Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 38 Взаимодействие общественных организаций c государственными органами власти по неотложным мерам в борьбе с беспризорностью, безнадзорностью, наркоманией и правонарушениями среди несовершеннолетних


ЖУКОВА С.Л.
депутат Законодательного Собрания Хабаровского края

     Я хотела бы рассказать о привлечении интеллектуального потенциала некоммерческих организаций к совершенствованию уже существующих систем. Есть целевые программы, есть законопроекты, но проблема не исчезает, значит, что-то здесь не так, и мы решили проанализировать это. Либо сама модель государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершенна, либо модель хороша, но органы государственной власти субъектов Федерации не могут реализовать ее на практике. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходим глубокий системный анализ как правовых основ системы, так и практической деятельности органов власти. Кто же может сделать такой анализ объективно и качественно? Как показывает практика, только независимые и квалифицированные специалисты, которые сегодня, как правило, работают именно в некоммерческом секторе.
     У нас в Хабаровске специалисты некоммерческого партнерства Дальневосточные правовые ресурсы сделали такой анализ и обнаружили большое количество ошибок и противоречий как в самой модели системы профилактики, которая установлена федеральным законом, так и в деятельности органов власти в ряде субъектов Дальневосточного федерального округа. В частности, это противоречия с самими комиссиями по делам несовершеннолетних. Это отсутствие разграничения полномочий между уровнями власти в федеральном законе. Отсутствие в системе образовательной деятельности по подготовке несовершеннолетних к самостоятельным действиям по защите своих прав. Отсутствие эффективного управления всей системой профилактики, включающей в себя огромное количество ведомств, и неправомерные действия органов государственной власти субъектов Федерации по переносу всей работы по профилактике беспризорности на органы местного самоуправления.
     Затем с учетом всех выявленных ошибок и противоречий, а также на основе изучения опыта других регионов творческая группа проекта разработала концепцию новой государственно-общественной системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, закрепив ее в соответствующем модельном законе субъектов Федерации.
    Таким образом, для решения социальных проблем, которые мы сегодня обсуждаем, очевидно, необходимым и эффективным является привлечение интеллектуального потенциала НКО. Привлечение, во-первых, к анализу существующей государственной системы борьбы с наркоманией,  правонарушениями, беспризорностью, безнадзорностью с целью выявления ошибок и противоречий и, во-вторых, к разработке новых более совершенных методов борьбы с негативными социальными процессами в стране.
     Прекрасно, что в проекте рекомендаций уже нашла отражение общественная экспертиза, но хотелось бы еще добавить, что и на этапе разработки новых программ необходимо активней привлекать интеллектуальный потенциал тех общественных организаций, которые есть сейчас в стране. И эта работа, конечно, должна финансироваться из государственных источников, а не из зарубежных фондов, что мы сейчас в большинстве своем имеем.