Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 37 Детская инвалидность в России


Проблемы законодательства по реализации прав детей - инвалидов в Российской Федерации

     Проблема медико-социальной защиты детей-инвалидов и профилактика детской инвалидности - важнейшая государственная задача. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяет Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации , принятый в мае 1995 года.
    В статье 7 Закона указано, что медико-социальная экспертиза проводится, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа, в первую очередь, клинико-функциональных, а также других данных освидетельствуемого лица. Оценка состояния здоровья является прерогативой органов здравоохранения.
    Однако, ни в 7, ни в 8 статьях Закона, касающихся понятия о проведении медико-социальной экспертизы, не дано ни одной позиции, разъясняющей порядок ее проведения у детей. Не случайно до сих пор при освидетельствовании детей в ряде случаев устанавливается группа инвалидности, как и у взрослых лиц.
    В статье 8 Закона на государственную службу медико-социальной экспертизы возложено участие в профилактике инвалидности, но, исходя из складывающейся ситуации, эта проблема, в основном, решается только органами здравоохранения.
    Недостаточная координация заинтересованных органов, в том числе здравоохранения, социальной защиты при проведении профилактических и реабилитационных мероприятий, не дает положительных результатов, в том числе, при реабилитации  ребенка-инвалида.
    Имеется необходимость в дополнении статьи 8 Закона, в соответствии с которой разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возложено только на Государственную службу медико-социальной экспертизы.
    В соответствии со статьей 9 базового Закона реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья. В связи с этим основную роль в этой системе, по мнению многих участников парламентских слушаний, должны играть органы здравоохранения. Это положение  в наибольшей степени относится к детям-инвалидам. Не случайно, уже при направлении детей на медико-социальную экспертизу в органы социальной защиты населения медицинские работники определяют объем и характер медицинской реабилитации.
    Органы социальной защиты зачастую игнорируют эти рекомендации, создают дублирующую параллельную службу реабилитации детей-инвалидов в системе социальной защиты населения. При ограниченных финансовых возможностях, как правило, эффективность этих мер низкая.
    Статьи 10 и 11 Закона регламентируют Федеральную базовую и индивидуальную программы реабилитации инвалидов. Однако, программа реабилитации инвалида не может быть одинаковой для взрослых и детей-инвалидов. При реабилитации детей-инвалидов мероприятия не могут оплачиваться самим инвалидом, ребенок-инвалид не может самостоятельно отказываться от какого либо реабилитационного вида помощи, решать вопрос об обеспечении себя техническим средством. Статья 11 Закона носит рекомендательный характер, что противоречит ранней обязательной реабилитации ребенка-инвалида, имеющего высокий реабилитационный потенциал.
    В статье 29, посвященной санаторно - курортному лечению инвалидов не определены льготные условия для детей-инвалидов при проведении санаторно-курортного лечения, а также для сопровождающих детей-инвалидов лиц.
    Статья 18, касающаяся воспитания и обучения детей-инвалидов носит декларативный характер, в связи с чем,  требует разработки  подзаконных актов.
    Указанные издержки Закона, ведомственная разобщенность и недооценка приоритетов в проведении реабилитационной работы ущемляют права и законные интересы  детей-инвалидов, не способствуют профилактике детской инвалидности.     
     Специальное и профессиональное образование инвалидов. Необходимо внести изменения в законодательство, предусматривающие порядок поступления и получения образования инвалидами, а также порядок финансирования учебных заведений, осуществляющих обучение инвалидов, что обеспечит для них право выбора учебного заведения независимо от места проживания.
    С этой целью необходимо разработать и принять закон о специальном и профессиональном образовании в Российской Федерации.      
     Обеспечение техническими средствами реабилитации В нашей стране разработаны и внедряются в практику работы дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также реабилитационных центров современные и действенные методики реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с нарушениями слуха. Тем не менее, эффект от их внедрения в значительной степени снижен из-за недостаточной обеспеченности детей-инвалидов индивидуальными техническими средствами реабилитации, и образовательных и реабилитационных учреждений необходимым специализированным оборудованием.
    Например, инвалидам по слуху, не имеющим остатков слуха, слуховые аппараты не помогают и для них основными средствами реабилитации, способствующими их адаптации и интеграции в общество, являются сурдотехнические приборы, которые позволяют глухим общаться и ориентироваться в окружающей среде, пользоваться телефонной связью, смотреть телевизионные программы. Для детей-инвалидов по слуху наиболее важными из этих приборов для реабилитации являются средства телекоммуникационного обслуживания, в первую очередь устройства текстовой телефонной связи.
    Для решения указанных проблем требуется внести изменения и дополнения в Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации , которые должны предусматривать обеспечение детей-инвалидов с нарушениями слуха основными индивидуальными техническими средствами реабилитации, а образовательные и реабилитационные учреждения для инвалидов - специализированным оборудованием за счет средств федерального бюджета. Это будет способствовать выполнению единых образовательных и реабилитационных стандартов в отношении детей-инвалидов по слуху и их нормальному жизнеобеспечению на всей территории страны независимо от финансового положения регионов.     
     Ранняя диагностика детской инвалидности. В последние годы в нашей стране разработаны методики ранней диагностики и коррекции нарушений слуха, в том числе для детей первого года жизни. Проводимые в рамках этой методики скрининговые обследования по возможности всех новорожденных детей позволяют выявить нарушения слуха в первые месяцы жизни и начинать незамедлительно коррекционные (реабилитационные) мероприятия, результативность которых в этом случае резко повышается. Большой опыт организации скрининговых обследований с целью ранней диагностики нарушений слуха получен в рамках выполнения Федеральной целевой программы Дети-инвалиды . Для придания этой работе системного характера необходимо внести дополнения в действующее законодательство, предусматривающее целевое финансирование мероприятий по ранней диагностике детской инвалидности. Подобные мероприятия проводятся и по другим направлениям. Представляется целесообразным в связи с этим  абзац 3 статьи 13 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации  дополнить словами: ранняя диагностика детской инвалидности и дать его в следующей редакции:
     Ранняя диагностика детской инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования .     
     Санаторно-курортное лечение детей-инвалидов Действующее законодательство не гарантирует ребенку-инвалиду право на санаторно-курортное лечение. Нет четкости в определении прав на получение льготной путевки сопровождающим ребенка лицом, без которого многие дети-инвалиды не могут выехать на отдых. Поэтому большинство детей-инвалидов реально лишены возможности получить санаторно-курортное лечение хотя бы раз в несколько лет. Необходимо внести изменения в Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации , чтобы указанные  гарантии были обеспечены.
    В статье 29 этого Федерального закона необходимо исключить из 1 абзаца слова дети-инвалиды и включить в эту статью дополнительный 2 абзац в следующей редакции:
     Ребенок-инвалид и сопровождающее его лицо имеют право на получение один раз в два года бесплатных путевок для  санаторно-курортного лечения .      
     В настоящее время доработанный с учетом замечаний проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации , а также проект постановления Правительства РФ Об утверждении Федерального базового перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно , представлен  на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
    Принятие этих документов позволит  гарантированно обеспечить инвалидам, в том числе детям-инвалидам, проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, упорядочить реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов и повысить ее эффективность.