вот наши коллеги из Белоруссии, наверное, могут похвастаться, что в Белоруссии в 1999 году был принят Закон О минимальных социальных гарантиях и там прописано, отдельной строкой, положение о том, что государство поддерживает семью, путем принятия различных семейных пособий и других форм экономических поддержек.
     Можно подготовить, принять законы, но исполнение этих законов, может свести на нет всю эту огромную работу.  Например, указ Президента Об основных направлениях семейной политики". Говорили о том, что его надо сейчас менять, модифицировать, развивать. Ведь он уже приписывал в 1996 году, 8 лет тому назад, увеличение расходов на семейное пособие до размеров в 2 и 2,2 процента от валового внутреннего продукта. При 13 миллиардах валового внутреннего продукта мы должны иметь 310 миллиардов расходов на материнские семейные пособия. Сколько мы имеем? 44, 46 миллиардов.
     Необходимо исполнение законов, в том числе и Трудового кодекса, который предписывает размер зарплаты такой, чтобы работник мог достойно содержать не только себя, но и свою семью. Есть это сегодня? Этого нет у нас сегодня. Не может сегодня заработная плата позволить работнику содержать семью.
     Наш Трудовой кодекс предусматривает возможность оплаты отпуска по уходу за ребенком в размере 500 рублей, но даже эта сумма не востребована по разным причинам семьей, расходы государства гораздо ниже. То есть даже семья не может воспользоваться тем, что уже дает государство.