АВ 2002г. Выпуск 2 Охрана окружающей среды и проблемы устойчивого развития. Реализация решений Всемирного Саммита по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро: первое десятилетие (часть II)
Россия и стратегия устойчивого развития:
некоторые результаты и рекомендации по ускорению прогресса
некоторые результаты и рекомендации по ускорению прогресса
В настоящий момент в России не существует ни национального комитета, ни другой государственной структуры, занимающейся вопросами устойчивого развития, Повестки на 21 век.
Процесс выработки национальной стратегии начался после конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года. В августе 1992 постановлением Правительства РФ была сформирована межведомственная комиссия для проработки решений, принятых в Рио-де-Жанейро, конкретно для России.
В феврале 1994 года Президент Ельцин своим указом ( 236 "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития") поручил правительству разработать План действий правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы. Это стало началом обсуждения вопроса о переходе России к устойчивому развитию. В 1994 году Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды РФ) провело конкурс на лучший проект концепции перехода к устойчивому развитию России. Общественные организации, например, Центр "Эко-Согласие" (г. Москва), также имели возможность принять в нем участие.
Концепция перехода России к устойчивому развитию была подготовлена в соответствии с вышеупомянутым Указом Президента Российской Федерации уже под общей координацией Министерства экономики РФ. Она активно обсуждалась на национальном съезде по охране природы в июне 1995 г, затем была доработана, одобрена федеральным правительством и после этого принята Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. 440. Предусматривалось, что основные положения концепции должны учитываться при разработке нового законодательства и принятии экономических и социальных решений.
Проработка вопросов устойчивого развития была включена и в правительственную среднесрочную программу развития России на 1997 - 2000 гг. К 1997 г. в соответствии с постановлением правительства (от 8 мая 1996 г. 559) была подготовлена "Стратегия устойчивого развития России".
За 10 лет, прошедших после Рио, все глобальные характеристики окружающей среды продолжали ухудшаться: возросла концентрация парниковых газов в атмосфере, продолжалось истощение озонового слоя, увеличились площади опустыненных земель и уменьшились - лесопокрытых, сокращалось биоразнообразие. Мировое сообщество оказалось неспособным добиться перелома в тенденциях антропогенной деградации биосферы.
В Российской Федерации
Около 2/3 территории Российской Федерации - более 10 млн кв. км занимают естественные экосистемы, сохранившие на первозданном уровне биопродуктивность и биоразнообразие. Эти экосистемы представляют собой основу естественного механизма стабилизации окружающей среды в северном полушарии и на планете в целом, их сохранение - не только обязанность России, но и долг всей мировой цивилизации.
В год проведения КОСР в Рио (1992) в Российской Федерации (как и других постсоветских странах после развала СССР) резко обострился экономический кризис, вызвавший более чем двукратное падение производства. Это было основной причиной сокращения негативного воздействия хозяйства на окружающую среду, снижения выбросов загрязнений в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод и образования твердых отходов. В ряде районов экологическая ситуация улучшилась. Однако в наиболее неблагополучных районах даже несмотря на уменьшение загрязнений они остаются чрезмерными, их поток по-прежнему превышает ассимиляционные возможности локальных экосистем, так что уровень загрязнения соответствующих территорий продолжает возрастать.
Российская Федерация - одна из немногих стран, у которых выбросы парниковых газов ниже уровня 1990 г.; это соответствует условиям Киотского протокола, согласно которому Россия не должна превышать этот уровень в период 2008-12 гг.
Российская Федерация, хотя и с опозданием, но выполнила свои обязательства, взятые в соответствии с Монреальским протоколом по озоноразрушающим веществам, прекратив в 2000 г. их производство и потребление в сферах, предусмотренных протоколом.
