Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ФИЛИМОНОВ О.В.
заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской Федерации, генерал-майор внутренней службы

     Как вы знаете, на Министерство юстиции Российской Федерации возложены задачи исполнения уголовных наказаний, в том числе в отношении несовершеннолетних. В связи с этим наша деятельность по профилактике правонарушений, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних реализуется главным образом при исполнении уголовных наказаний, в основном в ходе учебно-воспитательного процесса, который мы организуем для несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания.
    Прежде чем перейти к вопросу о сотрудничестве с общественными организациями, позвольте мне очень коротко охарактеризовать общую обстановку, которая сложилась у нас на сегодняшний день в связи с исполнением наказаний в отношении несовершеннолетних.
     В настоящее время в 62 воспитательных колониях содержится 15,5 тысяч осужденных, в том числе есть три колонии для несовершеннолетних девушек, в них отбывают наказания 865 девушек.
    Надо сказать, что в 2002 году по инициативе Государственной Думы в стране была проведена амнистия в отношении несовершеннолетних. Это привело к снижению численности несовершеннолетних, отбывающих наказания. Я могу сказать, что до амнистии в местах лишения свободы было 22 тысячи человек (я имею в виду, в воспитательных колониях). После амнистии стало примерно 10,5 тысяч человек.
     Однако прошло не так много времени, а у нас уже 15,5 тысяч осужденных. Я говорю об этом к тому, что число таких подростков, к сожалению, возрастает, несмотря на принимаемые меры.
    Кроме того, у нас примерно 60 тысяч несовершеннолетних - лица, которые находятся не в местах лишения свободы. Они осуждены к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы. В основном это условно осужденные несовершеннолетние, которые состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
    Следует отметить, что в последние годы по инициативе Государственной Думы, Правительства и Президента Российской Федерации в законодательство внесены изменения, которые существенным образом облегчили положение несовершеннолетних, отбывающих наказания в виде лишения свободы, гуманизировали порядок и условия исполнения этими лицами уголовных наказаний.
     Надо сказать, что в настоящее время осужденные в воспитательных колониях пользуются правом на длительные свидания в колонии и за ее пределами, на отпуск, в том числе с выездом к постоянному месту жительства, на телефонные переговоры. В порядке поощрения за хорошее поведение им предоставлено право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колонии в сопровождении сотрудников; право выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей или других родственников. С них сняты ограничения на получение посылок, передач, бандеролей, которые раньше имели место.
    В настоящее время ликвидированы колонии усиленного режима для несовершеннолетних; они все отбывают наказание только в воспитательных колониях общего режима, где условия, конечно, мягче, чем в колониях усиленного режима.
     Продолжается работа по совершенствованию законодательства в этой области. Не могу не упомянуть о том, что Президент Российской Федерации в этом году внес в Государственную Думу законопроекты  о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Мы с нетерпением ждем принятия этих законов, поскольку в них, помимо других норм, содержится целый ряд новелл, направленных на гуманизацию уголовной политики в целом по отношению к несовершеннолетним, осужденным впервые за преступления небольшой и средней тяжести.
    Значительная помощь в укреплении материально-технической базы воспитательных колоний и совершенствовании учебно-воспитательного процесса с осужденными оказывается и Правительством Российской Федерации, и Президентом. Из резервного Фонда Президента Российской Федерации для приобретения медикаментов, продуктов питания, вещевого имущества и учебных пособий для осужденных, а также для проведения ремонтных работ в воспитательных колониях за 2 последних года выделено 37,5 миллионов рублей. Во исполнение федеральной целевой программы Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 годы воспитательным колониям выделено 10,5 миллионов рублей для приобретения автотранспорта и коммунально-бытового оборудования. Воспитательные колонии включены и в федеральную целевую программу Дети России на 2003-2006 годы, и в программу Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2002-2004 годы . Этими программами предусмотрено выделение нашим учреждениям для несовершеннолетних  2,5 миллиона рублей. Усилия государственных органов по совершенствованию деятельности исправительных учреждений получают поддержку общественности.
     Надо сказать, что в соответствии со статьей 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общественные объединения уже сейчас оказывают содействие в работе учреждений, органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. По инициативе Министра юстиции Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайки в Министерстве юстиции создан общественный совет, основной целью деятельности которого является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
    Согласно постановлению Правительства Российской Федерации, при воспитательных колониях созданы попечительские советы, которые призваны оказывать помощь администрации в организации учебно-воспитательного процесса, в укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.
