Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ШАХИНА Н.А.
заместитель руководителя Департамента по делам детей, женщин и семьи
Министерства труда и социального развития Российской Федерации

     Во-первых, разрешите мне поблагодарить организаторов за столь важную тему, вынесенную на повестку сегодняшнего заседания. 2002 и 2003 годы - годы осуществления органами власти дополнительных мер по усилению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - подтвердили, что общественные организации - это надежный партнер государства, и, я бы так сказала, перспективный ресурс в решении этих острых социальных проблем.
    Прежде всего, позвольте мне как представителю федерального органа исполнительной власти сказать несколько слов о результатах нашей работы по принятию дополнительных мер в этой сфере. Я хочу сказать, что действия, предпринимаемые в этом году, позволяют закрепить нам результаты, я не побоюсь оценить их как позитивные, достигнутые в прошлом году. Достаточно сказать, что по итогам первого полугодия 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 16% уменьшилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, почти на 9%  - число особо тяжких преступлений.
    С улиц и иных общественных мест, с объектов транспорта органами внутренних дел за восемь месяцев изъято 407 тысяч безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних. 320 тысяч из числа этих детей, доставленных в органы внутренних дел, возвращены родителям, 87 тысяч направлены в различные учреждения системы профилактики безнадзорности для оказания детям экстренной помощи и проведения с ними реабилитационной работы.
     В системе органов социальной защиты населения продолжается активный процесс создания новых специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В прошлом году было создано почти 250 новых таких учреждений, в этом году по результатам девяти месяцев работы, по предварительным данным, создано еще 60 таких учреждений. И сегодня эта система насчитывает 1220 учреждений с общим числом более 40 тысяч мест, что, мы считаем, позволяет сегодня оказать экстренную помощь любому ребенку, в ней нуждающемуся. Сейчас, по оперативным данным, в этих учреждениях находится чуть меньше детей, чем имеется в них мест.
     Находясь в стенах Государственной Думы, нельзя не сказать о расширении законодательной базы по проблемам детей и, в первую очередь, детей беспризорных, безнадзорных. И я хочу прежде всего отметить принятый в этом году Государственной Думой Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , которого мы все так долго ждали, я имею в виду работников системы профилактики безнадзорности. Этот закон расширяет возможности учреждений и органов системы профилактики, что позволит, как мы надеемся, закрепить наметившуюся тенденцию в декриминализации подростковой среды.
    Со своей стороны, как представитель органов исполнительной власти хочу сказать, что укрепляется межведомственное взаимодействие в вопросах координации действий по преодолению безнадзорности, беспризорности и наркомании несовершеннолетних. Достаточно назвать ряд совместных нормативных актов, принятых Министерством труда, Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел.
    Одним из важных результатов работы федеральных органов исполнительной власти в прошлом году необходимо признать создание банков данных о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. То есть мы считаем, что ситуацию, когда средства массовой информации и Государственная Дума постоянно говорили, что мы не имеем объективных данных о масштабах этой проблемы, сегодня удалось поправить.  Хотя впереди у нас еще большая работа по созданию единого межведомственного банка данных по беспризорным и безнадзорным детям. Но уже сегодня, повторяю, существует государственная статистика в этой области. Еще в прошлом году Госкомстатом России утвержден ряд годовых и полугодовых форм, которые позволяют собирать информацию о различных категориях детей, нуждающихся в помощи государства.
    И в продолжение этой же темы хочу сказать, что в федеральных органах власти, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления активно создаются ведомственные и межведомственные банки, персонифицированные банки данных о детях различных категорий, нуждающихся в особой заботе государства. В частности, в нашем министерстве, в органах социальной защиты населения создана  пока еще в разной форме единая информационная система  учета  детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Мы будем продолжать эту работу в рамках федеральной программы Дети России в нынешнем и в последующие годы. И, как я уже сказала, одним из направлений нашей работы по усилению системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних явилось взаимодействие органов государственной власти с общественными объединениями. Как показывает опыт нашего министерства, общественные объедения готовы к диалогу с государством и активно проявляют инициативу при решении тех проблем, за решение которых отвечают государственные органы.