Несмотря на улучшение абсолютных показателей негативного воздействия на окружающую среду, относительные показатели (т.е. объемы выбросов и сбросов, образование твердых отходов, затраты энергии и природных ресурсов на единицу производимой продукции) возросли, даже по сравнению с их значениями 1991 г., на тот момент существенно худшими, чем в развитых странах. Это объясняется проявлениями и последствиями экономического кризиса: старением оборудования, уменьшением затрат предприятий на природоохранную деятельность, неблагоприятными структурными сдвигами в экономике, а также значительным объемом загрязнений, мало зависящих от уровня производства (прежде всего, в коммунально-бытовом секторе).
В мире:
Несмотря на очевидное распространение экологических идей, уровень их понимания большинством населения явно остается слишком низким, совершенно недостаточны и результаты в области экологического воспитания, деятельностной ориентации молодых людей. Даже в развитых странах почти всегда, если возникает проблема выбора между улучшением экономических и экологических показателей благосостояния (качества жизни), население выбирает первые. Представление, будто за деньги можно купить все, в том числе здоровую окружающую среду и экологическую безопасность, продолжает доминировать в общественном сознании. В бедных странах упомянутая проблема выбора практически даже не возникает.
В Российской Федерации:
За 10 лет проблематика охраны окружающей среды стала более широко обсуждаемой, существенно возросла информированность населения о состоянии окружающей среды и об опасном воздействии на здоровье человека всех видов ее загрязнения.
Наряду с положительными следствиями это вызвало и определенный эффект привыкания , экологическая информация стала казаться привычной, а подчас и просто ненужным шумом . Давала себя знать и антиэкологическая пропаганда, в которой были заинтересованы компании, распродающие природные ресурсы, пользующиеся грязными технологиями и выпускающие продукцию, не отвечающую экологическим стандартам качества. Стал активно распространяться предрассудок, согласно которому охрана природы - удовольствие для богатых стран .
Невысокая экономическая грамотность, непонимание современных экологических требований к продукции и технологиям, выгод энерго- и ресурсосбережения, с одной стороны, и неэффективности неэкологичного производства - с другой, стереотипы природорасточительства в богатой ресурсами стране в условиях снижающегося уровня жизни создали благоприятный фон антиэкологической пропаганде.
В результате идеи устойчивого развития не получили широкого признания у населения, политиков, журналистов и даже ученых. Природоохранная проблематика очень слабо связывается в общественном сознании с позитивными сдвигами в производстве, с улучшением социальной жизни. Определенную роль играет при этом и настойчиво насаждаемая некоторыми кругами мысль, что устойчивое развитие - буржуазное изобретение, чуждое российскому менталитету, вопреки тому, что основные идеи устойчивого развития зародились и сформировались именно в российской науке.
На национальном уровне целесообразно:
Доработать Стратегию устойчивого развития РФ с учетом изменения социально-экономической ситуации в стране, привлекая к этой деятельности научные центры, участвующие в разработке государственной экономической и социальной политики; провести обсуждение проекта Стратегии с участием широких слоев общественности.
Для уточнения и наполнения конкретным содержанием понятия устойчивая система в переходный период организовать ряд круглых столов и дискуссий по направлениям реформ: промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство и жилищная реформа, армия и т.д.
Реализовать на локальном уровне ряд научно-практических демонстрационных проектов (не требующих значительного финансирования), которые преследовали бы конкретные цели (экономия расходов энергии и воды в доме, экологичные упаковочные материалы и т.д.) и легко оценивались по конечному результату (пример - меры по энергосбережению в Свердловской области).
Способствовать распространению идей и практической разработке локальных повесток дня на 21 век (аналогичная работа успешно проведена в Татарстане по принятию локальной Декларации Земли ).
Создать Национальный совет по устойчивому развитию.
Международное сотрудничество: признать целесообразным
Расширение международными организациями учебных и информационных программ по пропаганде идей устойчивого развития и внедрения их в жизнь, обращая особое внимание на конкретность, адресность и практическую эффективность действий.
Для привлечения внимания лиц, принимающих решения, и общественности к проблематике устойчивого развития реализовать проект по определению показателей устойчивого развития и их динамики в одном из федеральных округов.
Специально формулировать требования к устойчивости в заданиях на разработку проектов технического содействия (ТАСИС, Всемирный Банк, другие доноры и программы помощи).
На национальном уровне необходимо:
Представить устойчивое развитие в учебных планах высших учебных заведений в качестве одного из основных курсов.
Ввести новую специальность Устойчивое развитие и организовать подготовку (переподготовку) преподавателей по ней.
Завершить разработку и принять Национальную стратегию РФ в области экологического образования.
Обратить специальное внимание на разработку и внедрение методик работы с детьми младшего возраста, специальной подготовке педагогов в этой области, систематической работе с родителями, развитию системы семейного образования.
Разработать и принять единые минимальные стандарты к учебным курсам и программам, оставив возможность адаптации материалов к местным условиям.
Международное сотрудничество: признать целесообразным
Проведение политики поддержки образовательных программ в области устойчивого развития на основе предоставления грантов.
Организацию совместного с Россией Международного образовательного центра в области устойчивого развития;
Разработку и принятие Европейской программы развития образования в области устойчивого развития.
На национальном уровне
По решению Люцернской конференции министров охраны окружающей среды стран Европы (1993 г.) в ряде государств, в том числе в РФ, ведется регулярная подготовка краткосрочных планов действий по охране окружающей среды. Для повышения эффективности этой работы, как показывает опыт, необходимо одновременно с национальными разрабатывать и реализовывать региональные и регионально-отраслевые планы, так как именно на уровне субъектов Федерации можно рассматривать деятельность конкретных предприятий; кроме того, наличие отраслевого плана может повысить инвестиционную привлекательность той или иной территории.
Требуется усиление межведомственной координации подготовке и реализации мер по выполнению обязательств, принятых РФ в соответствии с международными соглашениями; один из способов - создание межведомственных рабочих групп по отдельным проблемам с обязательным участием представителей науки и экологической общественности.
Необходимо улучшение финансирования научных исследований по тематике международных соглашений.
Следует активизировать деятельность по присоединению к ряду конвенций и соглашений (Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, Орхусские протоколы, Конвенция по опустыниванию, Гетеборгский протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Бернская и Боннская конвенции и пр.).
В целях дальнейшего повышения эффективности международного сотрудничества по природоохранным конвенциям и соглашениям необходимо проведение следующих мероприятий:
проведение комплексных оценок экономических, экологических и административных последствий, связанных с выполнением обязательств по отдельным природоохранным конвенциям и соглашениям;
проведение работ по включению в долгосрочные государственные планы мероприятий, направленных на выполнение международных обязательств;
разработка механизма, обеспечивающего усиление надзора за выполнением обязательств, принятых в рамках природоохранных соглашений.
Международное сотрудничество
Предлагается для предотвращения деградации биосферы разработать, обсудить и принять международную конвенцию по естественным экосистемам, в которой, в частности, будет заложен принцип компенсации потерь, вызываемых осуществлением любых проектов строительства промышленных и иных и освоения ресурсов. При этом возможно проведение компенсационных природоохранных мероприятий в другом районе и даже в другой стране, т.е. открывается возможность торговли компенсационными мерами, что будет выгодно всем странам - развитым, развивающимся и переходным .
На национальном уровне
1. Необходимо строго руководствоваться Национальной стратегией сохранения биоразнообразия, принятой Национальным форумом по охране живой природы, и соответствующим Планом действий.
2. В виду крайней ограниченности средств в ближайшей перспективе целесообразно главное внимание уделить охране наиболее ценных в экономическом отношении возобновимых природных ресурсов, в том числе черноземных почв, хвойных лесов и используемых видов растений и животных, а также редких видов и видов, находящихся под угрозой исчезновения.
3. Для учета местных особенностей при проектировании, экологической экспертизе и осуществлении проектов хозяйственной и иной деятельности в России - крайне разнообразной по эколого-географическим условиям стране - необходимо провести специализированное районирование территории.