     В их состав входят представители государственных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений. Председателями многих из них являются заместители глав местных органов исполнительной власти. Ежегодно эти попечительские советы по нашим подсчетам оказывают помощь воспитательным колониям на сумму более 16 миллионов рублей. Кроме того, в воспитательных колониях  в соответствии с законом созданы родительские комитеты. Они также оказывают эффективную помощь администрации в воспитательном воздействии на осужденных. В течение 2002 года учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы оказывали содействие и помощь свыше 150 благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций, а также более 350 предприятий и организаций различных форм собственности. За это время их общая гуманитарная помощь превысила 110 миллионов рублей.
     С целью совершенствования учебно-воспитательного процесса мы проводим совместно с некоммерческими общественными организациями различные благотворительные мероприятия. Сейчас организовано вручение премий победителям конкурса Учитель года среди школ в воспитательных колониях. Мы организуем торжественные мероприятия, посвященные Дню знаний. Победителям среди учащихся вручаем денежные призы.
     Интересные проекты реализованы совместно с Гильдией кинорежиссеров России во главе с ее председателем народным артистом СССР Марленом Мартыновичем Хуцыевым. В течение 2000-2002 годов проведены конкурсы творчества несовершеннолетних осужденных. И по их результатам подготовлены: альбом рисунков Мама, я нарисую тебе солнце , компакт-диск Песни на воле , альбом прикладного творчества несовершеннолетних осужденных. Победители этого конкурса принимают участие в презентациях и концертах авторской песни в Москве. Для многих подростков возможность участия в таких конкурсах, да еще с выездом в Москву, конечно, вообще очень большой стимул в жизни, какие-то позитивные изменения во взглядах на окружающую действительность. Давно уже установлены достаточно прочные отношения с Русской православной церковью. В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы в целом действуют 343 храма, часовни, домовые церкви. Из них 324 -  для православных верующих. Сейчас в каждой воспитательной колонии созданы молитвенные комнаты для осужденных. В трех колониях - православные храмы. Священнослужители также оказывают нам большую помощь, проводя беседы с подростками на тему духовно-нравственного воспитания. В ряде школ организованы факультативы по истории религии.
    Совместно с Российским детским фондом (председатель - Альберт Анатольевич Лиханов) в октябре прошлого года проведена торжественная церемония передачи Патриархом Московским и всея Руси Алексием II иконы для православного храма, который находится на территории воспитательной колонии в Челябинской области. В учреждения направлены копии иконы и письмо Патриарха всея Руси воспитанникам колонии и всем детям, находящимся в заключении.
     Значительную помощь в эстетическом и нравственном воспитании оказывают сотрудники Фонда Владимира Спивакова. В 25 воспитательных колониях для осужденных проведены концерты детских творческих коллективов. Также большую помощь оказывает попечительский совет уголовно-исполнительной системы. Члены попечительского совета осуществили выезды в 36 воспитательных колоний. Проведены встречи осужденных с депутатами Государственной Думы Губенко, Лаховой, Астраханкиной, Бурдуковым; летчиком-космонавтом СССР Стрекаловым; международным гроссмейстером Карповым; председателем творческого союза художников России, народным художником России Каневским; журналистом-международником Бовиным; генералами армии Архиповым и Ермаковым.
     Наряду с этим мы развиваем сотрудничество и с международными неправительственными организациями. По итогам конкурса, организованного неправительственными организациями международной тюремной реформы, институтом "Открытое общество", Фондом Сороса, воспитательные колонии получили более 45 тысяч долларов США для проведения учебно-воспитательного процесса. Этими организациями проведен ряд учебно-практических семинаров для руководителей воспитательных колоний на тему Социальное сопровождение несовершеннолетних в заключении . Европейское бюро Международной ассоциации тюремного служения передало одежду и постельные принадлежности для осужденных на сумму 50 тысяч евро. В течение года для руководителей и воспитателей колоний это же бюро организовало ряд семинаров.
     Я, пожалуй, этим ограничусь в приведении конкретных примеров взаимодействия с общественными организациями, хотя у меня есть еще целый ряд таких примеров, и перейду к тем проблемам, которые у нас существуют в воспитательных колониях. Я бы не хотел, чтобы у вас на основании моего выступления сложилось такое благодушное впечатление, что все хорошо и нет никаких сложных вопросов. На самом деле, это не так.
