АВ 2004г. Выпуск 6 Об уровне жизни населения России
Снижение реальных доходов населения и рост их дифференциации - это две основные тенденции, которые повлияли на ухудшение уровня жизни граждан России за последнее десятилетие. Рост неравенства в распределении доходов наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и региональном разрезах.
Основой увеличения масштабов бедности в России являлся экономический спад, поэтому перспективы сокращения бедности в настоящее время в значительной степени улучшились в связи с возобновлением роста экономики.
Государственная политика сокращения масштабов бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят два направления:
- создание условий, позволяющих населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;
- эффективная система поддержки социально-уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, многодетные семьи и т.д.).
Совершенно очевидно, что преодоление бедности, как постоянного и массового явления российской действительности, невозможно обеспечить иначе, как на основе неуклонного роста заработной платы. Это не значит, что меры по оказанию адресной социальной помощи не должны применяться, но их ограниченность в решении проблемы бедности также очевидна.
Для увеличения объема средств, направляемых на повышение минимальных размеров оплаты труда, ставок и окладов работников бюджетной сферы могут быть частично использованы средства, полученные в результате экономического роста. В настоящее время значительная часть бюджета резервируется, не участвуя в хозяйственном обороте.
Так, в последние годы федеральный бюджет выполняется со значительным профицитом. Например, по итогам 2003 года превышение доходов федерального бюджета над расходами составило свыше 200 млрд. рублей.
Кроме того, к концу 2003 года золотовалютные резервы Центробанка России составили 78 млрд. долларов. По расчетам экспертов, для стабильности рубля достаточно 40-45 млрд. Остальная часть этих средств не решает актуальных задач развития экономики России, но работает на развитие экономики других государств, так как большую часть своих резервов Центробанк держит в ценных бумагах США и государств Европы.
Необходимые меры, направленные на сокращение численности низкооплачиваемых работников, должны предполагать:
- рост заработной платы работников бюджетного сектора за счет увеличения расходов на оплату труда, минимальной заработной платы в ближайшие 2-3 года до 50% от величины прожиточного минимума, а в течение ближайших 6-7 лет - до прожиточного минимума. При этом нельзя исключать возможность введения двойного стандарта минимальной заработной платы для государственного и частного секторов, что, с одной стороны, позволит учесть финансовые возможности государства для повышения ставок в бюджетных отраслях, а с другой - приведет к большей "открытости" доходов в негосударственном секторе экономики.
- внедрение механизмов более оперативной текущей индексации заработной платы, что позволит в отличие от нынешних одномоментных повышений лучше защитить экономические права и интересы граждан;
- проведение политики, направленной на сокращение скрытых форм оплаты труда. Меры такой политики должны быть адресованы к работодателям, скрывающим фонд оплаты труда от налогообложения, и высокооплачиваемым работникам (менеджеры высшего звена и руководители), перераспределяющим заработную плату в свою пользу на основе теневых схем;
- расширение возможностей учреждений бюджетной сферы по привлечению дополнительных ресурсов, направляемых на оплату труда. Прежде всего, это относится к сфере образования, здравоохранения, науки и культуры;
- сокращение числа учреждений и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, на услуги которых уже сформировался определенный спрос на рынке платных услуг.
Еще одно направление содействия сокращению бедности - это повышение занятости населения. Решению этой задачи может способствовать совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего - для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, и др.
По-прежнему открытым остается один из центральных вопросов реформ, касающийся изменения подхода к налогообложению природных ресурсов с целью реального получения бюджетом природной ренты и изъятия сверхдоходов, получаемых в сфере недропользования. Это позволило бы не только значительно повысить уровень доходов бюджета, но и обеспечить финансирование наиболее значимых социальных программ.
Широко обсуждаемый план дальнейших изменений структуры и развития экономики путем изъятия ренты за недропользование тесно связан с вопросами политики государства в области развития социально-трудовых отношений. Существуют несколько точек зрения о возможных целевых направлениях использования этой ренты.
Наиболее простая - разделить ренту между населением, что позволит несколько улучшить социально-экономическую ситуацию и поддержать покупательную способность населения.
Другая точка зрения - постараться сосредоточить эти средства для развития обрабатывающих отраслей промышленности и наукоемких производств.
Третья точка зрения - направить ренту в резервные стабилизационные фонды, создаваемые в целях сбалансирования федерального бюджета при резких колебаниях мировых цен на сырьевые и энергетические ресурсы.
Распределение ренты между населением может обеспечить прибавку к пенсиям, стипендиям и зарплатам в 10-12 долларов в месяц. Эти средства могли быть направлены на потребление малообеспеченных категорий населения, смягчив проблему нищеты и стимулируя рынок. Однако, это кризисный вариант, способный не решить, а только частично смягчить проблему за счет невозобновляемых ресурсов.
Для обеспечения диверсифицированного развития экономики и развития трудовых ресурсов наиболее перспективным является реализация подхода, основанного на второй точке зрения. Но, для реализации такого подхода необходимы механизмы, которые могли бы обеспечить действительно эффективное перераспределение и использование ренты.
Целесообразность направление ренты в резервные стабилизационные фонды зависит от эффективности использования этих средств. Например, в настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что средства Стабилизационного фонда, созданного за счет превышения цены на нефть над ее базовой ценой, могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств.
Эффективная система поддержки социально-уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, многодетные семьи и т.д.) может быть создана только на основании адресного принципа оказания социальной помощи, а также увеличения размера социальных льгот для бедных.
Механизм предоставления адресной социальной помощи должен складываться из следующих элементов:
- предоставление помощи не льготным категориям, а отдельным лицам;
- наличие у гражданина среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом Российской Федерации в качестве основания предоставления помощи;
- проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малоимущих граждан;
- ответственность получателя социальной помощи за достоверность представленных документов и сведений.
Для отдельных льготных категорий (Герои Российской Федерации, Герои СССР, полные кавалеры ордена Славы, участники Великой Отечественной войны и ряд других категорий граждан) целесообразно сохранить имеющиеся льготы независимо от уровня среднедушевых доходов, как признание их особых заслуг перед государством.
Одна из главных задач социальной политики состоит в создании условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли собственными усилиями достигать материального достатка для себя и своей семьи.
Реализация хотя бы части предлагаемых мер будет способствовать сокращению количества бедных в России.