Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 6 Об уровне жизни населения России


Некоторые выводы и предложения


     Снижение реальных доходов населения и рост их дифференциации - это две основные тенденции, которые повлияли  на  ухудшение уровня жизни граждан России за последнее десятилетие. Рост неравенства в распределении доходов наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и региональном разрезах.
    Основой увеличения масштабов бедности в России  являлся экономический спад, поэтому  перспективы сокращения бедности в настоящее время в значительной степени улучшились в связи с возобновлением роста экономики.
    Государственная политика сокращения масштабов бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят два направления:
    - создание условий, позволяющих населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

     - эффективная система поддержки социально-уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, многодетные семьи и т.д.).
    Совершенно очевидно, что преодоление бедности, как постоянного и массового явления российской действительности, невозможно обеспечить иначе, как на основе  неуклонного роста заработной платы. Это не значит, что меры по оказанию адресной социальной помощи не должны применяться, но их ограниченность в решении проблемы бедности также очевидна.
    Для увеличения объема средств, направляемых на повышение минимальных размеров оплаты труда, ставок и окладов работников бюджетной сферы  могут быть частично использованы средства, полученные в результате  экономического роста.  В настоящее время значительная часть бюджета резервируется, не участвуя в хозяйственном обороте.
     Так, в последние годы федеральный бюджет выполняется со значительным профицитом. Например, по итогам 2003 года превышение доходов федерального бюджета над расходами составило свыше 200 млрд. рублей.
     Кроме того, к концу 2003 года золотовалютные резервы Центробанка России составили 78 млрд. долларов. По расчетам экспертов, для стабильности рубля достаточно 40-45 млрд. Остальная часть этих средств не решает актуальных задач развития экономики России, но работает на  развитие экономики других государств, так как большую часть своих резервов Центробанк держит в ценных бумагах США и государств Европы.
     Необходимые меры, направленные на сокращение численности низкооплачиваемых работников,  должны предполагать:
    - рост заработной платы работников бюджетного сектора за счет увеличения расходов на оплату труда,  минимальной заработной платы в ближайшие 2-3 года до 50% от величины прожиточного минимума, а в течение ближайших 6-7 лет - до прожиточного минимума. При этом нельзя исключать возможность введения двойного стандарта минимальной заработной платы для государственного и частного секторов, что, с одной стороны, позволит учесть финансовые возможности государства для повышения ставок в бюджетных отраслях, а с другой - приведет к большей "открытости" доходов в  негосударственном секторе экономики.
    - внедрение механизмов более оперативной текущей индексации заработной платы, что позволит в отличие от нынешних одномоментных повышений лучше защитить экономические права и интересы граждан;
    - проведение политики, направленной на сокращение скрытых форм оплаты труда. Меры такой политики должны быть адресованы к работодателям, скрывающим фонд оплаты труда от налогообложения, и высокооплачиваемым работникам (менеджеры высшего звена и руководители), перераспределяющим заработную плату в свою пользу на основе теневых схем;
    - расширение возможностей учреждений бюджетной сферы по привлечению дополнительных ресурсов, направляемых на оплату труда. Прежде всего, это относится к сфере образования, здравоохранения, науки и культуры;
    - сокращение числа учреждений и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, на услуги которых уже сформировался определенный спрос на рынке платных услуг.
    Еще одно направление содействия сокращению бедности - это повышение занятости населения. Решению этой задачи может способствовать совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных,  поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего - для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, и др.
     По-прежнему открытым остается один из центральных вопросов реформ, касающийся изменения подхода к налогообложению природных ресурсов с целью реального получения бюджетом природной ренты и изъятия сверхдоходов, получаемых в сфере недропользования. Это позволило бы не только значительно повысить уровень доходов бюджета, но и обеспечить финансирование наиболее значимых социальных программ.
    Широко обсуждаемый план дальнейших изменений структуры и развития экономики путем изъятия ренты за недропользование  тесно  связан с вопросами политики государства в области развития социально-трудовых отношений. Существуют несколько точек зрения о возможных целевых направлениях использования этой ренты.
    Наиболее простая - разделить ренту между населением, что позволит несколько улучшить социально-экономическую ситуацию и поддержать покупательную способность населения.
     Другая точка зрения - постараться сосредоточить эти средства для развития обрабатывающих отраслей  промышленности и наукоемких производств.
     Третья точка зрения - направить ренту в резервные стабилизационные фонды, создаваемые в целях сбалансирования федерального бюджета при резких колебаниях  мировых цен на сырьевые и энергетические ресурсы.  
     Распределение ренты между населением может обеспечить прибавку к пенсиям, стипендиям и зарплатам в 10-12 долларов в месяц. Эти средства могли быть направлены на потребление малообеспеченных категорий населения, смягчив проблему нищеты и стимулируя рынок. Однако, это кризисный вариант, способный не  решить, а только частично смягчить проблему  за счет невозобновляемых  ресурсов.
     Для обеспечения диверсифицированного развития экономики и развития трудовых ресурсов наиболее перспективным является реализация подхода, основанного на второй точке зрения. Но, для реализации такого подхода необходимы механизмы, которые могли бы обеспечить действительно эффективное перераспределение и использование ренты.
    Целесообразность направление ренты в резервные стабилизационные фонды  зависит от эффективности использования этих средств. Например, в настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что средства Стабилизационного фонда, созданного за счет превышения цены на нефть над ее базовой ценой, могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств.
    Эффективная система поддержки социально-уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, многодетные семьи и т.д.) может быть создана только на основании адресного принципа оказания социальной помощи, а также увеличения размера социальных льгот для бедных.
    Механизм предоставления адресной социальной помощи должен складываться из следующих элементов:
-    предоставление помощи  не льготным категориям, а отдельным лицам;
- наличие у гражданина среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом Российской Федерации в качестве основания предоставления помощи;
- проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малоимущих граждан;
- ответственность получателя социальной помощи за достоверность представленных документов и сведений.
    Для отдельных льготных категорий (Герои Российской Федерации, Герои СССР, полные кавалеры ордена Славы, участники Великой Отечественной войны и ряд других категорий граждан) целесообразно сохранить имеющиеся льготы независимо от уровня среднедушевых доходов, как признание их особых заслуг перед государством.
    Одна из главных задач социальной политики  состоит в создании условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли собственными усилиями достигать материального достатка для себя и своей семьи.
     Реализация хотя бы части предлагаемых мер будет способствовать сокращению количества бедных в России.