Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2000г. Выпуск 20 Состояние и развитие законодательства в области социальной политики (пенсионное обеспечение, социальные льготы и гарантии, трудовые отношения)


Трудовые отношения

     Трудовое законодательство является одной из тех составных частей правовой системы, которые наиболее тесно связаны с социально -  экономическими основами общественного  устройства.
    В настоящее время основным законодательным актом в сфере трудовых отношений является Кодекс законов о труде Российской Федерации, принятый в 1971 году.
    За последние годы принят целый ряд законодательных актов, урегулировавших отдельные группы трудовых и связанных с ними отношений. Это, прежде всего, Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", новая редакция Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности , Федеральной закон О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений , Федеральной закон Об основах охраны труда в Российской Федерации , заменивший Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 1993 года.
    Отдельные проблемы модернизации трудового законодательства были решены путем внесения изменений и дополнений КЗоТ РФ. Изменены и дополнены отдельные статьи Кодекса, касающиеся дополнительных мер защиты трудовых прав работников в случае незаконного увольнения или неправомерного перевода на другую работу (статья 213), ограничения на включение в трудовой договор дополнительных условий о неразглашении сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну (статья 15), установления прав и дополнительных гарантий для членов комиссий по трудовым спорам (статья 235) и другие. В связи с ратификацией Конвенции МОТ 156 о трудящихся с семейными обязанностями, соответствующие положения Кодекса существенно изменены и дополнены.
    Помимо Конвенции 156 ратифицированы также Конвенция 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция 81 об инспекции труда и Протокол 1995 года к ней, Конвенция 150 о регулировании вопросов труда и Конвенция 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде.
_________________________
Напомним, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратифицированные международные договоры являются частью ее правовой системы и подлежат непосредственному применению.

    Следует отметить, что не всегда усилия Государственной Думы приводят к положительному результату. Так, в связи с особой сложностью решения проблемы исчисления продолжительности оплачиваемых отпусков (точнее будет сказать - определения источников их оплаты) законопроект Об отпусках не смог пройти даже первого чтения. Аналогичная участь постигла проект федерального закона Об объединениях работодателей . По этим и другим вопросам еще предстоит искать согласованные решения.
    25 июня 1999 года Государственная Дума приняла Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации , проект которого был принят в первом чтении еще в декабре 1995 года и задумывался первоначально как альтернатива принятию нового Трудового кодекса. В окончательной редакции закон не решает таких масштабных задач, однако может стать важным и значительным шагом в повышении правовой защищенности работников и создании реально действующих механизмов реализации трудового законодательства.
    В законе даются универсальные определения понятий работник и работодатель , которые, в совокупности с новым, уточненным определением трудового договора, определяют основы правового положения сторон трудовых отношений. Определения дополнены подробным перечнем основных прав и обязанностей работника и работодателя, что чрезвычайно важно для правильного понимания и применения трудового законодательства.
    Подобающее место в этом законе заняли нормы о запрещении дискриминации в трудовых отношениях, выражающие принцип равенства в труде. Право на защиту от дискриминации подкреплено возможностью в судебном порядке требовать устранения дискриминации, а также возмещения причиненного ущерба и компенсации морального вреда.
    Определение работодателя как стороны трудовых отношений дополнено понятием должностных лиц организации, которые осуществляют полномочия работодателя - юридического лица. Создание необходимого понятийного аппарата позволяет произвести по тексту Кодекса терминологические замены, которые четко разделяют полномочия и ответственность работодателя и его представителей. Если раньше в большинстве статей Кодекса субъектом правоотношений выступала администрация, то теперь это будет работодатель (либо физическое либо юридическое лицо), являющийся стороной трудового договора и несущий всю полноту ответственности за соблюдение требований законодательства и условий трудового договора.
    Уточняется понятие и повышается роль трудового договора в установлении условий труда, закрепляются требования к содержанию трудового договора, к порядку его заключения и изменения, ограничивается необоснованное применение срочных трудовых договоров.