    В нашей стране, но я не буду на этом долго останавливаться, создана достаточная нормативная основа для деятельности общественных объединений и для их взаимодействия с государством. Есть Закон Об общественных объединениях - базовый закон, который предоставляет довольно широкие возможности. Достаточно назвать такие формы, как размещение на конкурсной основе государственного и муниципального заказа, государственные гранты, финансирование программ, осуществляемых самими неправительственными организациями. Говоря о  той сфере, в которой действует наше министерство, наши органы, хочу привести несколько примеров: с какими организациями мы сотрудничаем, по каким направлениям, какова наша практика и опыт этой работы. Мы в прошлом году, планируя и уже начав осуществление тех дополнительных мер, о которых я говорила, сразу же провели большую встречу с неправительственными организациями. Проводил ее Министр Александр Петрович Починок. На встречу мы пригласили известный  нам к тому времени круг организаций и были приятно удивлены, что этот круг был достаточно расширен за счет тех организаций, о существовании и, самое главное, о деятельности которых мы даже не подозревали.
    За два года, помимо тех договоров о совместной деятельности, которые уже были в нашем министерстве, мы закрепили наше сотрудничество путем подписания соглашений еще с десятью организациями. Я хочу назвать эти организации. Это международный "Союз социальной защиты детей", Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), "Ассоциация витязей", Фонд поддержки социальных инноваций, Региональный общественный фонд содействия развитию еврейских традиций образования и культуры, межрегиональный общественный фонд "Региональные инициативы", благотворительные фонды "Моя семья", "Страна живых" и другие.
    Говоря об основных направлениях, по которым мы сотрудничаем с общественными объединениями,  я хочу выделить три из них, которые мы обсудили  и о которых договорились. Это организация отдыха, оздоровление детей и в первую очередь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (беспризорных, безнадзорных). Второе направление - развитие системы социального обслуживания семьи и детей. И третье, основное направление - информационное освещение проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних, опыта их решения.
    В этом зале присутствуют представители нескольких организаций, с которыми мы сотрудничаем. И позвольте, Вера Александровна, воспользоваться этой трибуной и поблагодарить присутствующих здесь Нину Яковлевну Ларионову, президента международного "Союза социальной защиты детей", Владимира Николаевича Малица, заместителя председателя Центрального совета РОСТО за ту большую работу, которую они проводили в течение этих полутора лет, когда мы с ними особенно активно сотрудничали.
    Достаточно упомянуть, что, например, РОСТО является одной из крупнейших спортивных организаций страны, которая обладает прекрасной материально-технической базой, имеет уникальный исторический опыт организации и развития военно-технических и других видов спорта, и, конечно же, приобщения к спорту наших подростков, находящихся в специализированных учреждениях. Привлечение подростков к занятиям в клубах, в секциях РОСТО, мы считаем, существенно повлияло на снижение показателей преступности, беспризорности, о которых я говорила в самом начале своего выступления.
     С 1997 года при нашем министерстве работает круглый стол женских объединений и некоммерческих организаций, который создан с целью повышения эффективности взаимодействия, развития социального партнерства в деле решения наиболее острых социальных проблем. Сегодня постоянными участниками круглого стола являются более 70 женских общественных объединений и некоммерческих организаций. В настоящее время этот круглый стол представляет собой постоянно действующую переговорную площадку власти  и гражданского общества, где совместно обсуждаются наиболее актуальные социально-экономические и политические вопросы, вырабатываются общие подходы и общая точка соприкосновения.
    Мы формируем экспертные группы из представителей научной общественности и практиков, которые занимаются необходимой министерству экспертной деятельностью. Это позволяет нам не только работать с теми организациями, которые входят в этот круглый стол , но и привлекать новых участников к партнерской работе. В рамках этой формы сотрудничества получила распространение практика привлечения неправительственных организаций к разработке такой острой актуальной проблемы, как торговля людьми, а также к решению проблемы насилия в отношении женщин.
     В течение последних двух лет мы проводили совместные семинары-тренинги, которые позволили скоординировать работу правоохранительных органов, органов здравоохранения и образования по реабилитации жертв сексуального насилия.
     Важное значение, как я уже сказала, мы придаем участию неправительственных организаций в развитии социальных услуг населению, и прежде всего детям и женщинам. Эта проблема находится также в поле зрения министерства. При поддержке ТАСИС мы ведем ряд проектов и научных тем по развитию социальных услуг населению некоммерческими организациями. Так, при непосредственном участии Минтруда России реализовывался проект неправительственной организации социальной сферы. В ходе проекта отрабатывались технологии практики фиктивного партнерства органов власти с неправительственными организациями, анализировалась законодательная база некоммерческих организаций с точки зрения ее совершенствования, изучался опыт отдельных организаций в различных регионах России.
     Хочу отметить, что негосударственные организации разных типов предложили целый спектр новых услуг, отработали практическую, а также методическую сторону их применения. И, что самое важное, создали первое учреждение соответствующего профиля. Теперь уже трудно поверить, что первые кризисные центры, социально-реабилитационные центры для детей, для женщин, службы раннего вмешательства были созданы именно неправительственными организациями, а государство просто быстро анализировало эти формы работы. В настоящее время при поддержке ТАСИС этот проект получает продолжение. В качестве пилотных регионов выбраны Ивановская, Свердловская, Воронежская, Саратовская, Смоленская области и Республика Коми. И основной задачей, решаемой в ходе нового проекта, является создание механизмов предоставления социальных услуг, в том числе частными структурами, и в целом неправительственными организациями.
    Подводя некоторые итоги, хочу сказать, что мы считаем, что сотрудничество нашего социального Министерства, органов социальной защиты и общественных организаций развивается в конструктивном духе и способствуют решению тех проблем, которые мы сегодня здесь обсуждаем.
     Говоря о перспективах нашего сотрудничества, хотелось бы сказать следующее. Как вы знаете, сегодня в нашей стране разработана и принята программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу до 2004 года, которую мы называем программой реформ. Можно сказать, что в этой программе впервые за весь период российских реформ государство признало и зафиксировало необходимость участия самих граждан и созданных ими организаций различных форм собственности в процессе социально-экономического реформирования страны. В этой связи я хочу сказать, что в настоящее время федеральными органами исполнительной власти разработан и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации законопроект О специализированных некоммерческих государственных или муниципальных организациях . Одновременно находится в стадии разработки в рамках проекта ТАСИС еще один законопроект О государственном социальном заказе . Говоря о проекте закона о специализированных (значит, некоммерческих) организациях, хочу сказать: предполагается, что в отличие от государственных учреждений, специализированные государственные или муниципальные некоммерческие организации будут пользоваться большей свободой в распоряжении переданным им имуществом и нести большую ответственность по принятым на себя обязательствам.
     Введение новой организационной формы этих некоммерческих организаций внутри государственного сектора экономики создаст правовые и организационные предпосылки для продолжения реформирования отраслей образования, здравоохранения и культуры; такие возможности, как внедрение программных целевых методов, планирование деятельности, нормативно-подушевого финансирования по факту оказания услуг, внедрение контрактных форм работы, элементов публичной отчетности и общественного контроля, что в конечном счете, полагаем мы, приведет к улучшению качества предоставляемых этими организациями социальных услуг и повышению эффективности использования бюджетных средств.
     Мы надеемся, что эти законы дадут новый импульс, но они, по-видимому, будут предметом рассмотрения нового состава Государственной Думы. А мне разрешите еще раз поблагодарить Вас, Вера Александровна, за сотрудничество в составе межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и в целом в решении тех проблем, которыми мы с вами в течение этих 4 лет занимались.