Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 21 Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 гг.

ВВЕДЕНИЕ

     Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы    подготовлена Министерством образования России совместно с Государственным НИИ семьи и воспитания РАО. Но по сути - это плод коллективного труда очень многих ведущих ученых, практиков и специалистов российской системы образования, так как в его разработке приняли активное участие не только члены специально созданной комиссии и рабочей группы при Министерстве, подразделения Министерства, заинтересованные организации, но и органы управления образованием субъектов Российской Федерации, конкретные образовательные учреждения.
    Достаточно сказать, что в ходе широкого обсуждения проекта Программы было получено более 150 конкретных конструктивных предложений и замечаний, которые в той или иной степени использованы при его доработке.
    Анализ этих материалов позволил сделать вывод о том, что в образовательных учреждениях России ведется интенсивный поиск новых педагогических средств, позволяющих сегодня каждому учащемуся усвоить позитивные нравственные ценности, социальные нормы, стать достойным гражданином своей Родины.
    Так, например, в Красноярском крае политика в области воспитания и дополнительного образования определена Программой развития системы общего образования края на период до 2001 года, основной целью которой является комплексное решение проблем воспитания в рамках всей системы образования, создание нового типа развивающей, воспитывающей и обучающей сферы, содействующей росту творческого потенциала личности.
    Под руководством Комитета по образованию г.Санкт-Петербурга разработана и успешно реализуется Программа воспитания, основными направлениями которой являются:
    - освоение учащимися ценностей культуры, формирование их нравственной позиции;
    - воспитание творческой индивидуальности;
    - развитие познавательной активности учащихся, их интеллектуальных способностей;
    - социальная адаптация и социальное творчество.
    Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан ставит перед педагогами задачу воспитания ребенка как представителя своей среды, своего народа с присущими ему национальным самосознанием и миропониманием, вместе с тем готового к диалогу и восприятию других культур.
    Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях Липецкой области строится на основе взаимодействия и сотрудничества в равной степени всех участников образовательного процесса - педагогов, учащихся, родителей. В школах области широко практикуется введение в штаты освобожденных классных руководителей и классных воспитателей. Максимально сохранены и развиваются традиции воспитания студенческой молодежи.
    В основу организации воспитательного процесса в учреждениях Московского комитета образования положены гуманистические ценностные ориентации. Объединены усилия различных ведомств и общественных организаций по созданию макровоспитательной системы, нацеленной на формирование у юных москвичей гуманистических нравственно-ценностных ориентаций.
    В образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) накоплен большой  опыт народной педагогики, возрождаются традиции семейного воспитания, активизируется работа с детьми и молодежью по месту жительства. Вопросы воспитания достойного гражданина возведены в ранг государственной политики Республики. Подобные примеры можно перечислять до бесконечности.
    Анализ представленных материалов позволяет сделать вывод о том, что:
    1. Создание и развитие воспитательных систем образовательных учреждений имеет особое значение в современных условиях социально экономического кризиса, когда свернули свою деятельность большинство ведомственных культурно-досуговых учреждений для детей и молодежи. В такой ситуации единственными центрами образовательной, культурной, а зачастую производственной и коммерческой деятельности для всего населения становятся образовательные учреждения, особенно на селе.
    2. Образовательное учреждение, становясь открытой социально-педагогической системой, позволяет расширить и укрепить взаимодействие с важнейшим социальным институтом - семьей.
    3. Принципы государственной политики в области образования как совокупность концептуальных идей и установок предоставили возможность самим педагогическим коллективам моделировать воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и культурным традициям региона.
    4. Практика педагогической деятельности последних лет доказала целесообразность и эффективность введения в образовательные учреждения своеобразного института воспитателей в лице социальных педагогов, практических психологов, организаторов детского движения, освобожденных классных воспитателей, педагогов дополнительного образования и других, что способствует реализации социальной политики государства в целом, решению вопросов воспитания подрастающих поколений.
    5. Целенаправленные формы сотрудничества общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей создают условия наибольшего благоприятствования для развития воспитательной функции образовательных учреждений, способствуют усилению познавательной мотивации учащихся.
    Минобразование России всегда рассматривало процесс воспитания как одну из важнейших стратегических задач образования, непрерывную систему развития личности в условиях образовательного процесса, начиная от дошкольного и кончая высшим профессиональным образованием. Это нашло свое отражение в деятельности по реформированию российского образования в целом, его законодательно-нормативной основы, которая создает условия для выполнения воспитательной миссии образования.
    На протяжении последних лет проведена серьезная разработка ряда документов по ключевым проблемам воспитания.
    Принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы стало возможным еще и потому, что на протяжении последних пяти лет наука также повернулась лицом к решению проблем воспитания. Минобразование старалось поддержать системные научные исследования, вариативные разработки концептуальных подходов к воспитанию; делало все для того, чтобы сохранить и развить практику моделирования воспитательного процесса в непрерывном образовании в зависимости от специфики, конкретных обстоятельств и возможностей образовательного учреждения.
    На сегодняшний день опубликовано более 30 авторских концепций воспитания и психологической поддержки детей и молодежи.
     Единой и абсолютной для всех концепции воспитания нет и быть не может. Право на жизнь имеют все ныне существующие концепции воспитания, а также те, что еще будут разрабатываться, так как реализация их зависит от многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д. В соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации (п.1) "... признается идеологическое многообразие".
    Каждый тип образовательного учреждения может иметь свою концепцию и программу воспитания с учетом вышеназванных факторов. Очень важно создать действительно единое образовательное пространство, что должно найти отражение не только в федеральном образовательном стандарте (имея в виду учебный процесс), но и в организации воспитательного процесса как составной части российского образования.
    В Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы выделены основные принципы организации воспитания. Некоторые из них.
    1. Воспитание в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"   рассматривается как целенаправленная  деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
    2. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.
    3. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов.
    В ходе реализация Программы предполагается:
    - сформировать новые принципы правового регулирования воспитания и развития детей и молодежи во всех основных сферах их жизнедеятельности;
    - проанализировать состояние и определить пути совершенствования подготовки и переподготовки педагогических кадров для  образовательных учреждений всех типов;
    - провести ряд фундаментальных научных исследований, направленных на формирование стратегии в области воспитания детей и молодежи;
    - обеспечить взаимодействие ведомственных и общественных организаций в реализации Программы через координацию деятельности по развитию воспитания; проведение экспертизы состояния воспитания учащихся в системе образования; разработку предложений в области развития личности и т.д.
    Сегодня практически во всех образовательных учреждениях, в научной педагогической среде, на уровне органов управления образованием идет обсуждение принципиально важного для всех нас вопроса - каким должно быть воспитание подрастающего поколения в системе образования России. Даже будучи социальным институтом практически для всех детей, подростков и молодежи, образование не может взять всю полноту ответственности за воспитание общества только на себя. Это задача государственной важности.