    Предусмотрено повышение материальной ответственности работодателя и должностных лиц организации за нарушение законодательства о труде и охране труда. Меры ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и расчета при увольнении состоят в обязанности работодателя выплачивать денежную компенсацию в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации  за каждый день задержки заработной платы.
    При длительной (более 10 дней) задержке выплаты заработной платы работникам предоставляется право приостанавливать работу на весь период задержки выплаты с оплатой времени приостановки работы как времени простоя.
    Устанавливаются более гибкие и выгодные для работников правила компенсации работы в сверхурочное и в ночное время, увеличиваются гарантии в случае простоя не по вине работника. В соответствии с нормами Конвенции МОТ вводится порядок исчисления размеров выходных пособий в зависимости от стажа работы работника у данного работодателя.
    Несмотря на общую направленность закона на усиление защиты прав работников, в нем также учтены и интересы. Внесены изменения и дополнения, позволяющие работодателю эффективнее защищать свою собственность. Работник, совершивший хищение собственности работодателя, может быть уволен. Для предотвращения производственных убытков работодатель может привлекать работников к сверхурочным работам и работам в выходные дни, переводить работника временно на другое рабочее место.
    Данный Федеральный закон в декабре 1999 г. был отклонен Советом Федерации и сейчас работает совместная согласительная комиссия.
    В стадии согласительных процедур с Советом Федерации находится также принятый Государственной Думой Федеральный закон О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении . Этот закон устанавливает основания и порядок выплаты, а также размер денежной компенсации работникам в связи с нарушением работодателем сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении. Также, как и в новой редакции КЗоТ РФ, предлагается обязать работодателя выплачивать компенсацию в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации   за каждый день задержки заработной платы исходя из размера всех невыплаченных сумм. Это соответствует санкциям, установленным в налоговом и бюджетном законодательстве России в случае задержки уплаты налогов в бюджеты, несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств и несвоевременного осуществления платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
    В настоящее время проблема невыплаты или задержки выплаты заработной платы является одной из наиболее острых проблем для нашей страны в социально-трудовых отношениях. Без решения этой проблемы ни о каком реформировании трудового законодательства не может быть и речи. Ни ужесточение административной ответственности руководителей организаций, ни даже введение уголовной ответственности за невыплату заработной платы не привели пока к желаемому результату. Принятие Федерального закона о компенсациях позволит, по нашему мнению, задействовать иные механизмы, сделать задержку выплаты заработной платы экономически невыгодной работодателю.
    Примерной программой законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2000 г.  предусмотрено рассмотрение законопроектов О внесении дополнений в статью 251 КЗоТ РФ и о дополнении  статьей 231 Внеочередное предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска Закона Российской Федерации О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (о предоставлении отпуска родителям во время поступления ребенка в учебное заведение) и О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О порядке  разрешения коллективных трудовых споров (об определении минимума необходимых работ на производстве  в период проведения забастовки).
    Несмотря на то, что в течение последнего десятилетия в КЗоТ РФ вносились многочисленные дополнения, уточнения и поправки, в целом он уже не соответствует реально существующим сегодня экономическим отношениям и новому законодательству и отражает большей частью трудовые отношения предшествовавшей модели социалистической экономики.
     В настоящее время, согласно официальной статистике, почти 70% валового внутреннего продукта создается на предприятиях и в организациях негосударственного сектора. КЗоТ РФ, который сформировался в условиях, когда единственным работодателем являлось государство, уже не отражает характера трудовых отношений.
     В этих условиях усилилась роль договорных отношений между работником и работодателем и значительная часть трудовых вопросов на практике  стала регулироваться положениями и нормами нового Гражданского кодекса РФ, а также на основе ряда принятых законов, регламентирующих экономические отношения в обществе. Вследствие сокращения применения норм трудового законодательства из-за использования положений гражданского права уменьшается правовая защищенность работников.
    Другим  широко распространенным явлением стало откровенное игнорирование многими работодателями трудового законодательства. По - существу, действующий КЗоТ практически  не работает в частном секторе,  а его нарушители не несут никакой ответственности. Также не выполняется и Указ Президента Российской Федерации 458 от 10 марта 1994 года "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан", предусматривающий необходимость усиления надзора за соблюдением коллективных договоров, недопущения случаев задержки заработной платы.
    Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляют работников принимать любые условия "хозяина". Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.
    Практически, в российской экономике стихийно сложились два правовых режима регулирования трудовых отношений - писаное формальное трудовое право для государственных организаций и обыденное право для нового коммерческого сектора. Первое все более и более размывается под действием социально-экономических процессов, второе недоступно не только для регулирования государством, но и зачастую не позволяет обеспечить судебную защиту граждан. Такую ситуацию невозможно признать нормальной.
    Если в бюджетных организациях устаревший и далеко не идеальный КЗоТ РФ еще как-то соблюдается, то в коммерческом секторе он просто не работает. Здесь преобладают так называемые "неформальные" трудовые взаимоотношения, когда контакты между работником и работодателем не оформляются юридически (или оформляются не полностью или неправильно) и часто выражены в устных договоренностях.
    В итоге получает все большее распространение грубейшее нарушение трудовых прав: прием на работу без заключения договора и оформления трудовой книжки. На третий-четвертый месяц работы новичок-работник перестает получать заработную плату под различными предлогами и в конечном итоге оказывается обманутым. В правовом отношении защитить такого работника затруднительно. Жертвами подобных действий становятся большей частью молодежь и женщины, работающие по найму в частном коммерческом секторе.
    Все это говорит о том, что трудовое законодательство нуждается в серьезном реформировании, поскольку под угрозой может оказаться социальная стабильность в обществе. Очевидно, что главной задачей предстоящего реформирования является определение наиболее оптимального сочетания между производственно-экономической и защитной функциями трудового законодательства.
     Вместе с тем, новое российское законодательство о труде разрабатывается в условиях  нестабильности и отсутствия четко обозначенной перспективы развития общества.  Конечная цель преобразований остается весьма  расплывчатой и часто определяется в настоящее время как  формирование социально ориентированной рыночной экономики В принципе, под такое определение может подойти несколько типов социально - экономических отношений.  Поскольку трудовое законодательство является социально-правовым следствием закрепления этих отношений, то в настоящее время чрезвычайно трудно четко определить долговременную стратегию законотворчества в области трудовых отношений. Именно поэтому в обществе существуют ряд противоположных по духу проектов реформирования трудового законодательства.    
     В настоящее время в Государственной Думе находятся четыре различных проекта Трудового кодекса Российской Федерации. Примерной программой законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2000 г. их рассмотрение предусмотрено  в декабре.
    Один проект внесен Правительством Российской Федерации, другой - депутатом Государственной Думы второго созыва Т.Г.Авалиани,  третий - депутатом Государственной Думы второго созыва А.Г.Головым и четвертый - депутатами Государственной Думы третьего  созыва: В.Т. Сайкиным, А.К.Исаевым, А.И.Лукьяновым, А.С. Ивановым, Л.Н.Яркиным, Г.Б.Мирзоевым, В.В.Гребенниковым, В.В.Рязанским.
    Представленный Правительством Российской Федерации проект Трудового кодекса  отличается от других проектов лучшей проработанностью с точки зрения  юридической техники. В целом заслуживает одобрения  структура проекта, а также  детальное  изложение целого ряда институтов трудового права.
    Концепция проекта, внесенного Правительством Российской Федерации, основана на необходимости приведения действующего трудового законодательства, сформированного в условиях, когда практически единственным работодателем являлось государство, в соответствие с новыми экономическими условиями складывающихся в стране рыночных отношений. При этом нельзя не обратить внимание на то, что в пояснительной записке к проекту  констатируется, что законопроект концептуально исходит также из того, предоставление гарантий не должно быть обременительно для работодателя .
    На этом основании предлагается снять ряд гарантий и льгот таким категориям работников, как женщины, имеющие детей, инвалиды, несовершеннолетние лица и лица, совмещающие работу с обучением.
    В целом проект имеет направленность на значительное ограничение существующих правовых гарантий работников.
