Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ЦЕЛИНСКИЙ Б.П.
начальник Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ

     Прежде всего, хотелось бы поблагодарить организаторов этих парламентских слушаний, которые в непростой период, связанный с напряженной работой Государственной Думы, с предстоящими выборами, нашли время и возможность посвятить сегодняшний день такой чрезвычайно важной теме, как взаимодействие государственных органов с негосударственными организациями в профилактике наркомании и решении других социальных проблем.
    Несколько слов о той государственной структуре, которую мне сегодня доводится представлять. Это новое самостоятельное государственное ведомство, которое имеет три основных функциональных направления деятельности.
    Первое направление - противодействие незаконному обороту наркотиков, оперативно-следственная работа. Это структура правоохранительная и, значит, осуществляет борьбу с наркобизнесом, с контрабандой наркотиков так же, как наши коллеги из МВД, ФСБ и Государственного таможенного комитета.
    Второе направление, которое является основным функциональным для Государственного комитета по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уже следует из его названия: это контроль за легальным оборотом наркотиков в части лекарственных средств (аптеки, больницы, фармацевтические склады, базы, экспорт, импорт и так далее).
    И, наконец, третье функциональное направление, столь же важное, как и два предыдущих - это организация единой системы профилактики наркомании в стране, межведомственная координация и взаимодействие в этом плане с негосударственными организациями. Вот это третье направление представлено Управлением межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. В составе этого Управления имеется специальный отдел по взаимодействию с негосударственными организациями самого различного плана - общественными, религиозными, спортивными, коммерческими, некоммерческими и так далее.
    Госнаркоконтроль России - это структура очень молодая. Существует она юридически с 1 июля. И мы только разворачиваем работу. Причем третье направление, о котором я вам сказал, является принципиально новым, поскольку ранее правоохранительные структуры столь предметно, прицельно профилактикой наркомании не занимались.
     Сейчас происходит становление этого подразделения, которое имеет свои структуры во всех субъектах Российской Федерации, на уровне федеральных округов, а также на межрайонном уровне. То есть, где бы вы ни работали, вы сможете найти сотрудников, которые призваны заниматься организацией профилактики наркомании. Поэтому я бы хотел обратить ваше внимание на то, что с ними можно и нужно работать. Сейчас как раз происходит наработка форм, методов взаимодействия с негосударственными организациями, и я призываю вас принять в этом  активное участие.
     Переходя к основной части моего выступления, хотелось бы сказать, что распространение наркотических средств и психотропных веществ признается в настоящее время на самом высоком уровне одной из основных социальных проблем в нашей стране, является одной из основных угроз национальной безопасности, здоровью, генофонду населения. Наркомания и наркопреступность, как известно, не имеют границ и поражают прежде всего несовершеннолетних, молодежь. Примерно три четверти всех наших граждан, зависимых от наркотиков, это люди молодого возраста, и значительную часть из них составляют несовершеннолетние. Кроме того, наркомания порождает шлейф других социальных проблем: коррупция, инфекционные заболевания, СПИД, проституция и так далее.
     Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации ориентирует нас на то, что профилактическое направление должно стать одним из приоритетных в политике государства по контролю за наркотическими средствами. Очевидно, что такой подход основан на специфике процесса наркотизации. С учетом того, что несовершеннолетние являются основным источником пополнения взрослой наркомании, профилактика в среде несовершеннолетних имеет особую актуальность.
     Однако, анализируя состояние профилактической работы, просматривая те документы, которые мы получили с мест перед сегодняшним выступлением, приходится констатировать, что во многих случаях эффективность этой профилактической работы довольно низка. Причем в ряде регионов отмечаются опережающие темпы роста наркотизации, появление больных с диагнозом "наркомания" среди подростков, что объясняется в свою очередь запаздыванием выявления групп риска среди несовершеннолетних. Иными словами, зачастую подростки попадают в поле зрения субъектов профилактики уже после того, как они попали в достаточно сильную зависимость от наркотиков.
    Серьезной проблемой в настоящее время является, по-видимому, организация взаимодействия между различными субъектами профилактики. Такое взаимодействие, как представляется, необходимо прежде всего между субъектами, входящими в государственную систему профилактики (их довольно много). Сегодня 32 министерства и ведомства обязаны проводить профилактику распространения наркомании и взаимодействовать с многочисленными общественными, политическими, религиозными, спортивными и иными негосударственными организациями.
     Следует учитывать, что профилактическим усилиям со стороны государственных органов, других субъектов профилактики противостоит в последние годы организованная наркопреступность. Вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотических средств, в незаконный оборот наркотиков проводится продуманно, целенаправленно - существует целая система (и это понятно, потому что за наркотиками стоят огромные деньги). Действует организованная система наркобизнеса, которая объективно стимулирует наркотизацию населения. Поэтому сейчас особенно необходима концентрация всех усилий государства и гражданского общества на основе единой государственной антинаркотической политики, на основе законодательства. Мы не должны допускать бездумного распыления сил и средств, имеющихся в нашем арсенале. Ведь такое распыление, безусловно, сокращает шансы противостояния силам, заинтересованным в дальнейшем расширении рынка наркотиков и увеличении своих барышей.
     Широкое и массовое злоупотребление наркотиками как форма  поведения подростков вызывается значительным числом факторов самого разнообразного характера. В их основе социальное неблагополучие в обществе в целом, в положении отдельных слоев и групп населения в России.
     В условиях изменения всего уклада жизни, отношений в важнейших сферах российского общества трудно рассчитывать на сколько-нибудь быстрое значительное сокращение негативного воздействия этих общесоциальных факторов, влияющих на распространение наркотиков. Однако это обстоятельство, несомненно, не снимает с нас необходимости проведения целенаправленной предупредительной работы по распространению наркотиков среди несовершеннолетних. Помимо общесоциальных факторов, в наркотизации, как представляется, большую роль играет среда, в которой находятся дети, а также обычаи, традиции, мода, субкультура, ментальность и целый ряд других факторов. Для устранения специфических условий распространения наркотиков в регионах, мне думается, следует использовать в профилактической деятельности все преимущества, которые имеют как государственные органы, так и общественные организации. В то же время изоляционизм, закрытость различных субъектов профилактики, не способствует консолидации усилий, достижению успеха в этой области. Поэтому нужно по возможности изучать, учитывать накопленный опыт - и отечественный, и зарубежный, и использовать преимущества всех форм профилактической работы. А сделать в этом направлении можно немало.
     Скажу лишь о некоторых возможностях совместной работы, которая сегодня уже практикуется подразделениями Госнаркоконтроля совместно с различными негосударственными организациями. Это совместная антинаркотическая пропаганда в средствах массовой информации и при проведении различных акций. В целом ряде регионов за время существования наших подразделений уже проведены такие мероприятия. Это также выявление подростков, склонных к употреблению наркотиков; совместные рейды по наиболее посещаемым молодежью местам, а также по подвалам, чердакам, теплотрассам, вокзалам, привокзальным территориям, рынкам, то есть местам обитания беспризорников, безнадзорных детей. Начала работать совместная программа Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом московского отделения и нашего московского управления Госнаркоконтроля.
     Организуются совместные круглые столы , семинары, конференции, другие форумы, посвященные профилактической проблематике. Послезавтра, 24-го числа, мы в нашем основном здании на Маросейке, 12 будем проводить координационный семинар, посвященный организации взаимодействия Госнаркоконтроля России и негосударственных организаций. Приглашено большое количество представителей самых разных организаций. Готовятся методические материалы по профилактике наркомании, создаются средства наглядной агитации - плакаты, буклеты, листовки, видеофильмы - все это сейчас нарабатывается, и в скором времени мы будем использовать эти материалы в регионах.
     Проводятся совместные социологические исследования. В качестве примера можно привести такое исследование, проведенное в школах Камчатской области, а  также исследование, проведенное в начале этого года в Московской области. При традиционных эмпирических методах сбора материалов мы, как правило, можем получать данные в больницах, в тюрьмах - там, где содержатся наркоманы, а вот общественные организации, имеющие возможность работать на улице, могут получить такую информацию в чистом виде, то есть у наркоманов, находящихся на свободе в естественной среде, что, конечно, более ценно.
    Это также взаимодействие при проведении обучающих семинаров, тренингов и спецкурсов. Взаимодействие при реализации федеральной и региональных целевых программ. Организация работы по федеральной целевой программе возложена на наше подразделение и мы приступаем сейчас уже к разработке следующей целевой программы. Сегодня такие программы существуют более чем в 70 регионах Российской Федерации. В каждой из этих программ есть профилактический раздел и по этим программам можно и нужно финансировать активно работающие общественные организации. И мы соответственно будем ориентировать на это наши подразделения.
    Организация совместных телефонов доверия и пейджеров. Поступающая на них информация может использоваться всеми субъектами профилактики, участвующими в этих проектах. Такой телефон доверия, в частности, организован сейчас в Московской области; соответствующая листовка распространяется.
     Совместная подготовка выступлений в средствах массовой информации. Взаимная поддержка организации деятельности приютов, реабилитационных центров для несовершеннолетних наркоманов. В частности, в некоторых регионах мы подключились к православным приютам, действующим для наркозависимых подростков. Организация спортивных, творческих и прочих конкурсов с целью профилактики наркомании.
     Вот далеко не полный перечень направлений совместной профилактической работы. Мне хотелось бы выразить мнение, что эта уникальная возможность, которой раньше никогда не было, связана с созданием специализированной структуры - Госнаркоконтроля России. Теперь мы можем объединить наши усилия и через какое-то время более основательно подвести итоги совместной деятельности.