4. Одной из основных целей в планах действий по переходу к устойчивому развитию следует считать внедрение приемов органического земледелия как средства, наиболее полно отвечающего национальным традициям и насущным потребностям граждан России. В интересах стимулирования этого процесса целесообразно:
разработать и принять федеральную программу развития органического земледелия, предусматривающую внедрение систем агролесомелиорации с учетом новейших достижений сельскохозяйственной науки;
разработать и принять федеральную программу развития производства экологически безопасной сельскохозяйственной техники;
предоставить налоговые и прочие льготы всем хозяйствам, практикующим органическое земледелие;
создать специализированную кредитную систему;
наладить распространение соответствующей информации среди потенциальных производителей и потребителей;
ввести государственные стандарты и маркировку для продукции органического земледелия в интересах стимулирования спроса на его продукцию.
5. Россия - крупнейшая лесная держава мира - обязана иметь долгосрочную национальную лесную политику, проводимую правительством, понятную и выгодную обществу. Главной целью при этом должно являться обеспечение устойчивого лесного хозяйства для достижения баланса экологических, социальных и экономических выгод. В рамках реализации этой политики следует разработать и внедрить адаптированные к региональным особенностям способы ведения лесного хозяйства.
6. Важно создать систему экономических механизмов управления лесами (в том числе, на наднациональном уровне), делающих выгодным улучшение экологических характеристик лесных экосистем и сохранение уникальных лесных массивов.
7. Методы ведения лесного хозяйства должны соответствовать естественной динамике лесных сообществ. При составлении планов развития лесного хозяйства необходимо исходить из экологически оптимального соотношения на данной территории лесов разного возраста и состава, режима охрана и эксплуатации.
8. Лесное законодательство страны следует привести в соответствие с природоохранительным законодательством, исходя из требования учета конкретных условий устойчивого ведения хозяйства во всех лесах. Для этого лесное законодательство следует дополнить подзаконными актами прямого действия.
9. Необходимо разработать и утвердить ведомственные нормативы по сохранению биоразнообразия при ведении лесного хозяйства, согласованные с соотвествующими природоохранными нормативами.
10. Вся информация о планах рубок, о производителях и потребителях должна быть открыта и доступна для природоохранных организаций и общественности (в настоящее время экологически разрушительная деятельность экспортных лесозаготовителей прикрывается так называемыми "коммерческими секретами").
11. Правительство РФ должно взять на себя контроль за поддержанием и развитием системы особо охраняемых природных территорий, поскольку ныне действующий порядок их охраны, возлагаемой на землепользователей, оказался неэффективным.
12. Необходимо разработать нормативную и организационную базу эффективного государственного и общественного контроля за состоянием особо охраняемых природных территорий и редких видов.
и их неэффективного использования
Разработать современную нормативную базу, включающую технические, экологические, правовые, экономические и управленческие аспекты.
Инициировать разработку региональных и локальных программ энергосбережения с учетом необходимости структурной перестройки энергетического хозяйства и внедрения в широких масштабах малой энергетики; для этого, в частности, усовершенствовать структуру управления энергоресурсами на уровне областей и административных центров.
Пропагандировать преимущества использования нетрадиционных источников энергии, а также прогрессивных энерготехнологий среди потребителей и производителей.
Ввести тарифы на электроэнергию, отражающие реальные затраты на ее производство; это может значительно стимулировать экономию энергоресурсов. Осуществить комплекс мер по экономии тепловой энергии.
Содействовать скорейшему вступлению в силу Киотского протокола. На национальном уровне для успешного выполнения условий Киотского протокола необходимо разработать план действий по реализации механизмов соглашения, возобновив деятельность Межведомственной комиссии по проблемам климата и укрепив ее состав.
Поддерживать региональные инициативы по проведению инвентаризации выбросов парниковых газов, реализации проектов совместного осуществления. Экспериментирование в этой области позволит выработать наиболее приемлемые для России пути реализации механизмов Киотского протокола.
Сформировать независимую структуру, которая обеспечит регистрацию сделок по торговле квотами на выбросы парниковых газов и прозрачность финансовых потоков. Создать Секретариат по проектам совместного осуществления и учредить фонд по проектам совместного осуществления для привлечения инвестиций в проекты по энергоэффективности и энергосбережению, обеспечить прозрачность их работы для общественности.
Выработать единую позицию страны на переговорах по вопросам реализации механизмов Киотского протокола, которая должна базироваться на гарантированной свободной торговле квотами на выбросы парниковых газов при минимизации возможных негативных последствий, с учетом региональных особенностей и требований российского природоохранного законодательства.
Международное сотрудничество
Поскольку вклад России и ряда других стран в сохранение экологического баланса планеты при нынешних экономических условиях оказывается существенно недооцененным, желательно подготовить и заключить под эгидой ООН, помимо Киотского протокола, международное соглашение О содействии обмену и внедрению технологий для использования возобновимых источников энергии . Имеются в виду солнечные нагревательные устройства, ветровые двигатели, бесплотинные гидроэлектростанции, установки по выработке биогаза, производство жидкого топлива из растительного сырья и отходов.
Программа ТАСИС должна повысить эффективность содействия научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по тематике возобновимых источников энергии и энергосбережения, проводимым в России, а также в поддержке информационно-пропагандистских кампаний по данной тематике.
Всемирная торговая организация, Европейская Комиссия и другие институты могут стимулировать укрепление международного рынка новых технологий по энергосбережению и развитию возобновимых источников энергии. Для этой цели могут быть разработаны новые стандарты, введена специальная маркировка и т.д.
На национальном уровне необходимы:
Укрепление законодательных и организационных механизмов исполнения соответствующих статей государственного бюджета, а также изменение действующего порядка распределения бюджетных средств.
Вместо нереалистичных долгосрочных программ - разработка, принятие и осуществление комплекса краткосрочных планов действий в основных отраслях природопользования, ориентированных на практическое воплощение положений Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, осуществимых силами малых и средних предприятий. Главное внимание должно быть направлено на обеспечение условий внедрения и распространения нововведений, прежде всего устранению бюрократических барьеров.
Развитие практики стратегической оценки воздействия на окружающую среду экологически значимых решений (программ, проектов, планов, иных политических документов).
Улучшение предпринимательского климата, что предусматривает, как минимум, следующие направления деятельности Правительства РФ: защита прав собственности и совершенствование корпоративного управления; реформа государственной службы; выравнивание условий конкуренции и достижение прозрачности принимаемых решений; борьба с бюрократизацией и коррупцией; улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учета и статистики.
Законодательное обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, прежде всего защиты прав акционеров и кредиторов.
Консолидация усилий Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ вокруг выработки основополагающих документов по земельному вопросу, которые бы обеспечили гарантии инвесторам и расширили сферу кредитного обращения, обеспечив, вместе с тем, необходимый запас земельных ресурсов для сохранения биоразнообразия.
На международном уровне
Для привлечения инвестиций необходима поддержка правительств развитых стран и международных финансовых институтов. В число первоочередных вопросов входят: пересмотр дискриминационных торговых регламентаций, поддержка вступления России в ВТО, оказание помощи в вопросе о реструктуризации внешних долгов, в том числе по схеме долги за природу .
На национальном уровне необходимо:
Правительству РФ рассмотреть возможность внедрения основных положений стратегии Всемирной организации здравоохранения Здоровье для всех , в основе которой лежит комплексный подход к сохранению здоровья населения.
Приоритетными задачами политики в области народонаселения считать снижение смертности мужчин в работоспособном возрасте, охрану здоровья новорожденных, поддержку хронических больных. Требуется изыскать серьезные капитальные вложения в медицину, а также в глубокие институциональные преобразования всей системы здравоохранения.
Изменить психологию отношения к труду, пропагандировать и внедрять профессиональное отношение к нему, способствовать преодолению унаследованных с советских времен стереотипов социальной пассивности, безответственности, халтуры и лени.
Проводить более последовательную и содержательную политику по снижению потребления алкоголя и табака. Опыт других стран показывает, что сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту.
Разработать грамотно выстроенную миграционную политику - ее роль возрастает в связи с фактором старения населения.
Развивать жилищное строительство и социальную политику в области жилья. Особую роль могут сыграть программы строительства поселений нового типа в малых городах и в сельской местности.
Достичь устойчивости системы жизнеобеспечения общества в целом через гарантированное снабжение населения продовольствием на уровне физиологических норм. Это подразумевает не только физическую, но и экономическую доступность жизненно важных продуктов питания для всех граждан, независимо от пола, возраста, социальной принадлежности и т.п.
Способствовать развитию экономических и социальных условий, которые позволяют людям всех возрастов оставаться полностью интегрированными в общество и свободно определять свое место в социальной жизни. Концепция активной старости , сформулированная во время Саммита на Окинаве в 2000 г., остается руководящим принципом в этом направлении.
и расширение роли общественности
Государство должно гарантировать:
право общественных организаций на доступ к информации;
защиту общественности от произвола любых органов власти;
учет мнения общественности при выработке решений;
предоставление общественности своевременных ответов на запросы;
определенную финансовую поддержку государства;
активную помощь государственных органов в привлечении внешних, в том числе и зарубежных источников финансирования деятельности общественных организаций.
Для этого необходимо:
Улучшить законодательство в области участия общественности в принятии экологически значимых решений в Российской Федерации.
Развивать практику активного информирования общественности о состоянии окружающей среды и готовящихся решениях, в том числе через электронные средства связи и Интернет и средства массовой информации.
Развивать общественные сервисные институты (такие, как институт общественной экологической экспертизы и ОВОС), а также создать институт Уполномоченного по вопросам окружающей среды.
Усилить роль общественного экологического контроля, его признания государственными органами.
Поддержать идею создания сети информационно-аналитических центров в регионах страны, которые занимались бы сбором, обработкой и распространением экологической информации.
Шире использовать потенциал взаимодействия с НПО. Государственные органы должны наладить постоянно действующую систему взаимодействия и консультирования с общественностью.
Оказывать помощь НПО в обеспечении ресурсами, повышении образовательного уровня, обмене информацией об их деятельности; защитить общественные организации от произвола чиновников и коррупции.
Обеспечить поддержку деятельности неправительственных организаций по защите экологических прав граждан и проектов по вовлечению общественности через экологические фонды.
Развивать систему экологического образования.
Среди неотложных задач по повышению устойчивости политического процесса на ближайшую перспективу - реформирование политических партий в соответствии с Законом О политических партиях в направлении их трансформации в европейские политические партии, отражающие не узкокорпоративные заказы, но интересы больших групп населения. Это соответствует по духу и букве Повестки дня на 21 век. Укрепление судебной власти является основным направлением преобразования России в правовое государство. Несмотря на очевидные расходы, которых потребует перестройка судебной системы, это направление должно являться безусловным приоритетом. Законодательной платформой реформ должны стать Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы, законы О статусе судей , О судебной реформе , Об адвокатуре и О третейском суде . Необходима реформа местных органов самоуправления с акцентом на укрепление территориальных общностей;
Повышение роли женщин
В целях улучшения положения женщин, повышения их статуса в обществе и достижения гендерного равенства во всех областях жизни необходима прежде всего политическая воля руководства страны и общественное волеизъявление по данной проблеме. Достигнув понимания, что отношение к женщине является мерилом нравственного прогресса общества, необходимо настойчиво добиваться выполнения законов по гендерному равенству. Под особый государственный контроль должно быть поставлено соблюдение экономических и социальных гарантий, предоставляемых женщинам.
На национальном уровне необходимо:
Увеличивать тиражи изданий по гендерной проблематике.
Расширять работу по проведению политики гендерного равенства и распространению гендерных знаний на уровне субъектов Федерации.
Уделять больше внимания развитию гендерной статистики: более полному и оперативному сбору и обработке данных, доступному для граждан и информативному способу их публикации
Расширять информирование женщин об их гражданских и политических правах через средства массовой информации.
Формировать общественное мнение о необходимости повышения роли женщин в обществе.
Воспитывать морально-этические нормы уважения к женщине и способствовать формированию чувства собственного достоинства у женщин.
Выработать механизмы защиты от насилия девочек и женщин в семье.
На международном уровне
Наряду с защитой этнических меньшинств и обеспечением права свободы слова в своей деятельности международные организации должны оценивать прогресс и осуждать факты насилия и попрания прав женщин в отдельных странах.
Правительства развитых стран должны уделять больше внимания положению женщин в различных регионах мира, проводя свою внешнюю политику.
Специальные разделы о возможном изменении положения женщин должны содержаться при разработке любого масштабного проекта, проводимого международными финансовыми институтами и крупными инвесторами.
Целесообразно предложить Организации Объединенных Наций провести в обозримом будущем крупную конференцию, посвященную вопросу о роли женщин в современном обществе в связи с проблемами устойчивого развития.
Коренные народности
Для повышения роли коренных народностей в достижении устойчивого развития необходим комплекс мероприятий и программ, включающий:
Развитие духовной культуры и сохранение традиций как основы самоопределения и этнического самосознания.
Вовлечение и активное участие коренных малочисленных народов в краткосрочном и стратегическом планировании на государственном и местном уровнях, управлении землепользованием на основе интеграции научных и традиционных знаний.
Поддержка общин как субъектов устойчивого развития и достижение более высокого качества жизни (благосостояния, здоровья, образования). Ограничения на развитие предпринимательства, содержащиеся в законодательстве, тормозят развитие общин, не позволяют традиционному хозяйству развиваться в качестве одного из главных способов жизнеобеспечения коренных народов.
Преимущественная ориентация на самообеспеченность путем развития традиционных отраслей хозяйства и промысла как в форме традиционного способа жизнеобеспечения, так и в виде товарного хозяйства, осуществляющего сбыт излишков продукции.
Сохранение и восстановление благоприятной природной среды обитания и биоразнообразия на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
Адаптация и включение новых типов деятельности в традиционный образ жизни
На национальном уровне
Гарантии закона, соблюдение прав собственности, предсказуемость экономической политики, благоприятный для предпринимательства политический и морально-психологический климат в обществе - очевидные и необходимые условия перехода к устойчивому развитию. Без постепенной реализации этих основных принципов общественного устройства все программы по структурной перестройке экономики останутся волюнтаристскими краткосрочными акциями.
Повышение мотивации предпринимательского сектора на переход к устойчивому развитию - следующее по значению фундаментальное направление действий. Имеются в виду как меры экономического характера в области налогообложения, финансирования, установления специальных платежей, так и административное регулирование (сертификация, лицензирование и т.д.).
Завершение работ и законодательное оформление порядка ответственности за нанесенный экологический ущерб (особенно прошлый) - основа внедрения экологического страхования.
Повышение ответственности и заинтересованности инвесторов за проведение экологической экспертизы и привлечение общественности и местного населения к реализации проектов.
Поддержка экологического предпринимательства, экологических программ малого и среднего бизнеса.
Создание независимых, финансово обеспеченных консалтинговых и аудиторских центров.
Активное подключение предпринимателей местными органами управления к выполнению локальных повесток дня на 21-й век.
На международном уровне
Помощь российским предприятиям в переходе к экологически прозрачной отчетности, внедрению мировых и европейских экологических стандартов и системы сертификации.
Совершенствование практики учета экологического фактора в системе международной торговли.