    По - новому предлагается решить проблему полномочий профессиональных союзов. В частности, признается нецелесообразным сохранение принципа согласования с профсоюзами большинства управленческих решений.
    Законопроект, внесенный в Государственную Думу депутатом Т.Г.Авалиани, по своей сути является альтернативным  правительственному проекту. Он отличается прежде всего тем, что он существенно расширяет полномочия трудовых коллективов по сравнению с действующим законодательством. Представленный проект разработан на основе действующего КЗоТа, Закона РФ О коллективных договорах и соглашениях и Федерального закона О порядке разрешения коллективных трудовых спорах . Поэтому часть его положений полностью совпадает с аналогичными положениями указанных правовых актов.
     Значительное число норм проекта, направлено на расширение трудовых прав работников по сравнению с действующим КЗоТом. При этом финансирование дополнительных льгот предлагается производить за счет или самих работодателей, или за счет федерального бюджета. В целом законопроект Т.Г.Авалиани  значительно расширяет права  трудящихся в сфере трудовых отношений.
    Концепция проекта Трудового кодекса, внесенного депутатом Государственной Думы А.Г.Головым, развивает существующую сегодня тенденцию массированного вторжения гражданского законодательства в регулирование трудовых отношений. Исходные положения концепции проекта состоят в том, что в связи с изменениями экономических отношений акценты в трудовом праве должны быть перенесены на усиление роли договорных отношений.
    Причем автор проекта  перенес понятия и категории гражданского права на трудовые отношения, имеющие иную правовую природу. Это привело к включению в проект Трудового кодекса целого положений, принятие которых, на наш взгляд, крайне затруднительно.
    Непонятно, что имеется в виду, когда говорится о полном или частичном отказе гражданина от трудовой правоспособности и (или) дееспособности. Неясно, каковы правовые последствия признания работника "неправомерно отсутствующим", какова процедура такого признания, каким образом "обычай делового оборота" может быть применим к регулированию трудовых отношений  и т. д. Надуманными, на наш взгляд, являются положения, касающиеся так называемых ненадлежащих работников и работодателей.     
     Проект Трудового кодекса, внесенный   депутатами Государственной Думы третьего созыва: В.Т. Сайкиным, А.К.Исаевым, А.И.Лукьяновым, А.С. Ивановым, Л.Н.Яркиным,Г.Б.Мирзоевым, В.В.Гребенниковым, В.В.Рязанским  содержит значительное количество норм, направленных на усиление социальной защиты и государственных гарантий трудовых прав работников.
    В частности, предусматривается повышение оплаты труда за работу в выходные дни, за работу в сверхурочное время, при невыполнении норм выработки не по вине работника, за время простоя не по вине работника.
    Повышены гарантии работников при приеме на работу, при переводе, смене собственника.
    Так, запрещен отказ в приеме на работу по мотивам, не связанным с деловыми качествами работника. При отказе работодатель, по требованию работника, должен сообщить причину отказа в письменной форме, а сам отказ может быть обжалован в суд. Исключено такое основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя, как неявка на работу в течение более 4-х месяцев подряд вследствие его временной нетрудоспособности.
    В проект Кодекса включены новые статьи, посвященные особенностям регулирования труда сезонных, временных работников, надомников.
     Нормы, определяющие полномочия и порядок деятельности органов профессиональных союзов приведены в соответствие с Федеральным законом О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности .  
     Если оценивать содержание представленных проектов с точки зрения общеполитической ориентации, то можно охарактеризовать, конечно с определенной степенью условности, правительственный проект - как умеренно-либеральный , проект депутата А.Г.Голова - как радикально - либеральный , а проект,  разработанный общественной организацией Фонд Рабочей Академии и  внесенный депутатом Т.Г.Авалиани - отражающий взгляды лидеров леворадикального рабочего движения. Четвертый проект Трудового кодекса, внесенный группой депутатов Государственной Думы третьего  созыва,  можно охарактеризовать как профсоюзный .   
     В настоящее время в Государственной Думе предпринимаются попытки выработать консолидированный вариант проекта Трудового кодекса Российской Федерации.