АВ 2003г. Выпуск 37 Детская инвалидность в России
Минкультуры России в течение ряда лет придает большое значение детям-инвалидам. Развивается сотрудничество органов культуры с общественными объединениями инвалидов при организации и проведении различных мероприятий.
Органами культуры субъектов Российской Федерации разработаны региональные программы по работе с инвалидами (Свердловская, Псковская, Орловская, Ивановская обл., Республики - Алтай, Калмыкия, Тыва, Хакасия и др.).
Впервые в России создано 30 центров творческой реабилитации для детей-инвалидов на базе учреждений культуры. В этих центрах дети-инвалиды развивают творческие способности, получают профессиональные навыки, знакомятся с достижениями отечественной и зарубежной культуры. Тифлологический центр в Новосибирске, комплексный центр Бонум в Екатеринбурге, центры по обучению детей-инвалидов иностранным языкам в Иваново, на базе театров Пиано - Нижний Новгород, Бум - Кузнецк Пензенская область, на базе художественной галереи Поллукс - Зеленоград, на базе локального телевидения в Богородицке Тульской области и др. За истекший период в них оказана помощь более чем 20 тысячам детей-инвалидов.
В 2001-2002 годах в рамках ФЦП Дети-инвалиды созданы творческие лицеи в Республиках Алтай, Саха (Якутия), Красноярском крае, Новгородской области, Еврейской автономной области.
Участие Минкультуры России в ФЦП Дети-инвалиды позволило дополнительно создать свыше 100 новых рабочих мест, разработать ряд новых социальных технологий, позволяющих ускорить адаптацию слабо защищенных слоев населения к новым условиям средствами культуры и искусства.
Создан многопрофильный учебно-методический центр творческой реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с творческим лицеем в Зеленограде. Все эти центры оснащены вновь разработанными методиками, программами и оборудованием мирового класса, в его составе: комплекс доступа к мировым культурным ценностям; видеостудия; домашний театр; музыкальный комплекс; комплекс локального телевидения и др.
Значимость сферы культуры для реабилитации детей-инвалидов подтверждена многими уже практически осуществленными мероприятиями в этой области (фестивали, смотры, существование специальных учебных заведений, создание творческих центров и т.д.)
Вместе с тем, в настоящее время состояние данной сферы деятельности инвалидов характеризуется в значительной степени спарадичностью проводимых мероприятий, отсутствием системности, то есть отсутствием комплексной программы по реализации прав инвалидов на потребление культуры и искусства. При разработке мероприятий федеральной целевой программы Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы Минкультуры России впервые пыталось создать в стране систему социокультурной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, выработать, апробировать и внедрить социокультурные технологии в рамках общей системы реабилитации инвалидов, представив в Программу отдельный раздел Социокультурное обеспечение инвалидов , к сожалению, в Программу вошло только три пункта далеко не системообразующих, не основных как прелагалось.
Анализ сложившейся ситуации дает основание сделать вывод о недостаточном внимании к культурным аспектам государственной политики в отношении инвалидов.