Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 16 Зарубежные пенсионные системы: опыт для России


ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ

     Модель пенсионной системы, сложившейся в ФРГ, характерна для Австрии, Италии,  Франции и большинства других стран Западной Европы. В целом система защиты  старости в ФРГ характеризуется сосуществованием ряда различных отдельных систем. В настоящее время эти отдельные системы значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, по организационным структурам, а также по уровню защиты, к которой стремятся эти структуры. Несмотря на существующие значительные различия, вся система предоставления защиты старости в  Федеративной Республике Германии характеризуется как система трех уровней .
    К первому уровню защиты в старости относятся все те отдельные системы, которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательным для определенного круга лиц. В целом в ФРГ существуют четыре обязательные системы такого типа:
установленное законом пенсионное страхование, которое является обязательной системой для рабочих и служащих, а также для некоторых особых категорий самозанятого населения (например, деятели искусств и публицисты; лица, имеющие ремесленные специальности; надомники и т.д.);
пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательной системой для госаппарата;
помощь по старости для фермеров, представляющая собой обязательную систему  для всех фермеров, а также для членов их семей;
пенсионное обеспечение по профессиональным группам, которое представляет собой обязательную систему для т.н. лиц свободных процессий (врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и другие).
    Ко второму уровню защиты в старости относится обеспечение по старости от предприятий. Многие предприятия выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на пенсию по возрасту т.н. пенсии от предприятий дополнительно к пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного страхования.
    Однако в ФРГ эта форма защиты в старости не является обязательной, она - добровольна. В конечном итоге предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии от предприятия, и если да, то в каком объеме. Система оформления предоставления пенсий от предприятий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей. Эта система пенсионного обеспечения может быть также урегулирована на уровне производственного соглашения для лиц, работающих на каком-либо одном предприятии, путем особого способа оформления трудовых договоров для отдельных работников.
    В ФРГ почти половина работников охвачена договорами об обеспечении по старости от предприятий. Однако другая половина работников не имеет права на получение пенсии от   предприятия.
    Третий уровень  защиты в старости - это забота о своей старости частным способом.
    Эта форма защиты в старости также является добровольной. В данном случае каждый может сам принимать решение, будет ли он что-то предпринимать для обеспечения своей старости и если да, то в каком виде и в каком объеме. Для этого приемлемы все формы создания частного капитала. Сюда, например, относятся: покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг или заключение договоров о долгосрочных сберегательных вкладах. Хотя в действительности эти формы создания капитала часто направлены на другие цели, а не  на обеспечение в пенсионном возрасте.
    Типичной же формой создания частного капитала является заключение договора о страховании жизни с целью накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном страховании.
    Особое значение в общей системе предоставления защиты в старости имеет установленное законом (обязательное) пенсионное страхование.
    78% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости.
    Особое значение установленного законом пенсионного страхования заключается еще и в том, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить пенсионеру достойный уровень жизни в старости. Это относится прежде всего к лицам, имеющим большой трудовой стаж, в течение которого выплачивались страховые взносы.
    Обеспечение по старости от предприятий и возможность частным способом позаботиться о своей старости имеют только дополнительную функцию, т.е. они дополняют доход пенсионера, который он получает из системы установленного законом пенсионного страхования, и не могут в обычном случае служить единственным источником, достаточным для обеспечения достойного уровня жизни в старости.
    Это становится совершенно очевидным, если обратиться к средним показателям размеров пенсии. Лицо, постоянно получавшее на протяжении 45 лет участия в системе установленного законом пенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате в стране, при выходе на пенсию будет получать ежемесячную выплату в размере около 2000 нем. марок. Это равняется примерно 70% чистой средней зарплаты работников, после вычетов. Средний же размер пенсии, предоставляемой от предприятий, составляет только около 500-800 нем. марок.
    Основным принципом для исчисления индивидуального размера пенсии является принцип зависимости размера пенсии от размера заработной платы и факта уплаты страховых взносов. Смысл данного принципа заключается в том, что размер пенсии застрахованного лица, в основном, зависит от того, как долго данное лицо было застраховано в системе пенсионного страхования и какую по размеру зарплату застрахованный получал в период уплаты страховых взносов.
    При определенных условиях для повышения размера пенсии могут быть также засчитаны и особые периоды времени, в течение которых застрахованные лица не уплачивали страховые взносы (например, периоды воспитания детей до возраста трех лет, периоды обучения в школе и университете, периоды безработицы, нахождения в плену и т.д.). Эти и другие т.н. мероприятия по социальному выравниванию дополняют принцип зависимости размера пенсии от размера зарплаты и факта уплаты страховых взносов в систему установленного законом пенсионного страхования. Одновременно в этих мероприятиях по социальному выравниванию заключается и важное отличие пенсионного страхования как направления социального страхования от частного страхования, в котором подобные мероприятия, в основном, не предусмотрены. В системе установленного законом пенсионного страхования в ФРГ примерно до 1/3 общего объема пенсионных выплат подпадают под вышеуказанные мероприятия по социальному выравниванию .
    Другим составным элементом установленного законом пенсионного страхования является динамика увеличения размера пенсий. Это означает, что после назначения пенсии приобретенные на пенсию права в течение жизни осовремениваются в зависимости от изменения размера средней заработной платы, с тем чтобы пенсия лица, получавшего среднюю зарплату в течение 45 лет, равнялась бы на момент выхода его на пенсию по достижении возраста 65 лет 70% чистой средней зарплаты работающих по найму. При этом подразумевается, что в дальнейшем пенсия будет ежегодно индексироваться (динамизироваться) в той же степени, в какой будут меняться размеры чистой заработной платы лиц, работающих по найму. Таким образом, гарантируется то, что пенсионеры принимают участие в реальном приросте дохода лиц, работающих по найму.
    Зависимость размера пенсии от размера зарплаты обусловливает финансирование пенсий за счет страховых взносов, зависящих в свою очередь от размера зарплаты. Страховые взносы взымаются при этом с заработных плат, облагаемых обязательными страховыми взносами, в размере установленного тарифа страхового взноса,  который в настоящее время как для пенсионного страхования служащих, так и для пенсионного страхования рабочих составляет 19,2%. Причем лица, работающие по найму, уплачивают половину этого взноса сами, а другую половину платит за них работодатель.
    Система пенсионного страхования помимо страховых взносов получает для финансирования своих расходов дотации от государства. Дотации показывают ответственность государства за существование дееспособной системы предоставления защиты в старости, которая в свою очередь является предпосылкой для стабильного экономического и социального развития страны. Государственные дотации в пенсионное страхование рабочих и служащих составляют в настоящее время 20% всех поступлений. Более 80% поступлений составляют страховые взносы.
    Принцип финансирования, используемый в установленном законом пенсионном страховании - это чисто распределительная система финансирования. Это означает, что страховые взносы, которые уплачиваются застрахованными лицами каждый месяц в пенсионное страхование, расходуются уже в следующем месяце для финансирования выплаты текущих пенсий. Таким образом не накапливается значительный капитал. Тем не менее учреждения пенсионного страхования обязаны иметь минимальный нормативный остаток средств в размере, необходимом для месячной выплаты пенсий.
    Применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике. Высокий потенциал пенсионной системы ФРГ позволил без особых потрясений вобрать в себя пенсионную систему бывшей ГДР. Опыт ФРГ оказывает большое влияние на развитие и формирование пенсионных систем во многих странах. Что касается нашей страны, то и у нас предпренимаются попытки учесть немецкий опып сочетания элементов различных пенсионных моделей.