Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 19 Вопросы совершенствования законодательства в сфере туризма (часть II)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТУРИЗМЕ"

     
I. Актуальность принятия законопроекта     

     Туризм на рубеже тысячелетий стал глубоким социально-экономическим и политическим явлением, значимо влияющим на мировое устройство и политику многих государств и регионов мира.
    По данным Всемирной туристской организации, на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире.
    Туристские потоки в мире достигли 657 миллионов прибытий.
    С 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг - 532 млрд. долларов США, или 7,9% от мировой торговли товарами и услугами.
    Туризм является выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью. В то же время это индустрия, которая использует неисчерпаемые ресурсы Земли.
    Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока.
    Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития туризма в России является формирование законодательства Российской Федерации, учитывающего самый современный мировой опыт правового регулирования данной сферы, а также традиции отечественного законодательства, регламентирующие сферу внутреннего и социального туризма.
    Детализация режима правового регулирования услуг в области туризма вызвана необходимостью учета современных тенденций развития правового регулирования данной сферы как в рамках национальных законодательных актов, так и в контексте его унификации на международном уровне.
    

II. Основные проблемы правового регулирования туризма

в Российской Федерации

     
     Принятие в 1996 году Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральной целевой программы "Развития туризма в Российской Федерации" создало правовую и организационную базу для начала нового этапа развития туризма в Российской Федерации.
    Вместе с тем изменившиеся социально-экономические условия, пятилетний опыт функционирования туристского рынка, а также результаты правоприменительной практики вызывают необходимость серьезных изменений в законодательстве.
    Так, несмотря на наличие специального федерального закона и около 40 законов субъектов Российской Федерации, законодательство о туризме как отдельная отрасль законодательства так и не сформировалось. Одной из главных причин этого является отсутствие четкого разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области туризма. В настоящий момент некоторые региональные законы и правовые акты противоречат федеральному законодательству или же, дублируя его, не вносят ничего нового в сферу правового регулирования.
    Недостатком действующего закона, по мнению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, является также противоречие его Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону "О защите прав потребителей". В частности, отношения в области оказания услуг по туристскому обслуживанию определяются в законе о туристской деятельности как разновидность розничной купли-продажи, а отдельные нормы, содержащиеся в десятой статье закона, ухудшают положения туриста как потребителя по сравнению с нормами Федерального закона "О защите прав потребителей". Следствие этого - отсутствие надлежащей правовой защиты туристов.
    Слабым местом закона является также и то, что предметом его регулирования является преимущественно туроператорская и турагентская деятельность. Он не распространяется на производителей услуг в сфере туризма (гостиницы, санаторно-курортные организации, перевозчиков, экскурсионные бюро и др.), а также не определяет специфику отношений между всеми участниками туристской деятельности.
    В связи с этим представляется необходимым принятие принципиально нового Федерального закона "О туризме", который, развивая идеологию действующего закона, внес бы изменения и дополнения в сферу правового регулирования туризма с целью устранения вышеуказанных недостатков.
    

III. Основные положения проекта Федерального закона "О туризме"

     
     Проект разрабатывался на основе законодательства Российской Федерации с учетом концептуальных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2001 года, а также замечаний и предложений министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, туристской общественности по совершенствованию законодательства в области туризма, поступивших в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму.
    В законопроекте учтены большинство предложений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей туристских услуг. При написании законопроекта были использованы материалы судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, в частности, касающиеся определения правовой природы договора между туристом и туристской фирмой.
    Проект закона "О туризме" соответствует международному опыту правового регулирования туризма, в том числе международным соглашениям (конвенциям) в области туризма, а также стандартам и правилам Всемирной торговой организации и Европейского Союза.
    Целями законопроекта являются:
    создание механизма защиты прав и законных интересов российских туристов, обеспечение безопасности их жизни, здоровья и имущества при совершении туристских поездок;
    создание правовых условий для развития внутреннего и въездного туризма, а также осуществления их государственной поддержки;
    обеспечение стабильности, предсказуемости и гибкости правового регулирования отношений в области туризма;
    гармонизация норм российского права и правил Европейского Союза, регулирующих отношения в сфере туризма.
    Основные положения проекта:
    1. Законопроект исходит из того, что туристская индустрия представляет собой не отдельную отрасль народного хозяйства, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к его государственному регулированию, с учетом взаимодействия многих отраслей экономики Российской Федерации.
    2. В проекте существенно обновлен и дополнен понятийный аппарат в сфере туризма (туризм, турист, туроператор, турагент, экскурсант, постоялец, гостиница, экскурсионное бюро, туристское, экскурсионное, гостиничное обслуживание и др.).
    Большей определенности правового статуса туроператоров и турагентов способствуют их определения, предлагаемые в законопроекте. Реализация данного положения особенно актуальна в условиях раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности.
    Отражением современных мировых тенденций в области правового регулирования туризма является определение туристского обслуживания как комплексной услуги, состоящей как минимум из двух элементов: перевозки и размещения, размещения и туристских услуг или перевозки и туристских услуг.
    3. Гарантией защиты прав и законных интересов туристов служат нормы об обязательном страховании (финансовом обеспечении) ответственности за убытки, причиненные туристам в результате неплатежеспособности или несостоятельности (банкротства) туроператоров.
    Размер финансового обеспечения дифференцирован в зависимости от вида туроператорской деятельности (в сфере внутреннего, въездного, выездного туризма), а также вида и типа перевозки, входящей в туристское обслуживание.
    4. Одной из новелл является введение норм о государственном регулировании деятельности экскурсоводов (гидов, гидов-переводчиков), инструкторов по туризму. Их цель - установление единого порядка осуществления деятельности данных субъектов на всей территории Российской Федерации, а также обеспечения контроля за их деятельностью со стороны государственных органов.
    5. В проект включена глава II, определяющая общие принципы разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    6. В отличие от действующего законодательства в проекте подробно регулируются вопросы, касающиеся правового регулирования туристского, гостиничного и экскурсионного обслуживания.
    При разработке данных положений были использованы нормы Европейской Директивы 90/314/ЕЕС "О комплексных турах, путешествиях и организованном отдыхе" 1990 г., Конвенции Совета Европы 1962 г. "Об ответственности владельцев гостиниц за имущество постояльцев", а также соответствующие положения законодательства ФРГ, Австрийской Республики, Великобритании, Ирландии, Швеции и других государств.
    7. Введение в законопроект норм о туристских ресурсах Российской Федерации, федеральных, региональных и местных туристских центрах, направлено на создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.
    Проект устанавливает, обобщает, а также конкретизирует способы и направления государственной поддержки внутреннего и въездного туризма, многие из которых уже реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях и содержатся в нормативных правовых актах различной отраслевой направленности.
    Законопроект состоит из девяти глав и пятидесяти семи статей.
    Принятие законопроекта прекращает действие Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.
    


Вносится депутатами Государственной Думы
Алексеевым А.А., Бенедиктовым Н.А.,
Гамзатовой Х.М., Говорухиным С.С., Губенко Н.Н.,
Драпеко Е.Г., Кобзоном И.Д., Никифоренко Ю.В.,
Омаровым Г.З., Пешковым В.П., Родионовым Ю.Н.,
Сафроновым В.А., Семеновым В.О., Сорокиным Н.Е.


     
Проект