     Первая проблема, которая сегодня нас в большей степени беспокоит, это изношенность материально-технической базы воспитательных колоний. В силу целого ряда объективных причин мы в последние годы вынуждены были имеющиеся у нас средства, поступающие из государственного бюджета, в первую очередь направлять на следственные изоляторы. Вы наверное, слышали, что в 1999 году нас проверил Европейский комитет против пыток и признал условия  содержания в наших изоляторах, как они написали, напоминающими пытки. Поэтому нам пришлось, и сейчас еще приходится основное внимание уделять этой проблеме.
     В связи с тем, что с 1992 года в стране введено пожизненное лишение свободы как вид наказания, нам пришлось создавать специальные колонии для этой категории осужденных. Причем, после того как в 1996 году мы перестали применять смертную казнь, этот вид наказания получил у нас в силу объективных причин большее развитие.  И нам пришлось в большей степени этим заниматься.
    Поэтому на сегодняшний день материальная база воспитательных колоний оставляет, к сожалению, желать лучшего. Летом этого года все воспитательные колонии страны были проверены Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Было вскрыто много недостатков, связанных прежде всего с отсутствием условий для проведения свиданий (я имею в виду нехватку комнат для длительных свиданий), с ветхостью сооружений, с недостатками в организации питания. В одной из областей было выявлено, что 40% воспитанников даже не обеспечены одеждой по установленным нормам. Правда, это только в одном регионе. Но тем не менее мы сейчас этим очень серьезно занимаемся. Я должен сказать, что, во-первых, финансирование уголовно-исполнительной системы из межгосударственного бюджета серьезно увеличено. Во-вторых, мы получаем гуманитарную помощь, о которой я говорил, средства из президентского фонда и помощь от правительства. Поэтому, я думаю, что в ближайшее время мы эту проблему решим.
    Есть и более серьезная проблема. Я имею в виду отсутствие в стране единой системы социальной реабилитации подростков, которые освобождаются из мест лишения свободы. Уже сегодня Вера Александровна приводила ряд очень отрадных примеров того, как к этому относятся в субъектах Российской Федерации, но тем не менее закон О социальной помощи освобожденным от наказания , к сожалению, до сих пор не принят. Это создает очень серьезные проблемы. Я честно скажу: больно смотреть, когда мы освобождаем подростка и видим, какая мать приходит его встречать - полупьяная! Совершенно очевидно, что через некоторое время все наши длительные усилия по воспитанию могут пойти прахом и ни к чему хорошему не привести.
     Мы все чаще сталкиваемся с ненормальным явлением,  когда подростки не хотят от нас уходить, то есть они не хотят на свободу. Вы можете себе это представить?  Повзрослевшие дети в общем-то знают, что их потом ждет. И это, конечно, не нормальная обстановка. Ребенок, особенно повзрослевший ребенок, должен прежде всего хотеть на свободу. Он должен скорее включиться в нормальную жизнь, поскорее найти себя в этой жизни.
     Некоторые сложности создает для нас норма Закона Об образовании , которая устанавливает обязательное основное общее образование. Статья 19 этого закона говорит о том, что основное общее образование является обязательным, но требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу только до достижения им  возраста 15 лет. То есть мы можем требовать от подростка, чтобы он получил основное общее образование, если ему нет 15 лет. Если же ему уже есть 15, мы этого требовать от него не можем. Поэтому сейчас, как уже говорила Вера Александровна, очень сильно вырос процент малограмотных подростков. Раньше это было редкостью, а сейчас, к сожалению, уже не редкость: поступающие к нам достаточно взрослые подростки или полностью неграмотны или малограмотны. Вы знаете, подростки несут ответственность за некоторые преступления с 14 лет, а в основном к нам попадают с 16 лет. Шестнадцатилетнего человека, не имеющего образования, мы по этому закону не можем обязать получить образование. К тому же, подростки, как вы знаете, трудятся неполный рабочий день: в соответствии с законодательством о труде они работают не более 4 часов в день, а в остальное время бездельничают и не учатся. Это затрудняет воспитательный процесс с названной категорией подростков. Я просил бы, пользуясь случаем, обратить внимание депутатов и присутствующих здесь представителей общественности на эту проблему.