Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 21 Программа развития воспитания в системе образования в России на 1999-2001 гг.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

на 1999 - 2001 годы


Введение

     Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации "Об образовании" принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.
_________________________
В редакции Федерального закона от 13.01.96 12-ФЗ.

    Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования.
    Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрирования учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
    Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.
    Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ.     

1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно  изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В тоже время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
    Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения.
    Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
    Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.
    Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.
    В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике.
    В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.
    Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.
    В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
    Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
    Недостаточный объем производства и издания современной научно-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием.
    В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.
    В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.
    Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.
    Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское, патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
    Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.    

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Цель программы - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
    Задачи Программы:
    повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе;
    укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
    развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;
    повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;
    формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;
    использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;
    активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;
    развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;
    содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
    оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
    формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
    усиление роли семьи в воспитании детей;
    создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;
    повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;
    повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.     
     

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ

     В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
    Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.
    Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем-организаций и технологий.
    Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание.
    Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.
    Особое значение в современном обществе приобретают психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.
    Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.
    Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.
    Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
    Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
    Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
    Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
    Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
    Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.     
     

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

     Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
    Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:
    сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов;
    совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;
    стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации;
    обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.
    Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:
    разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни;
    организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста;
    разработка нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регулирования их качественного ассортимента;
    развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе.
    Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение;
    расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;
    разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;
    разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием;
    информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного образования.     
     

4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

     Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
    Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
    Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
    определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;
    формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
    усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;
    воспитание учащихся в духе демократий, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;
    укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
    повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
    создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
    включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;
    создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
    Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
    сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
    воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
    - достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
    - организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентации детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
    обеспечение вариативности воспитательных систем;
    планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этно-культурного компонентов;
    - развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
    усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;
    оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии (духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы;
    - создание условий для развития педагогики сотрудничества.
     Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает:
    - осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;
    - разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
    - рекомендации психологов и врачей;
    - целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.
    Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.
    Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями проживают в школах-интернатах, надолго отрываясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоциональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное место должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе.

4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного  образования детей

     Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
    Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации.
    Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
    Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия культур - русской и культуры народа, на территории которого находится образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.
    Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.
    Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:
    сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям;
    обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;
    упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей;
    обновление программно-методического содержания;
    создание федеральной системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей в образовательных учреждения всех типов;
    обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей;
    научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
    расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.
    

4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования

     В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.
    Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
    Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями.
    Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
    Основными источниками конфликтов и противоречий как правило становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении учреждением.
    Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
    Основными направлениями реализации этого является:
    утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;
    развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
    использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;
    создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов;
    возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
    развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;
    развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;
    изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона.
    Воспитание учащихся и студентов в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать в себя:
    дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;
    формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;
    поддержку профессионального роста;
    гражданское самоопределение;
    осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.
    Реализация указанных целей предполагает:
    оптимизацию правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;
    разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;
    сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;
    создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).
    Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения.