Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ТРОСТАНЕЦКАЯ Г.Н.
начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации

      Достаточно глубокий обширный доклад Веры Александровны и выступающих, наверное, избавляет меня от необходимости повторять все те данные, которые были здесь приведены, по состоянию беспризорности, безнадзорности на сегодняшний день. Несколько дней тому назад закончились российские педагогические чтения, в которых приняли участие представители из 60 регионов, руководители детских домов, школ-интернатов, то есть те, кто непосредственно связан с проблемой сиротства, с проблемой неустроенного детства, с проблемой детей, которым нужна государственная помощь и поддержка. И как бы блистательно ни выглядел опыт всех тех, кто участвовал в этих чтениях, то есть работников непосредственно детских учреждений, представителей приемных семей, патронатных семей, боль, которая была высказана, говорит о том, что государство, конечно, не решило и не решает еще пока проблемы, которые необходимо решить для устранения того состояния безысходности, которое мы сейчас испытываем.
     Более 700 тысяч детей-сирот. И они, конечно,  пополняют армию безнадзорных детей. Я уже не говорю о беспризорных детях, которые тоже, к сожалению, появляются, но их мы можем выявить и устроить. Дети бегут из детских домов. Дети бегут просто из обычной семьи. Сегодня прежде всего стоит вопрос о роли общественных организаций, о той помощи, которую могут оказать общественные организации в работе с семьей из "группы риска". Эту работу мы ощущаем во многих регионах.
    Здесь я вижу представителей общественных организаций, которые ведут работу в Смоленской области, в Новгородской области, в Калужской области. Я не буду перечислять все регионы, вносящие большую лепту именно в организацию работы с семьей, которая, прежде всего, не бросит своего ребенка, а значит, эти общественные организации вместе с государственными структурами оказывают помощь ребенку, чтобы он не остался вне семьи. Они помогут ребенку обрести семью, пусть это будет не родная семья, но это будет семья. И тогда у него не будет попытки убежать из общественного детского дома, из государственного детского дома, в котором хорошо, но там все-таки нет семьи, там нет мамы. Эта работа является для Министерства образования, наверное, основополагающей.
     Вы знаете, что принята поправка к закону Об образовании о том, чтобы учет детей на 1 сентября проводился обязательно и ежегодно. То есть мы вернулись к вопросу о всеобуче. По крайней мере, мы на 5 сентября уже знаем пофамильно, сколько детей не сели за парты, кого надо вернуть в школу и что надо организовать. И здесь мы без общественных организаций не сможем обойтись. Сейчас проблема в том, чтобы государство каким-то образом оказало помощь общественным организациям. То есть общественные организации должны иметь возможность официально работать и получать государственную поддержку. Что мы решили для себя, например? Министерство образования осуществляет следующие программы: Профилактика правонарушений , Комплексные меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков и Дети-сироты (я не говорю о программе Одаренные дети и так далее). Это три фундаментальные программы, которые целенаправленно решают проблемы беспризорности, безнадзорности и профилактики правонарушений. Во всех конкурсах, которые объявляются, на равных участвуют общественные организации. Они могут представлять свои проекты по реализации тех или иных программ, которые они разрабатывают,  выигрывать, получать гранты. Финансирование поможет решать некоторые проблемы, а самое главное - взаимодействовать с государственными структурами.
    Проведя мониторинг взаимодействия с общественными организациями за последние два года, мы видим, что 80% услуг, которые получают наши учреждения, приходится на долю общественных организаций. Говорить о том, что мы можем жить без общественных организаций, уже, наверное, не приходится. Это особенно касается вопросов профилактики и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а для образовательных структур - профилактики наркомании. Здесь без волонтерского движения мы не обойдемся. В настоящее время очень много трудностей в вопросах профилактики. Сегодня прозвучало утверждение, что вводится программа тестирования на употребление наркотиков. Я не знаю, можно ли это ввести с точки зрения закона о нарушении прав человека? Надо решать на законодательном уровне проблемы, с которыми мы сталкиваемся  в том числе и в школе. Но не так просто  взять за руку ребенка и сказать: я сейчас проведу тестирование и определю, потребляешь ты наркотик или нет.
    Все, кто связаны с этой проблемой, прекрасно понимают, что нарушать права детей мы не имеем права. Мы направляем работу по профилактике наркомании в плане того, чтобы ребенок занял такую  позицию в жизни: я не буду принимать наркотики. В образовательных учреждениях, в семье, в социуме вообще должна проводиться работа именно в этом направлении. В Министерстве образования в настоящее время разработаны концепции и по профилактике наркомании в образовательной среде, и по реабилитации наркоманов. Большое значение уделено прежде всего разработке программы воспитания в школах и во всех образовательных учреждениях. Долгие годы шел разговор о том, что в школах совсем не занимаются воспитательной работой. Естественно, такое положение не могло существовать дальше. В настоящее время развивается довольно-таки интенсивно вся система дополнительного образования. На это выделяются средства из всех программ, которые я сейчас назвала.
    Если раньше мы, допустим, из программы Профилактика правонарушений направляли средства на учреждения, которые непосредственно этим занимаются, то есть на центры и на специальные учебные учреждения, то теперь, в течение последних двух лет, такие учреждения дополнительного образования получают большую помощь из всех действующих программ, чтобы развивалась именно система дополнительного образования, что означает прежде всего занятость детей во внеурочное время.
    Кроме того, вы знаете, что сейчас интенсивно развивается сеть кадетских школ. И они в общем-то дают результат. В течение июля-августа мы имеем массу заявлений к 1 сентября от родителей, которые уже понимают, что если  раньше не определят мальчиков, которых уже можно отнести к "группе риска", либо в кадетскую, либо в летную школу  или в другое подобное учреждение - значит, будут проблемы. Мы стараемся удовлетворить все просьбы. Надо сказать, регионы идут на то, чтобы открывать кадетские учреждения. Я думаю, что  эта система тоже поможет нам справиться и, по крайней мере, внесет свою лепту именно в профилактику правонарушений. Кстати сказать, здесь общественные организации тоже могут помочь в выявлении семей из "группы риска". Вы же прекрасно понимаете, что не так просто "войти" в семью; в настоящее время двери семьи закрыты, и закон охраняет ее. Не каждый социальный работник, классный руководитель может "войти" в семью. Этот вопрос тоже надо решать на законодательном уровне: если семья относится к "группе риска", нужно, чтобы в эту семью могли войти все, кому это положено. Большую роль в этом вопросе играют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства. В настоящее время в регионах активизировалась работа по взаимодействию с общественными организациями, что видно из материалов, поступивших из регионов и представленных на парламентских слушаниях. Мы не можем сказать, что одно ведомство мешает другому. Я думаю, что все присутствующие здесь могут сказать, что мы только помогаем друг другу.
     Сейчас мы подготовили внесение изменений в Семейный кодекс об усыновлении детей российскими гражданами. Мы надеемся на то, что депутаты нас поддержат, проведут как можно быстрее эти поправки, чтобы российские граждане усыновляли детей. Ведь 700 тысяч детей-сирот, только 140 тысяч в "банке данных"! Они же все пополняют армию беспризорных, безнадзорных, правонарушителей, наркоманов. И если этот  корпус будет расти, то мы ничего не сделаем, как бы ни хотели, как бы ни объединяли усилия. Значит, семейная форма устройства зависит от государства, я имею в виду российских граждан. Здесь надо увеличивать пособия, может быть, поставить вопрос о том, чтобы лояльно относиться к тайне усыновления, чтобы те, кто усыновляет детей, получали такие же пособия, как опекуны и попечители.
     В Министерстве образования создан координационный совет. Каждый проект, который представлен общественными организациями, проходит через координационный совет.  Если его не принимают, значит проект так составлен, что его нельзя профинансировать. Иногда мы получаем возмущенные письма, что проект представлен, а  его не поддержали. Если есть какие-то недоразумения, давайте не обмениваться письмами, а обсуждать и либо вместе его дорабатывать, либо понять, что в данный момент он не соответствует тем требованиям, которые необходимы для его финансирования.
     Теперь в отношении общественных организаций, представителей которых иногда не впускают в образовательные учреждения. Здесь надо понять руководителя образовательного учреждения: вы знаете о проникновении сект в эти учреждения; вы слышали, что произошло в  Краснодарском  крае; в Ставрополье и сейчас имеются проблемы. Надо понимать руководителей наших учреждений, их ответственность за детей, и прежде чем разрешить какой-то общественной организации проводить работу в школе, надо узнать, что представляет собой эта организация, какова ее идеология, и только после того, как педагогический совет, попечительский совет, общественные организации школы утвердят внедрение такой организации, можно воспользоваться ее услугами.
     Мы сейчас придаем большое значение волонтерам. Создано уже 5 реабилитационных центров, в каждом регионе есть кабинеты профилактики, которые снабжены необходимой  литературой, роликами, различными клипами, плакатами и так далее.