Содействие постепенному внедрению в национальные счета учета природного капитала, совершенствование международных систем оценки природных ресурсов и состояния окружающей среды в макроэкономических показателях.
Организация крупномасштабных акций по пропаганде среди предпринимательских кругов идей устойчивого развития и возможностей продвижения к нему отдельных предприятий.
Предупреждение экспорта неустойчивости в Россию со стороны транснациональных корпораций.
Россия должна последовательно проводить линию на то, чтобы процессы глобализация отвечали принципам устойчивого развития. Чисто экономические критерии не должны рассматриваться в качестве движущего мотива глобализации. Придать глобализации человеческое измерение, поставив во главу угла интересы людей (а не корпораций) - такую постановку можно рассматривать как единственно приемлемое направление всего процесса и необходимое условие его устойчивости. Принципы равенства, справедливости и сохранения идентичности должны рассматриваться институтами, направляющими процессы глобализации, как более приоритетные, чем требования свободы торговли и либерализации экономики.
В российском обществе необходимо развивать дискуссии о проблемах глобализации, путях смягчения ее негативных последствий и месте России в этом процессе.
Необходима реформа Организации Объединенных Наций, которая к настоящему времени, как представляется, утратила ведущую роль в регулировании мировых процессов. Есть много рекомендаций, как сделать этот орган более эффективно функционирующим в соответствии с широкими правами, предоставленными ему мировым сообществом. Комиссия ООН по торговле и развитию после реформы должна более эффективно осуществлять контроль над ВТО. ООН должна повысить активность по контролю над национальными правительствами в области соблюдения прав человека, экологических требований, правил использования гуманитарной помощи и кредитов международных финансовых институтов.
Целесообразно тщательно изучить вопрос о создании глобальной экологической организации, ответственной за координацию действий в области охраны окружающей среды и устойчивого развития планеты. Основой такой организации может стать объединение структур ООН с экологическими функциями - ЮНЕП и Комиссии ООН по устойчивому развитию. Контроль над политикой крупных корпораций и выработка совместного кодекса правил, направленных на достижение общечеловеческих целей, может стать центром политики данного органа. Однако создание такого органа возможно только после реформирования ООН - если это условие не будет выполнено, новый орган окажется бесполезным.
Необходимы реформы деятельности международных финансовых институтов с целью обеспечить интеграцию человеческого измерения в процесс глобализации. Они должны играть более активную роль в борьбе с бедностью и за улучшение общественных благ (окружающая среда, образование, здравоохранение, информатизация). В связи с этим важнейшими задачами, стоящими перед Всемирным Банком и Международным Валютным Фондом, являются четкое определение роли и масштабов деятельности, которую эти организации могут играть в реализации принципов устойчивого развития.
Необходима реформа всех международных институтов, в том числе крупных международных общественных организаций, в таком направлении, чтобы их деятельность стала более прозрачной, а НПО, широким слои общественности, особенно бедные слоям населения и народам были созданы возможности быть услышанными. В тех случаях, когда это вызвано отсутствием технических средств передачи информации, необходимо привлекать к этому факту внимание международных доноров. Необходимо подготовить национальную оценку возможностей экологически безвредной (без повышения нагрузки на природные системы, ускорения развития ТЭК, хранения и переработки импортируемых ядерных отходов, в том числе ОЯТ) интеграции России в международное разделение труда.
Россия должна активнее и шире использовать экологическую аргументацию в экономических и финансовых переговорах с международными организациями и отдельными странами для регулирования долгов, получения выгодных займов, финансовой помощи, средств на охрану окружающей среды. Глобальный характер экосистемных услуг России, необходимость сохранения ее природного потенциала для мира в современных кризисных российских условиях делает страну первым претендентом на получение глобальных экологических компенсаций со стороны мирового сообщества. Перспективным механизмом, с помощью которого Россия может получить экономические выгоды от своего вклада в глобальную экологическую устойчивость, является учет расходов на охрану окружающей среды в счет погашения внешнего долга (так называемый обмен долги - природа ).