АВ 2003г. Выпуск 37 Детская инвалидность в России
Инвалидизация детей является важной проблемой здравоохранения и социальных служб всех стран. Это подтверждается данными медицинской статистики, согласно которой число детей-инвалидов во всех странах велико и прослеживается тенденция к его росту. По мере совершенствования государственной системы информационного обеспечения проблемы детской инвалидности в Российской Федерации, появилась возможность проведения углубленного анализа статистических данных не только по численности детей-инвалидов, но и определения причинной и возрастной структуры инвалидности детей, выявления различных нарушений в состоянии здоровья, ведущих к ограничению жизнедеятельности.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. Наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз (см. приложение 1).
Главными нарушениями в состоянии здоровья детей-инвалидов в 2003, 2002, 2001 гг. являются висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания, составляющие соответственно 26%,25%, 20,5%. Эти нарушения являются тяжелыми последствиями таких патологических состояний, как заболевания кардио-респираторной, мочеполовой, пищеварительной систем, заболеваний крови и иммунной системы. В возрастной аспекте висцеральные и метаболические нарушения формируются у детей к 10-15 годам жизни.
Среди висцеральных и метаболических нарушений ведущее место занимают нарушения кардио-респираторной функции (38,9%-2003 год, 38,7%-2002 год, 38,6%-2002 год), 16,6%- нарушения мочеполовой функции (2002 год -16,2%, 2001 год-16,8%).
Нарушения в состоянии здоровья детей (или тяжелые последствия болезней) приводят к ограничению жизнедеятельности, свойственных тому или иному возрасту ребенка, среди которых преобладают возможность адекватно вести себя (38,7% -2003 год, 38,4% - 2002 год, 37,9% -2002 год) и передвигаться (26,3% -2003 год, 26,1% -2002 год, 26,2% - 2001 год).
Анализ распределения детей-инвалидов по заболеваниям, обусловившим возникновение инвалидности, свидетельствует о главенствующей роли инфекционных, соматических заболеваний, при этом за последние 5 лет произошли существенные изменения в причинной структуре. Если в 1998 году среди заболеваний, обуславливающих возникновение инвалидности, ведущее место занимали заболевания нервной системы (32,2%), то в 2003 году их удельный вес снизился до 20,4%. Высокий удельный вес занимают психические расстройства (21,2%-2002 год, 20,3% - 2001 год) и врожденные аномалии развития - до 18% в 2002 году (18%-2001 год).
В структуре врожденных аномалий развития, приводящих к детской инвалидности, по прежнему, ведущее место занимают аномалии сердечно - сосудистой системы (26,2%-2002 год, 25,6% - 2001 год), возрастает значимость хромосомных аномалий (10,2% -2002 год, 10,1% - 200 год) и аномалий центральной нервной системы (9,1% - 2002 год, 9,0% - 2001 год).
Проблема увеличения числа детей-инвалидов поставила в перечень национальных приоритетов в России профилактику детской инвалидности. Она стала основой Федеральной программы Дети - инвалиды , действующей в России с 1993 года. Стратегия профилактики детской инвалидизации детей тесно связана с системой здравоохранения.
Приоритетными направлениями профилактики детской инвалидности являются:
дальнейшее развитие антенатальной и перинатальной помощи, основанное на внедрение высокотехнологичных ее видов;
внедрение скринирующих программ в тех возрастных периодах, которые являются критическими для той или иной патологии;
дальнейшее развитие и внедрение профилактических и лечебных технологий, направленных на предотвращение хронизации патологических процессов и минимизацию тяжелых последствий болезни, обеспечение гарантированной медицинской помощи, в том числе медикаментозной на различных уровнях ее оказания;
целенаправленное формирование реабилитационной службы в каждом регионе, преодоление барьеров ведомственной принадлежности; использование материально-технической базы учреждений здравоохранения для развития служб реабилитации;
внедрение современных, сертифицированных в России комплексных технологий реабилитации, направленных на последствия болезней;
разработка интегральных реабилитационных подходов, учитывающих особенности не только основного инвалидизирующего заболевания, но и усугубляющего его проявлен6ия соматического недуга, т.к. наличие сопутствующих острых и хронических соматических расстройств в значительной степени влияет на результативность процесса реабилитации ребенка-инвалида.
Необходимо расширение профилактических направлений программ по детской инвалидности за счет расширения спектра массовых обследований детей на врожденную и наследственную патологию, оснащения Федеральных и региональных медико-генетических центров и консультаций современным оборудованием для пренатальной диагностики, повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, работы с семьями высокого риска по важности и значимости пренатальной диагностики и своевременному принятию решений по предупреждению рождение ребенка-инвалида.