Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 37 Детская инвалидность в России

Положение детей-инвалидов в Российской Федерации.

     Если в 2002 году в Российской Федерации насчитывалось 620342 ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (2001 г. - 617096), то на начало 2003 года численность детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, и состоящих на учете в органах социальной защите населения, составила 641919 человек (см. приложение 4). Это свидетельствует о росте груза инвалидизации детей, недостаточном использовании реабилитационного потенциала детей.
    В 2002 и 2003 году рост численности детей-инвалидов произошел за счет детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет (2002 год -110464  детей - инвалидов, 2003 год - 114735).
    В целом, по Российской Федерации в возрастной структуре детской инвалидности занимают дети в возрасте 10 - 14 лет (2001 год - 40,3%, 2002 год - 37,6%, 2003 год 39,2%).
    Большинство детей - инвалидов проживают в семьях  (2001 год - 92,3%, 2002 год - 91,9%, 2003 год - 92,1%). Увеличивается число детей, проживающих в интернатных учреждениях (2001 год - 47701 ребенок или 7,7% от общей численности детей - инвалидов; 2001 год - 50264 ребенка или 8,1%; 2003 год - 52071 ребенка или 8,4%).
    Из общего числа детей, проживающих в интернатных условиях, в 2002 году 14,3% детей проживало в интернатных учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, 32% - Министерства труда и социальной защиты населения, 53,7 % - Министерства образования (см. приложение 2).
    Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.
    В обширной совокупности проблем реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов можно условно выделить пять блоков, представляющие наиболее важные  и сложные элементы этой деятельности.
    К первому относятся аспекты, связанные с профилактикой врожденной инвалидности, отказа родителей от детей, с предотвращением попадания детей-инвалидов в дома-интернаты, и др.
    Второй включает проблемы, связанные с улучшением содержания деятельности детских домов-интернатов, так как полный отказ от практики помещения детей в стационарные учреждения в настоящее время не представляется возможным.
    Третий блок проблем связан с выходом детей из детского дома-интерната по разным причинам (возвращение в родную семью; передача под опеку, усыновление; другие формы семейного устройства); в связи с достижением предельного возраста пребывания в детском доме-интернате.
    Четвертый блок проблем касается обеспечения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в семейных условиях, оказания социальной помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
    Пятый блок затрагивает интересы всех детей-инвалидов, независимо от формы их социального устройства - это интеграция таких детей в общество, преодоление барьеров, мешающих нормальному социальному функционированию детей с ограниченными возможностями, создание условий, обеспечивающих их независимое существование, максимально полноценное  социальное и семейное устройство.     
     Решающее значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имела федеральная целевая программа Дети-инвалиды действующей в России с 1993 г., а с 2003-2006 гг. подпрограмма Дети-инвалиды федеральной целевой программы Дети России . Основной целью указанных подпрограмм является комплексное решение проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом, профилактика, сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, педагогических и социальных проблем материнства и детства.
    За 1995-2002 гг. в субъектах Российской Федерации создано 260 реабилитационных центра для детей-инвалидов в системе социальной защиты населения (против 33 в 1994 году) и более 300 отделений реабилитации на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей и детских домов-интернатов (против 38 в 1994 году).
    За данный период в детских реабилитационных центрах прошли реабилитацию около 145 тыс. детей-инвалидов и более 90,5 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов, получили консультации и необходимую социальную помощь.
    На 2002 год были предусмотрены объемы финансирования по названной Программе в сумме 448,85 млн. рублей, в том числе на государственные капитальные вложения-254,3 млн. рублей, на текущие расходы (прочие) - 190,5 млн. рублей, на текущие расходы (НИОКР)-4,050 млн. рублей.
    В целях укрепления материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов и в соответствии с Распоряжениями Президента Российской Федерации от 01.08.02 357-рн, от 03.08.02 361-рп, от 14.11.02. 545-рп Минтруду России были выделены средства из резервного фонда Президента Российской Федерации для закупки реабилитационного оборудования и проведения капитального ремонта в сумме 123,952 млн. рублей, которые перечислены в 158 учреждений для детей - инвалидов (93 детских дома-интерната и 65 детских реабилитационных центров субъектов Российской Федерации).
     За отчетный период в рамках Программного плана сотрудничества Правительства Российской Федерации и ЮНИСЕФ привлечено около 1,5 млн. рублей для проведения мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах и проходящих реабилитацию в реабилитационных центрах.
    Анализ возможностей реабилитации детей-инвалидов показывает, что в 25,9% случаях можно добиться улучшения или даже снятия инвалидности. Дети раннего возраста обладают достаточно высоким реабилитационным потенциалом - у 33,5% детей-инвалидов в возрасте 0-4 года возможно выздоровление или улучшение по главному нарушению и ограничению жизнедеятельности, приведшему к инвалидности, при условии проведения необходимого комплекса мероприятий.
    Решение названных проблем возможно при условии продолжения программно-целевым методом начатой работы по оказанию государственной социальной помощи детям-инвалидам, которая является основным звеном комплексной реабилитации и направлена на восстановление или развитие нарушенных функций с целью сокращения жизнеограничений и социальной дезадаптации детей.     
В этой связи в 2003 году требуется решение следующих первоочередных задач:
проведение мониторинга социально-экономического положения семей, имеющих детей-инвалидов; социально-медицинского патроната детей-инвалидов;
создание системы  полного учета детей-инвалидов;
целевая поддержка субъектов Российской Федерации в создании новых реабилитационных центров для детей-инвалидов;
разработка федеральной программы реабилитации детей-инвалидов;
оснащение современным реабилитационным оборудованием и автотранспортом специализированных учреждений;
создание системы профессиональной и трудовой, социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;
укрепление материально-технической базы детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание.