АВ 2002г. Выпуск 2 Охрана окружающей среды и проблемы устойчивого развития. Реализация решений Всемирного Саммита по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро: первое десятилетие (часть II)
Государственный экологический контроль в России: управление качеством
окружающей среды, законодательная и нормативная база.
окружающей среды, законодательная и нормативная база.
В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей природной среды сказывается на снижении жизненного уровня населения, ограничивает возможности экономического и социального развития крупных промышленных регионов и городов.
Обострение экологической обстановки - это результат накопленных за многие десятилетия структурных деформаций народного хозяйства, приведших к доминированию природоемких отраслей промышленности, ресурсоемких и энергоемких устаревших технологий, к сырьевой ориентации экспорта. Начало радикальной экономической реформы обострило вопрос о роли экологического фактора в развитии общества. На первом этапе переходного периода возникла серьезная опасность ухудшения экологической ситуации из-за:
финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий;
недостаточных бюджетных ассигнований отраслям, ответственным за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, рыбное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы) и др.;
несовершенного законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности, безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и их фактическому расхищению.
Возможность стабилизации и улучшения экологической ситуации тесно взаимоувязана с условиями социально-экономического развития Российской Федерации, задачами формирования новых ценностных и нравственных установок, изменения структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека, что потребует комплекса радикальных политических, законодательных, социально-экономических, технологических и иных мер. В области природопользования и охраны окружающей природной среды возникла необходимость разработки новой государственной политики, соответствующей принятым рекомендациям Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. На это нацелен Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", которым одобрены "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматривающей два направления действий:
решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов;
реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и прев будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития.
За период с 1992 г. природоохранными органами Российской Федерации проведена определенная работа в области:
законодательного обеспечения - разработано, принято и введено в действие более 30 федеральных законов; более 10 законопроектов находится в стадии доработки в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе, Совете Федерации;
организационного и нормативно-правового обеспечения - принято свыше 40 правительственных постановлений и распоряжений;
развития системы особо охраняемых природных территорий - создано 19 государственных природных заповедников, 10 национальных парков, расширены территории 8 действующих заповедников; принята и реализуется федеральная целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков;
программно-целевого обеспечения по решению федеральных проблем - принято более 15 федеральных целевых программ и более 20 программ по решению региональных экологических проблем.
Одним из направлений реализации экологической политики Российской Федерации является международное природоохранное сотрудничество, которое развивается по линии взаимодействия с международными организациями в рамках конвенций и соглашений и двусторонних договоров с 28 странами.
Основными документами, в реализации которых участвует Российская Федерация, являются:
решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г.Рио-де-Жанейро, 1992 г.),
Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век (принята Генеральной Ассамблеей ООН. 1997 г.).
решения и Министерская Декларация Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г. Люцерн, 1993 г.).
Министерская декларация и материалы Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г София, 1995 г.),
Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы,
Межправительственное соглашение стран - членов СНГ от 8 августа 1992 г. "О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды".
Данные документы отражают насущные проблемы современности в области охраны окружающей среды и имеют целью подготовить мировое сообщество к решению задач следующего столетия по достижению долгосрочных целей устойчивого развития. Для решения этих проблем в России принято более 45 различных постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области международного природоохранного сотрудничества.
За этот период приняты также Федеральные законы:
"О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера";
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю";
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";
"Водный кодекс Российской Федерации";
"О животном мире";
"Об экологической экспертизе";
"Об охране озера Байкал";
"Об охране атмосферного воздуха":
"Лесной Кодекс Российской Федерации";
"Земельный кодекс Российской Федерации"
"О геодезии и картографии";
"О континентальном шельфе Российской Федерации";
"О радиационной безопасности населения";
"Об использовании атомной энергии";
"Об уничтожении химического оружия";
"О природных лечебных ресурсах. лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
"Об особо охраняемых природных территориях":
"Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации";
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
"О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы";
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Глава 26: Налог на добычу полезных ископаемых);
"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
"О мелиорации земель"
"Об охране окружающей среды" и др.
Законодательством Российской Федерации были определены основные требования, ограничения и запреты, виды правонарушений, влекущие за собой применение мер ответственности. В связи с этим предполагается внести дополнения в Уголовный, Гражданский, Административные кодексы. В целом речь идет об экологизации всех отраслей права России, гармонизации природоохранительного законодательства субъектов Российской Федерации и стран - участниц СНГ.
Кроме того, разработаны и находятся на рассмотрении в Государственной Думе следующие законопроекты: "О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии"; "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб"; "Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта"; "Об экологической культуре"; "О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории"; "О защите растений"; "Об охране почв"; " Об участках недр и месторождениях полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях о разделе продукции"; "О добыче и сохранении отечественного углеводородного сырья"; "О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов"; "Об охоте"; "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива"; "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"; О питьевой воде и питьевом водоснабжении ; "О растительном мире"; "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах"; "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": "Об экологической безопасности": "Об обращении с радиоактивными отходами"; "О порядке лицензирования пользования недрами"; "О территориях традиционного природопользования малочисленных народов"; "Об охоте и охотничьем хозяйстве"; "О государственной регулировании образования в области экологии": "О финансировании особо радиационно-опасных производств и объектов" и др.
В мае 2001 года состоялись парламентские слушания "Законодательное обеспечение реализации Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола" проведенные Комитетом по экологии Государственной Думы.
"Принимая во внимание сохраняющуюся тенденцию к увеличению масштабов выбросов парниковых газов и усилению антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, сознавая необходимость координации международных усилий по предотвращению изменения климата, участники парламентских слушаний отмечали, что международно-правовой основой решения проблемы, связанной с глобальным изменением климата, является Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Выполняя первую поставленную Конвенцией цель по возвращению к 2000 году уровня выбросов парниковых газов к уровню базового 1990 года, Российская Федерация сократила свои выбросы в большем объеме, чем какая-либо другая страна. Этот результат имеет глобальное значение, заслуживает международного признания и требует соответствующих компенсационных механизмов.
Новым этапом международно-правового механизма реализации положений Конвенции является Киотский протокол.
Участники слушаний отмечали, что Государственная Дума не поддерживает заявление Правительства США о намерении не ратифицировать Киотский протокол.
Участники слушаний рекомендовали:
Президенту Российской Федерации издать Указ "О подготовке к реализации в Российской Федерации механизма международного сотрудничества в соответствии с Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата";
Правительству Российской Федерации утвердить Федеральную целевую программу "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий на 2002 -2006 годы", выработать позицию по срокам и порядку ратификации Киотского протокола и внести соответствующие предложения в Государственную Думу до конца 2001 года;
Государственной Думе разработать план законопроектной работы по законодательному обеспечению участия Российской Федерации в Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотском протоколе, начать его реализацию с разработки проекта федерального закона "Об экономических основах реализации в Российской Федерации механизма международного сотрудничества в соответствии с Рамочной Конвенцией ООН об изменении климата" и пакета проектов законов, необходимых для его реализации, подготовить и рассмотреть проект заявления Государственной Думы об участии Российской Федерации в Киотском протоколе".